Введение
1 Содержание, задачи и функции контроля и контроллинга
1.1 Понятие, содержание, формы и место управленческого контроля в процессе управления
1.2 Стратегический и оперативный контроллинг в системе управления
1.3 Задачи и инструменты контроллинга маркетинговой деятельности
2 Характеристика РУП «Минскэнерго» и организации системы контроля
2.1 Организационно-экономическая характеристика и система управления РУП «Минскэнерго»
2.2 Структурно-функциональный анализ системы управления
2.3 Производственно-финансовые показатели
2.4 Состояние управленческого контроля в филиале «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго»
3 Возможные направления совершенствования системы контроля и внедрения контроллинга
3.1. Совершенствование контроля производственно-хозяйственной деятельности
3.2 Предложения по внедрению контроллинга
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Достоверная учетная информация необходима не только руководству (владельцу) организации для определения стратегии ее развития и способов повышения эффективности производства, но и государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности организации и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска; акционерам и учредителям — для объективной оценки результативности работы организации. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели и другие организации, с которыми поддерживаются деловые и финансовые взаимоотношения.
На современном этапе развития экономики наряду с информационной возрастает и контрольная функция учета. Совершенствование управления процессами общественного воспроизводства на основе внедрения рыночных отношений, хозяйственного расчета и самофинансирования, аренды и других прогрессивных методов хозяйствования обусловливает необходимость улучшения бухгалтерского учета как инструмента контроля за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращения непроизводительных расходов и потерь.
Контроль за наличием и движением имущества, рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Учетная информация обеспечивает контроль за рациональным использованием средств - величиной трудовых и материальных ресурсов на производство и реализации продукции, уровнем ее себестоимости.
Учетная информация дает возможность реализовать три функции управления: прогнозирование, контроль и оценку.
Прогнозирование (планирование) предполагает процесс формирования порядка действий, которые должны быть предприняты в будущем. Оно включает постановку определенной цели, изыскание вариантов и путей ее достижения при наименьших издержках.
Контроль включает в себя комплекс процедур по отслеживанию фактического выполнения нормативно-плановых заданий. От бухгалтера на данной стадии требуется информация, которая содержит сопоставление фактических издержек и доходов с нормативно-плановыми показателями.
Современная экономика требует новых подходов к управлению. Один из
1 Содержание, задачи и функции контроля и контроллинга
1.1 Понятие, содержание, формы и место управленческого контроля в процессе управления
Слово «контроль», как и слово «власть», рождает, скорее всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т. п. — в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности [9, с. 47].
Вследствие такого устойчивого восприятия контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам: это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе, это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Контроль — важная функция менеджмента. По своему содержанию контроль является управленческой деятельностью, задачами которой служат количественная и качественная оценка и учет результатов работы не только всей организации, но и ее отдельных структурных единиц. Главные инструменты выполнения этой деятельности — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным корректируются ранее принятые решения и планы [15, с. 51].
Деятельность любой фирмы всегда направлена на достижение конкретных целей. Чтобы не сбиться с намеченного курса, необходим постоянный контроль за тем, как реализуются разработанные программы. Решению этой задачи способствовало использование схемы управления.
Контроль выступает как неотъемлемая составная часть всего процесса рационализации хозяйственной деятельности фирмы. В его задачу входят предвидение возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, а также в случае их совершения обеспечение неотвратимости воздействия и
2 Характеристика филиала «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» и организации системы контроля
2.1 Организационно-экономическая характеристика и система управления филиала «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго»
Минское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Минскэнерго» прошло государственную регистрацию решением Минского городского комитета от 29 сентября 2000 г. № 1099 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100071593. Республиканским органам государственного управления для минского республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Минскэнерго» является Министерство энергетики Республики Беларусь.
РУП «Минскэнерго» имеет обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), не являющиеся юридическими лицами, согласно положению.
Филиал «Минские тепловые сети» является филиалом РУП «Минскэнерго».
Руководитель обособленного структурного подразделения филиала «Минские тепловые сети» действует на основании доверенности, выданной РУП «Минскэнерго». РУП «Минскэнерго» несет ответственность за деятельность своих обособленных структурных подразделений.
Предметом деятельности филиала «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» является осуществление производства, передачи, распространения электрической и тепловой энергии и продажи этой энергии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам в целях удовлетворения их потребностей в электрическом и тепловой энергии, а также иной коммерческой деятельности.
Основными целями деятельности филиала «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» являются надежное, качественное, безопасное, экономически эффективное функционирование и инновационное развитие производства, передачи, распределения и продажи электрической и тепловой энергии потребителям, а также получения прибыли для удовлетворения экономических интересов филиала на основании стратегии развития предприятия.
Основными задачами филиала «Минские тепловые сети» РУП
3 Возможные направления совершенствования системы контроля и внедрения контроллинга
3.1 Совершенствование контроля производственно-хозяйственной деятельности
Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.
Анализ хозяйственной деятельности — одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности предприятий, фирм, домашних хозяйств. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых фактов, способы улучшения деятельности.
В сферу производственно-хозяйственной деятельности предприятия включаются процессы производства, воспроизводства и обращения. Процессы производства обеспечивают реализацию задач подготовки и освоения выпуска новой продукции, изготовление промышленной продукции и выполнение услуг, техническое обслуживание производства. Работы по обновлению основных производственных фондов, расширению и техническому перевооружению предприятий, подготовке и переподготовке кадров относятся к процессам воспроизводства. Процессы обращения включают материально-техническое обслуживание и сбыт готовой продукции. Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг и поставщиками материально-технических ресурсов.
Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между
Заключение
Слово контроль рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т. д. — в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, — это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям означало бы упустить из виду основную задачу управления. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установления стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Без контроля получается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Следовательно, если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль.
К затратам на конформативность относятся затраты, необходимые для достижения соответствия между планируемым и имеющимся качеством, на засвидетельствование — все издержки, которые связаны с документацией деятельности. Сюда включают расходы на сертификацию систем управления качеством или расходы на программное обеспечение, которое облегчает распределение документов на предприятии. Под затратами на контроль обычно понимают расхожи на проведения контролирующих мероприятий до начала, в процессе производства и контроль готовой продукции, а также затраты на все остальные средства контроля качества. Сюда также можно отнести внешние затраты на предоставление гарантий, получение разрешений и т.д. Затраты на предотвращение брака — это планирование, исследование показателей, оценка поставщиков, аудит качества, а также обучение персонала. Сюда же можно отнести и затраты на обслуживание производства.
Анализ основных показателей деятельности организации показал, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась выручка от реализации на 10,7%, а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. наблюдается уменьшение выручки от реализации на 7,2%.
Себестоимость выпущенной продукции что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 21,9%. Наблюдается опережающий рост себестоимости над
1 Абрамичева, Т. В. Оценка стоимости автоматизированных информационных систем [Текст] : метод. указания / Т. В. Абрамичева, А. В. Павловская, Е. В. Истомина. – Ухта : УГТУ, 2014. — 56 с.
2 Антоненко, Н. Применение анализа безубыточности в системе контроллинга деятельности предприятия / Н. Антоненко, О. Дашкевич // Экономика. Финансы. Управление. — 2017. — № 1. — С. 54—58.
3 Балабанович, О. А. Рыночный потенциал предприятия в режиме контроллинга / О. А. Балабанович // Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2014. — № 1. — С. 41—49.
4 Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 216 с.
5 Белицкий, Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. — 321 с.
6 Бодди, Д. Основы менеджмента: пер. с англ. / Д. Бодди, Р. Пейтон; под ред. Ю.Н. Каптуревского. — Спб: Издательство «Питер», 1999. — 816 с.
7 Брасс, А. А. Управление организацией : учеб. пособие для вузов / А. А. Брасс. — Минск : Амалфея, 2014. — 346 с.
8 Брилевский, А. О. Модель контроллинга на основе геоинформационной системы в транспортной логистике предприятия / А. О. Брилевский // Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2015. — № 1. — С. 52—59.
9 Выборова, Е. Н. Особенности адаптации методических основ экономического анализа в системе контроллинга / Е. Н. Выборова // Аудитор. — 2014. — № 6. —С. 46—52.
10 Гончаров, В. И. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / В. И. Гончаров. — Минск : Соврем. шк., 2010. — 640 с.
11 Гусева, И. Б. Внедрение контроллинга в систему управления предприятием: актуальные вопросы / И. Гусева, Т. Калугина // Проблемы теории и практики управления. — 2015. — № 12. — С. 77—83.
12 Евтухов, В.С. Международный менеджмент: учеб. пособие / Автор-составитель В.С. Евтухов. — Мн.: УО ФПБ «МИТСО», 2005. — 247 с.
13 Кельчевская, Н. Контроллинг как основная составляющая процесса управления промышленным предприятием / Н. Кельчевская, И. Зимненко // Проблемы теории и практики управления. — 2015. — № 1. — С. 127—131.
14 Киржнер, Л.А. Менеджмент организации / Л.А. Киржнер [и др.]; под общ. ред. Л.А. Киржнер. — М.: КНТ, 2009. — 688 с.
15 Козлов, А. Контроллинг как основа принятия управленческих решений / А. Козлов // Главный экономист. — 2015. — № 6. — С. 51—76.
16 Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления и дело-производство: учебник / И. Н. Кузнецов. — М. : Юрайт, 2012. — 576 с.
17 Лагуновская, Е. О. Контроллинг в системе управления организацией / Е. О. Лагуновская // Бухгалтерский учет и анализ. — 2017. — № 6. — С. 8—11.
18 Минько, Э.В. Менеджмент качества: учеб. пособие для бакалавров и специалистов / Э.В. Минько, А.Э. Минько. — М.: Питер. — 2013. — 272 с.
19 Петрович, М.В. Управление организацией / М.В. Петрович [и др.]; под научн. ред. М.В. Петровича. — Мн.: Дикта. — 2008. — 864 с.
20 Пясецкая, Н. Система внутреннего контроля компании: критерии оценки и основные объекты / Н. Пясецкая // Экономика. Финансы. Управление. — 2014. — № 3. — С. 86—92.
21 Саркисов, С. Э. Инновационно-ориентированная организация: концепция контроллинга при управлении рисками / С.Э. Саркисов // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — № 11. — С. 108—111.