Введение
1. Общие положения исполнительного производства в хозяйственном процессе
1.1. Понятие и особенности исполнительного производства
1.2. Исполнительные документы
2. Совершение исполнительных действий в хозяйственном процессе
2.1. Порядок возбуждения исполнительного производства
2.2. Исполнительные действия принудительного характера
2.3. Распределение взысканных сумм между взыскателями
3. Анализ судебной практики, связанной с исполнительным производством
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Реализация норм права в отношении граждан Республики Беларусь, других физических лиц, а также юридических лиц, происходит чаще всего при их осуществлении участниками правоотношений. В случае нарушения прав и интересов физических и юридических лиц, в определенном законом случаях и при отсутствии правонарушений – необходима правоприменительная деятельность уполномоченных органов. При этом применяются установленные законодательством способы защиты права по отношению к лицам, обязанным в правоотношении, а также властно подтверждаются права и охраняемые законом интересы.
Надлежащее исполнение судебных решений является важнейшим условием функционирования судебной системы Республики Беларусь. Неисполнение субъектами права вступивших в законную силу решений суда свидетельствует об отсутствии государственной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Какой бы эффективной ни была деятельность судов, в случае несовершенства процедуры исполнения принятые ими решения носят только декларативный характер.
В настоящее время можно говорить о новом этапе развития института исполнения судебных решений.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы обусловлена тем, что с мая 2017 года система исполнительного производства претерпела некоторые изменения: вступают в силу законы «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве».
Принцип повышения эффективности принудительного исполнения неразрывно связан с совершенствованием законодательства в сфере исполнительного производства. Данные законы способствуют
1. Общие положения исполнительного производства в хозяйственном процессе
1.1. Понятие и особенности исполнительного производства
За последние годы принят ряд прогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для новых экономических отношений в Республике Беларусь. Однако само по себе количество законов не самоцель, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превращается в фикцию. Исполнение является важнейшим участком правовой практики, отражающим эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не выраженное в действиях его субъектов, пусть и подтвержденное судебным или иным актом органов гражданской юрисдикции, является несуществующим, что отражает ненормальность такой фактической ситуации.
Проблема исполнения судебных и иных юрисдикционных актов приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера - об исполнении законов в целом и, как их частного случая - принудительного исполнения судебных актов. Судебные акты как акты индивидуального регулирования, являющиеся результатом процесса, сами нуждаются в процедурно-процессуальных формах реализации. Процесс реализации судебных актов и актов других органов гражданской юрисдикции должен не только обеспечить конечный результат, но и упорядочить его с тем, чтобы реализация таких актов прошла с наименьшими юридическими, временными и материальными издержками вовлеченных субъектов.
Оптимальным вариантом должна быть добровольная реализация решения обязанными субъектами через определенную систему действий. Но в случае их отказа от добровольного исполнения должен сработать такой
2. Совершение исполнительных действий в хозяйственном процессе
2.1. Порядок возбуждения исполнительного производства
Возбуждение исполнительного производства начинается с подачи в территориальный орган принудительного исполнения соответствующего заявления и заканчивается вынесением судебным исполнителем постановления о возбуждении или отказе в возбуждении исполнительного производства.
Для начала необходимо подать заявление о возбуждении исполнительного производства. Оно подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем.
В заявлении должны быть указаны:
1) наименование органа принудительного исполнения, в который подается заявление;
2) сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения, расчетных (текущих) счетах должника, месте нахождения имущества должника, его учетный номер плательщика, контактные телефоны, электронные адреса, если взыскатель располагает такими сведениями;
3) сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения, расчетных (текущих) счетах взыскателя, на которые необходимо перечислять взыскиваемые суммы, его учетный номер плательщика, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);
4) дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию,
3. Анализ судебной практики, связанной с исполнительным производством
С того времени, как в действие был введён обновлённый Закон об исполнительном производстве, мы можем сказать, что в судебной практике возникали вопросы относительно возможности ограничения выезда лицу, который по законодательству Республики Беларусь является должником.
Ст. 60 Закона об исполнительном производстве закреплена возможность в качестве меры по обеспечению исполнения исполнительного документа временно ограничить должностных лиц должника — юридического лица в праве на выезд из Республики Беларусь.
Практика правоприменения подобной нормы показала, что суды не столь активно используют данную меру. Стоит отметить, что в ряде случаев даже не принимались заявления о принятии указанной меры к своему рассмотрению.
Однако после разъяснений Верховного Суда Республики Беларусь от 11.07.2017 ситуация изменилась [16].
И экономические суды стали принимать подобные заявления [Приложение 1].
Ситуация 1.
В рамках исполнительного производства о взыскании задолженности с частного предприятия в пользу физического лица взыскателем в районный суд было подано ходатайство об ограничении директора должника в выезде из Республики Беларусь.
В своем ходатайстве взыскатель отмечал, что с момента вступления в законную силу исполнительного документа и до момента направления ходатайства прошло более 4 месяцев. Директором должника за данный период времени не было принято должных мер, направленных на погашение задолженности перед взыскателем. Директор должника не приводил каких-либо
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
производство представляет установленный законом принудительной реализации юрисдикционных органов, имеющих своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или законом интересов.
Исполнение судебных и иных актов важным участком правовой практики, способность права воздействовать на поведение человека. Неисполнение права актов юрисдикционных органов означает государственной защиты и интересов индивидуальных предпринимателей юридических лиц, также государства.
В счете, это эффективность экономики, криминализации гражданского оборота. того, плохая исполнения снижает эффективность авторитет органов поскольку решение, которое может быть имеет юридической ценности.
Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, то когда вынесено решение совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти к ответчику мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в производства.
вступлением в мая г. Закона исполнительном производстве», изменений исполнительном производстве Беларусь. Хотелось некоторые них:
1. Исполнительное производство. Вставская И.М., Савченко С.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 232 с.
2. Паращенко В.Н. Гражданский процесс. Курс лекций / В.Н. Паращенко. Серия: "Юридическая литература". - Мн.: ИООО "Право и экономика", 2004. - 254 с.
3. Об исполнительном производстве: Закон Республики Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 17.09.2017.
4. О судебных исполнителях: Закон Республики Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 440-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 17.09.2017.
5. Инструкция по исполнительному производству: утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 19.09.2017.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 № 1092: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 345 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 19.09.2017.
9. Положение об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов:утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190 //Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 19.09.2017..
10. Инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 № 986 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 19.09.2017.
11. О некоторых вопросах назначения на должность судебного исполнителя: Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 66 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 20.09.2017.
12. Исаенкова О.В. Исполнительное производство. Краткий курс и практикум для студентов и судебных исполнителей.- М.: Ай Пи Эр Медиа, 2009
13. Тихиня В. Г. Гражданский процесс : учеб. пособие / В. Г. Тихиня, В. А. Круглов. - Минск : Выш. шк., 2006. - 414 с.
14. Гражданское процессуальное право: Учеб. / Под ред. М.С. Шакарян. - М.: ТК "Велби"; изд-во "Проспект", 2007. - 592 с.
15. О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 355-З// Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 18.09.2017.
16. Разъяснения Верховного Суда Республики Беларусь от 11.07.2017 Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 24.09.2017.