Организационно-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организационно-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2020
45.00 BYN
Организационно-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Организация: Ясли-сад д. Остромечево, ГУО
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»
Приложение Б Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?”
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2
ПУТИ И СРЕДСТВА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.2 АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст – это время быстрого развития всех специфических для человека психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое обучение являются важными предпосылками их полного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на фоне неблагоприятной чувствительности организма и низкой устойчивости к болезням. Каждое перенесенное заболевание влияет на общее развитие детей. Поэтому, во время адаптации к дошкольному учреждению, важно создать благоприятные условия для того, чтобы ребенку было комфортно оставаться там.
Поступление ребенка в учреждение дошкольного образования – сложный и важный этап в жизни ребенка и взрослого. За это время воспитанник раннего возраста адаптируется к новым социальным условиям, а именно, к детскому саду. Это обычно вызывает серьезное беспокойство у взрослых. Ребенок привыкает к определенному режиму, кормлению, укладыванию, развитию определенных отношений с законными представителями и привязанности к ним. Физическое и умственное развитие, а также будущие успехи в детском саду и в семье, зависят от перехода привычного для ребенка распорядка дня, к неизвестным взрослым и сверстникам. Когда педагоги и законные представители объединяют свои усилия и предлагают детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и информативную жизнь в детском саду и дома, это является ключом к оптимизации детей раннего возраста в детском саду.
Важность проблемы адаптации связана с новыми потребностями дошкольного образования посредством организации ранней адаптации детей к учреждению дошкольного образования. В течение этого времени важно создать позитивный эмоциональный климат для ребенка с помощью психофизических воздействий. Привыкнуть к учреждению дошкольного образования не так просто. Никто не может предсказать, каким будет внезапное превращение ребенка из «дома» в ребенка из «детского сада». Страдают и дети, и законные представители. Прием в учреждение дошкольного образования часто бывает стрессовым для ребенка. Это связано с тем, что меняется не только распорядок дня, но и окружающая среда ребенка. Основной причиной стресса является большое количество незнакомых людей.
ГЛАВА 1
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
При поступлении ребенка раннего возраста в учреждения дошкольного образования появляется проблема адаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенка ограничены. У ребенка возникает так называемый «адаптационный синдром», который является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Взаимосвязь психофизического развития – это особенность раннего возраста. На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. У маленьких детей довольно неустойчивое эмоциональное состояние. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции. Когда ребенок долго находится в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от подготовленности ребенка в семье к посещению детского учреждения, зависит протекание адаптационного периода и его дальнейшее развитие. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, нужна профессиональная помощь семье, в этой роли выступает учреждение дошкольного образования. Учреждение дошкольного образования должно быть «доступным» по всем возникающим вопросам развития и воспитания.
Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья человека, развития навыков общения, особенностей его нервной системы, а также от грамотных действий законных представителей и сотрудников детского сада. Учреждение дошкольного образования – это ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми и пытается найти место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими [10].
В педагогической литературе в большей степени описаны вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста. Адаптация определяется, прежде всего, как педагогическая проблема, для решения которой требуется создание условий, которые бы удовлетворяли потребности детей в общении, хорошего медицинского обслуживания детей, правильной организации воспитательного процесса, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием.
ГЛАВА 2
ПУТИ И СРЕДСТВА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Формы и методы взаимодействия учреждения дошкольного образования и законных представителей являются средством организации их совместной деятельности и общения.
Основная цель всех форм и методов сотрудничества в дошкольных учреждениях с семьей – построить доверительные отношения с детьми, законными представителями и педагогами, объединить их в команду, повысить необходимость делиться своими проблемами [19].
Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям детского сада. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.
1) Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в учреждение дошкольного образования. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в учреждение дошкольного образования, нужно “одомашнить” группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание воспитанника раннего возраста на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
2) Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
– знакомство, сближение детей между собой;
– знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация – это приспособление тела к новой среде, для ребенка это учреждение дошкольного образования, несомненно, он представляет собой новое, неизвестное пространство с новой средой и новыми отношениями. Степень, в которой ребенок готов к детскому саду, зависит от продолжительности фазы адаптации, которая иногда может составлять шесть месяцев, и от дальнейшего развития ребенка. Координация между законными представителями и воспитателями является предпосылкой успешной адаптации. Прежде чем ребенок входит в группу, воспитатели должны связаться с семьей.
Работа педагога заключается в том, чтобы успокоить взрослых, предложив им проверить комнаты в группах, показать раздевалку, кровать и игрушки, рассказать им, что будет делать ребенок, во что поиграть. Представьте их повседневную жизнь и вместе обсудите, как можно сократить время наладки.
С другой стороны, законные представители должны внимательно прислушиваться к рекомендациям воспитателя, учитывая его советы, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, дружеские отношения между законными представителями и воспитателями, он намного быстрее адаптируется к новой среде.
Развитие деятельности и общения со взрослыми и сверстниками оказывает особое влияние. Знание индивидуальных возрастных характеристик, хода кризиса и развития взаимодействий в младшем дошкольном возрасте поможет педагогу создать групповую среду, которая будет приятна каждому ребенку. Знание возрастных особенностей детей младшего возраста и содержания ведущих занятий поможет организовать их жизнь в группе детского сада на этапе адаптации, что должно сделать этот этап более успешным.
Необходимые условия для адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования включают в себя: координацию действий законных представителей и воспитателя, сближение подхода к индивидуальным характеристикам ребенка в семье и детском саду.
Процесс идеологической обработки ребенка в учреждении дошкольного образования достаточно длительный и включает в себя значительную нагрузку на все физиологические системы организма ребенка, и резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Требуется постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальную адаптацию.
1. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду: дошкольная педагогика [Текст] /Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 2-С.58−60
2. Борисова, Т. Я люблю ходить в детский сад?! Как успешно адаптировать ребенка к дошкольному учреждению/Т. Борисова // Детский сад от, А до Я. — 2009. — № 2. — С.108−117
3. Бурмантова, Е. Социально-педагогические механизмы успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению/Е. Бурмантова // Детский сад от, А до Я. — 2009. — № 2. — С.34−47
4. Васильева, Н. К вопросу о психологической адаптации детей дошкольного возраста/Н. Васильева // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С.35−38
5. Васильева, Н. К вопросу социально-психологической адаптации/Н. Васильева // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 8. — С.16−18
6. Васильева, Н. Как поддержать личностное развитие детей 2−3 лет/Н. Васильева // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 10. — С.71−74
7. Вершинина, Л. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению/Л. Вершинина // Детский сад от, А до Я. — 2009. — № 2. — С.4−16
8. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги/Т. Гризик // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 9. — С.57−61
9. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы [Текст] /Обруч // Т. Доронова. — 2006. — № 5. — С.32−34
10. Дронова, Н.А. В детский сад с улыбкой/Н.А. Дронова // Детский сад. Управление. — 2009. — № 1. — 11−12
11. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] /Е.В. Жердева //. — Изд.2-е. — Ростов Н/Д: Феникс. — 2007. — С. 192
12. Зубова, Г. Г. Первый раз детский сад/Г.Г. Зубова // Управление ДОУ. — 2003. — № 6. — С.67−81
13. Кирилова, Т. Одиннадцать советов для родителей, чьи дети посещают детский сад/Т. Кирилова // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 4. — С.104−106
14. Кожина, А.Л. Заблаговременное знакомство/А.Л. Кожина // Детский сад. Управление. — 2009. — № 3. — С.4−5
15. Корриган, Дж.А. Детский сад с точки зрения ребенка/Дж.А. Корриган // Детский сад от, А до Я. — 2011. — № 4. — С.107−110
16. Костина, А. Новые подходы адаптации детей раннего возраста/А. Костина // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1. — С.34−37
17. Кошелева, А.Д. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ/А.Д. Кошелева. — М., 2004
18. Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей/Т.А. Лукина // Ребенок в детском саду. — 2008. — № 3. — С.46−49
19. Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ: ранний возраст/О.Л. Мочалова // Ребенок в детском саду. — С.54−59
20. Муравьева, А.К. Адаптация в детском саду/А.К. Муравьева // Детский сад от, А до Я. — 2012. — № 1. — С.94−102
21. Недосека, О. Адаптация ребенка в детском саду/О. Недосека // Детский сад от, А до Я. — 2009. — № 2. — С.17−21
22. Паутова, Н. До свидания, лето! /Н. Паутова // Дошкольное образование. — 2009. — № 17. — С.4
23. Пахомова, Л. «Вместе весело шагать по просторам?» [Текст] /Л. Пахомова // Детский сад от, А до Я. — 2011. — № 4. — С.43−50
24. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия. — 2002. — с.528
25. Петрушина, Т. Группа кратковременного пребывания как фактор ранней адаптации детей к условиям детского сада/Т. Петрушина // Детский сад от, А до Я. — 2009. — № 2. — С.118−121
26. Психологический словарь/Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика. — 1996. — с.440
27. Савчина, М.Д. Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста/М.Д. Савчина // Детский сад от, А до Я. — 2011. — № 1. — С.81−89
28. Семина, О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. — 2003. — № 4. — с.33−36.
29. Смирнова, Е. Как «отдать» малыша в детский сад? /Е. Смирнова // Детский сад. Управление. — 2009. — № 1. — С.2.
30. Чернигина, Е.В. К вопросу о влиянии детско-родительского взаимоотношения и семейной ситуации на развитие личности и социализацию ребенка раннего возраста в детском саду/Е.В. Чернигина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 2. — С.42−50.
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»
Приложение Б Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?”
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты