Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
1.1 Задачи контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся в условиях общеобразовательного учреждения
1.2 Формы, виды, методы контроля
1.3 Использование десятибалльной системы
Глава 2 Педагогический опыт в оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»
2.1 Общая характеристика норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»
2.2 Составление плана-конспекта на разные виды контроля
2.3 Методические рекомендации к организации контроля знаний и умений учащихся на уроках трудового обучения
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Значение труда в развитии личности общепризнанно, поскольку трудовое воспитание способствует формированию необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда. В настоящее время значение, формы, методы, содержание уроков труда в школе пересматриваются в рамках новых общественных тенденции. В современной школе успешное формирование личности возможно лишь при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.
Образовательный процесс меняется из года в год, но трудовое воспитание школьников имеет первостепеннейшее значение и сейчас. Активное включение ребенка в трудовой процесс способствует изменению мнения ребенка о самом себе. Радикальным образом изменяется самооценка, которая повышается под влиянием успехов в трудовой деятельности.
В соответствии с типовым учебным планом средней школы изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется с первого по девятые классы. По одному часу в неделю в I-V классах и в IX классе, по два часа в неделю с VI по VIII классы Основная цель учебного предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» - формирование основ компетентности учащихся в различных сферах трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, декоративно-прикладного творчества, способствующей социализации личности в современных социально-экономических условиях. Содержание учебных программ представлено инвариантным и вариативным компонентами и реализуется в процессе теоретического и практического обучения. Инвариантный компонент учебного предмета включает разделы: «Основы приготовления пищи», «Основы изготовления швейных изделий», «Основы домоводства», «Основы выращивания растений». Сегодня на уроках труда девочки изучают процесс приготовления пищи, а также основы сервировки стола, кройку и шитьё, вязание, декоративно-прикладное искусство (например, плетение из бисера). Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
1.1 Задачи контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся в условиях общеобразовательного учреждения
Контроль является неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека.
Педагогический контроль - система проверки результатов обучения и воспитания; без него невозможна учебная работа ученика и работа учителя [11].
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выступает важны элементом учебного процесса, поэтому естественно, что разные стороны данного явления привлекают постоянное внимание специалистов и преподавателей.
Образовательный стандарт с обязательным образовательным минимумом его содержания и требованиями к уровню подготовки учащихся объясняет подходы к разработке технологии проверки и оценки соответствия выполнения школьникам требований стандарта в современных условиях. Содержание вышеупомянутых требований становится наиболее важным критерием для оценки обязательных результатов обучения. Этот подход получил такое название, как критериально-ориентированным и используется именно при итоговом контроле знаний и умений учащихся, чтобы определить, соответствует ли уровень подготовки полученного выпускником образования уровню требований, изложенных в стандарте. Поскольку нам нужна стандартизированная процедура для проверки знаний, умений, навыков обучающихся, многие учителя и преподаватели считают тесты, контрольные и самостоятельные работы оптимальным средством проверки. Однако так было не всегда.
ГЛАВА 2 Педагогический опыт в оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»
2.1 Общая характеристика норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»
Неотъемлемой частью образовательного процесса на уроках профессионального обучения является оценка результатов учебной деятельности учащихся, которая осуществляется с учетом не только их теоретических знаний, но и практических навыков, а также элементов творчества.
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся – определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по трудовому обучению.
В соответствии с «Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» установлены следующие основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся: поурочный, тематический.
Тематический контроль проводится для проверки уровня знаний учащихся, которые осваивают учебный материал по определенной теме программы. Чаще всего для его проведения используются письменные методы контроля, позволяющие за короткое время определить уровень подготовленности класса в целом и каждого учащегося в отдельности [19].
Письменные методы контроля оценки результатов учебно-образовательной деятельности учащихся по трудовому обучению могут быть выполнены в виде теста, самостоятельной работы, а также технологических заданий [19].
Поурочный контроль учебной деятельности в рамках трудового обучения проводится на каждом занятии. основная его цель - проверка усвоения учащимися программного материала. Данный вид контроля имеет стимулирующее, воспитательное и корректирующее значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве цели нашего исследования мы рассматривали изучение теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроках «Обслуживающего труда».
Анализ литературных источников позволил нам сделать выводы о том, что контроль является неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы. История развития отметок исчисляется веками, а система контроля и проверки - тысячелетиями.
Под контролем принято понимать процесс выявления, измерения, оценивания знаний, умений и навыков обучаемых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Как и любой процесс контроль имеет свои цели, задачи и функции.
В качестве основной цели проверки и оценки качества знаний обучающихся является определение качества усвоения программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом.
Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования, с использованием преподавателем различных форм контроля.
Формы контроля знаний и умений учащихся представлены многочисленными, разнообразными видами деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий.
Несмотря на то, что педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, на сегодняшний день, наиболее рациональным способом оценивания является оценивание по десятибалльной системе. Эта система позволяет разграничить уровень усвоения предметов, убрать цифровую несправедливость в оценивании знаний учащихся со стороны учителя и организовать самоконтроль и самооценку возможностей предстоящей деятельности по изучению учебного материала темы.
1. Баранов, С.П. Принципы обучения / С.П. Баранов. - М. : Академия, 2009. - с.354
2. Бим-Бад,, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М. : Дрофа, 2002. - 219 с.
3. Воронцов, А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся / А.Б. Воронцов - 1999 - № 7 - с.25
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения /В.В. Давыдов. М. : ИздатЦентр. - 2013. - 333 с.
5. Десятибальная система оценивания [Электронный ресурс] / Архив студенческих работ. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/.
6. Контроль знаний, умений и навыков учащихся [Электронный ресурс] / Информационный студенческий ресурс. – Режим доступа: https://studopedia.net/.
7. Куклин, В.Ж. О технологии оценки качества знаний / В.Ж. Куклин [и др.] // Высшее образование в России. №3, 2003. С. 146-153.
8. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – М. : Гуманит, 2014. - 566 с.
9. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по предмету «Трудовое обучение» [Электронный ресурс] / Платформа для публикации. – Режим доступа: https://pandia.ru/.
10. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М. : Академия, 2005. - 421 с.
11. Педагогический контроль, как система научно-обоснованной проверки [Электронный ресурс] / Электронная библиотека. – Режим доступа: https://www.stud24.ru/.
12. Подласый, И.П. Основы педагогического мастерства. Педагогика в 2 кн. / И.П. Подласый. М. : Дрофа, 2009. - 404 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах И.П. Подласый. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2010.
14. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. пособие / И.И. Прокопьев. - Мн. : Аверэв, 2012, - с. 544
15. Результаты обучения [Электронный ресурс] / Педсовет. – Режим доступа: https://pedsovet.org/.
16. Стратегия реформы образования [Электронный ресурс] / Академик. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/.
17. Формирование навыков контроля и самокотроля на уроках [Электронный ресурс] / Киберленинка. Научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
18. Юстимов, П.П. Контроль знаний и умений на уроке / П.П. Юнусов. - М. : Дрофа, 2010. - 300 с
19. Яворская, Л. М. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля : 5–7е кл. : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. М. Яворская, Н. И. Шульга. – Минск : СэрВит, 2012. – 104 с. – (Контрольно-измерительные материалы).