Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста
1.1 Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста
1.2 Развитие интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста
1.3 Музыкальные занятия как основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников
Глава 2 Практические аспекты формирования интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
2.1 Выявление уровня сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в УДО
2.2 Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в УДО
2.3 Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы работы связана с тем, что музыкально-художественному образованию детей придается большое значение. В структуре основной программы дошкольного образования музыка выделена в отдельную образовательную область, целью которой является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству.
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Пение – один из любимых детьми видов музыкально-художественной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.
Пение – это вид музыкальной деятельности и основное средство музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения.
Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и другое, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста
1.1 Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста
Согласно учебной программе дошкольного образования, представим основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста.
Цель: формирование основ эстетической культуры средствами музыкального искусства.
Задачи:
развивать: общие, музыкально-сенсорные и специальные музыкальные способности, психические процессы (воображение, память, мышление), эмоционально-позитивное отношение, интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности и музыкальному творчеству;
формировать: умение воспринимать образы народной, классической, современной музыки и сопереживать им; различать, называть наиболее яркие средства музыкальной выразительности и применять их при характеристике музыкальных образов; умения самостоятельного выразительного пения, музицирования, исполнения танцев, хороводов, самовыражения в музыкальных импровизациях (песенных, танцевальных, инструментальных);
воспитывать: желание познавать музыку, ее эмоционально-образное содержание, участвовать в музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности.
Глава 2 Практические аспекты формирования интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
2.1 Выявление уровня сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в УДО
При проведении опытно-поисковой работы проводилось 3 этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий.
Цель констатирующего этапа: выявление уровня музыкальных способностей дошкольников среднего дошкольного возраста.
В задачи констатирующего эксперимента входило:
1) Провести наблюдение за детьми двух средних групп в естественных условиях на непосредственно образовательной деятельности (формирующий этап);
2) Провести анкетирование родителей, позволяющее выявить музыкальные интересы дошкольника и музыкальные интересы его семьи;
3) Провести диагностическое исследование по указанным критериям, определить уровень развития музыкальных способностей у дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
4) Определение уровня развития чувства ритма детей среднего дошкольного возраста.
5) Выявление особенностей развития чувства ритма у воспитанников.
С группой детей, участвующих в опытно-поисковой работе, была проведена серия диагностических срезов, в ходе которых применялись следующие методы: анкетирование, беседа, игры-задания на выявление развития чувства ритма, музыкально-слуховых представлений и ладового чувства.
Заключение
Изучение и анализ литературы, результаты опытно - поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста:
развивать: общие, музыкально-сенсорные и специальные музыкальные способности, психические процессы (воображение, память, мышление), эмоционально-позитивное отношение, интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности и музыкальному творчеству;
формировать: умение воспринимать образы народной, классической, современной музыки и сопереживать им; различать, называть наиболее яркие средства музыкальной выразительности и применять их при характеристике музыкальных образов; умения самостоятельного выразительного пения, музицирования, исполнения танцев, хороводов, самовыражения в музыкальных импровизациях (песенных, танцевальных, инструментальных);
воспитывать: желание познавать музыку, ее эмоционально-образное содержание, участвовать в музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности.
2. Интерес — это формирующееся личностное качество. Оно развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольника тогда, когда музыкальное звучание имеет для ребенка личностный смысл. Музыкальный интерес выступает в роли регулятора музыкальной деятельности. Развитие интереса в дошкольном возрасте может послужить предпосылкой становления элементов музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, вкус, представления о красоте).
3. Музыкальное занятие является основной формой организации музыкальной деятельности, в которой учат детей, развивают их музыкальные способности, формируют основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей.
1. Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 204 с.
2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
3. Давыдов, В. В. Курс лекций по общей психологии / В.В. Давыдов. – М.: Academia, 2015. – 176 с.
4. Деркунская, В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / В.А. Деркунская. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 650 с.
5. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса / В.В. Емельянов. – 1999.
6. Зимина, А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ : пособ. для пед. / А.Н. Зимина. – М.: Гном-пресс, 1998. – 48 с.
7. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
8. Кочкина, Н. А. Социально-педагогическая сущность понятия «воспитание» / Н.А. Кочкина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2015. – № 6. – С.108-121.
9. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – Кишинев: Лумина, 1985. – 151 с.
10. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.П. Новикова. – М.: АРКТИ, 2000. – 203 с.
11. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 574 с.
12. Понасенко, К. Формы и методы работы в ДОУ по воспитанию / К. Понасенко //Дошкольное образование. – 2014. – №7. – С. 98-99.
13. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования дошкольников / Г.А. Праслова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
14. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания / Л.Н. Седова. – М.: Высшее образование, 2000. – 206 с.
15. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – М.: Прометей; МГПУ им. В.И. Ленина, 1992.
16. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
17. Учебная программа дошкольного образования // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. – 479 с.
18. Филатова, Ю.О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики / Ю.О. Филатова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №1. – С. 99-111.
19. Ходонович, Л.С. Ифовая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников / Л.С. Ходонович // Образовательные технологии. – 2006. – № 1. – С. 160-163.
20. Ягупов, В. В. Педагогика: Учебное пособие / В.В. Ягупов. – Киев: Лебедь, 2012. – 560 с.
21. Янковская, О.П. Дидактические игры в детском саду: учеб.-метод. пособие / О.П. Янковская. – Киев: Рад. шк., 1985. – 144 с.