Современные подходы в обучении иностранному языку на расстоянии Курсовая работа (проект)
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Современные подходы в обучении иностранному языку на расстоянии»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранных языков»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Современные подходы в обучении иностранному языку на расстоянии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков
Организация: Средняя школа №38, г. Гродно, ГУО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета и вопросы интервью представлены в приложении
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Направленность на приобретение знаний»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опрос учителей
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАССТОЯНИИ
1.1 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.2 ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ НА РАССТОЯНИИ
1.3 ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАССТОЯНИИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАССТОЯНИИ
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАССТОЯНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется беспрецедентным сочетанием изменчивости и чрезвычайно высокой скоростью развития информационных и коммуникационных технологий.
Одной из реалий конца 20 - начала 21 века является усиление интеграционных процессов в мировом образовательном пространстве. Это становится одним из основных направлений современной педагогики. Эта тенденция развивается как на региональном, так и на глобальном уровне. Интеграция в образовании является частью сложного процесса взаимодействия и взаимного проникновения национальных образовательных структур, ведущих к формированию единого глобального образовательного пространства.
Уникальное глобальное образовательное пространство - это сложный, неравномерный многоуровневый процесс тесно связанных количественных и качественных преобразований, основанных на единстве подходов, постановке целей, образовательном содержании, терминологии, категориях и стандартах. Экономическое и духовное сосуществование наций приводит к взаимодействию мирового образовательного сообщества. Это приводит к обогащению каждого компонента системного взаимодействия, возникновению новых интегративных качеств системы в целом, но не сводится к простой сумме качеств взаимодействующих частей.
Создание системы образования, отвечающей современному имиджу мира и способной подготовить население нашей планеты к жизни в новых условиях, является одной из важнейших и актуальных проблем общества, в которой разработка и совершенствование методов и инструментов современных информационно-коммуникационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования. Благодаря этим технологиям были созданы реальные перспективы для создания системы дистанционного обучения, которая позволяет не только каждому человеку выбирать свой образовательный путь, но и любое образовательное пространство на национальном или региональном уровне, чтобы они могли реально взаимодействовать с другими людьми и сотрудничать на глобальном уровне.
Дистанционное обучение, получившее известность в последнее десятилетие, является одной из тех систем, которые могут внести существенный вклад в развитие международного сотрудничества в решении ряда важных гуманитарных задач, таких как: повышение качества образования в мире, улучшение людских ресурсов и предоставление возможностей для эффективной передачи знаний. От одной части мира к другой осуществляется относительное соответствие уровня развития образовательных систем.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАССТОЯНИИ
1.1 Дистанционное образование: история становления и развития
Создание системы дистанционного обучения как информационной технологии стало новым шагом в образовательном процессе в целом, а также все более доступной формой обучения для самого широкого населения. Его важность связана с тем, что знания становятся главной ценностью человека. По мнению экспертов, дистанционное обучение является наиболее перспективной формой обучения в 21 веке.
Традиционно определение дистанционного обучения включает в себя такой элемент, как «дистанция» ученика от учителя. По словам А.В. Хуторкого, «используя телекоммуникации, в которых субъекты обучения (студенты, преподаватели и пр.) с пространственной или временной дистанции осуществляют общий образовательный процесс, направленный на создание внешних образовательных продуктов и их внутренних изменений (приращений) в учебных предметах [21, с. 12]. В этом смысле взаимодействие участников образовательного процесса имеет особое значение.
Таким образом, Д. Харрисон и Д. Шейл отмечают, что во время дистанционного обучения большая часть общения между учителем и учеником не возникает напрямую, потому что учитель и ученик находятся далеко в пространстве и времени. Поэтому такое обучение должно включать двустороннее общение между учителями и учащимися для поддержки и облегчения процесса обучения с использованием различных технологий, и взаимодействие считается ключевым элементом дистанционного обучения.
Дистанционное обучение - это взаимодействие преподавателей и дистанционных учеников, отражающее все компоненты, присущие образовательному процессу (цели, методы, организационные формы, учебные пособия) и реализуемые через определенные интернет-технологии или другие средства обеспечения интерактивности [18, с. 7].
Важность технологии также подчеркивается в определении, принятом Ассоциацией дистанционного обучения США: «Дистанционное обучение - это приобретение знаний и навыков посредством набора информации и обучения, включающего все технологии и другие формы обучения» [18, с. 17]. Этого мнения также придерживаются иные теоретики (Т.А. Тавген, А.А Андреев), которые определяют дистанционное обучение как «систему организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурные и структурные решения предоставляют открытые стандарты для интерфейсов, форматов и протоколов обмена информацией для обеспечения мобильности, стабильности и эффективности образовательного процесса» [14, с. 14].
Согласно Кодексу об образовании Беларуси, дистанционное обучение определяется как форма дистанционного обучения, когда обучение осуществляется в основном с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАССТОЯНИИ
2.1 Организация и методы исследования
Для изучения эффективности использования обучения иностранному языку на расстоянии нами было осуществлено практическое исследование. Исследование проводилось среди учащихся 11 класса ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно», а также среди студентов 1 курса Гродненского государственного аграрного университета. В исследовании принимали участие 20 учащихся (по 10 человек из каждого учебного заведения). Исследование было проведено в декабре 2019 года.
Цель исследования – выявить уровень учебной мотивации к изучению английского языка.
Для начала на этапе констатирующего эксперимента нами был выявлен исходный уровень учебной мотивации к изучению английского языка.
На данном этапе нами были поставлены следующие задачи:
- определить ведущий мотив;
- выявить мотивы изучения учащимися английского языка;
- обозначить условия, которые способствуют возникновению и укреплению мотивации к изучению английского языка;
- установить степень готовности к работе с интернет-технологиями.
В рамках исследования были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение; анализ уроков английского языка; анкетирование учащихся и интервью педагогов. Анкета и вопросы интервью представлены в приложении.
Исследование предполагало два этапа. Первый этап заключался в выявлении действительного мотива изучения учащимися английского языка и в обозначении условий, которые способствовали возникновению и укреплению мотивации к изучению английского языка. Второй этап заключался в определении степени готовности ребят к работе с интернет-технологиями.
Далее нами был проведен опрос среди учителей.
Для того чтобы определить исходный уровень мотивации учащихся к изучению английского языка, нами были использованы такие методики:
- «Направленность на отметку» и «Направленность на получение знаний» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюкова (Приложение А),
- «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой (Приложение Б, В);
- опрос учителей (Приложение Г).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, появление компьютеров и Интернета способствовало развитию дистанционного обучения и во многом улучшило его качество. Сегодня информационные технологии становятся все более популярными в сфере образования, а дистанционное обучение становится все более популярным. Причиной такой популярности является то, что она позволяет сэкономить время и деньги, получать индивидуальные уроки и консультации, и нет никаких существенных ограничений на получение информации, необходимой в образовательном процессе.
Дистанционное обучение очень удобно. С помощью видеоконференций студенты могут выполнять различные задания, сдавать тесты и экзамены. Кроме того, Интернет дает доступ к образовательным ресурсам из любой точки мира. Использование информационных технологий в образовательной сфере, особенно в сфере дистанционного обучения, вывело его на качественно новый уровень. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью информационных технологий, внедряется во многих высших учебных заведениях.
Образование - это процесс актового взаимодействия студентов и преподавателей. Этот подход к обучению направлен на формирование личности учащегося, которая может успешно участвовать в общении на иностранном языке. Кроме того, процесс обучения студентов основан на общечеловеческих ценностях и построен в контексте диалога между их страной и страной изучаемого языка. Другими словами, необходимы не только знания словарного запаса или грамматики, но и национальная культура.
Благодаря современным технологиям студенты формируют более полную картину мира. Также современные компьютерные технологии могут обеспечить прямой диалог с людьми, расположенными на разных континентах. Они формируют и развивают у студентов способности.
Дистанционное обучение является хорошим «мотиватором» в изучении иностранных языков, способствует формированию общеобразовательных и профессиональных компетенций, но, прежде всего, языковых и коммуникативных компетенций.
Для изучения эффективности использования обучения иностранному языку на расстоянии нами было осуществлено практическое исследование. Исследование проводилось среди учащихся 11 класса ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно», а также среди студентов 1 курса Гродненского государственного аграрного университета. В исследовании принимали участие 20 учащихся (по 10 человек из каждого учебного заведения).
1. Арутюнова, Н.Д. Функции языка / Н.Д. Арутюнова // Русский язык: энциклопедия. – М., 1979. – С. 385-386
2. Баженова, И.Н. Педагогический поиск : научно-популярная литература / ред. И. Н. Баженова. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
3. Белоножко, М.Л. Развитие дистанционного высшего образования в мире на современном этапе / М.Л. Белоножко, А.Л. Абрамовский // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 24 (353). – С. 88-90.
4. Гончарик, Л.П. Методология дистанционного обучения: учеб. пособие (для специальности «Государственное управление и экономика») / Л.П. Гончарик. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 163 с.
5. Горявский, Ю.. Назад в будущее / Ю. Горявский // Мир Internet. – 2001. – №10. – С. 35.
6. Дигина, О.Л Влияние лингвокульторологического подхода на формирование межкультурной коммуникации в обучении иностранному языку / О.Л. Дигина // Lingua mobilis. – №4 (18), 2009. – С. 99-105.
7. Жук, А.И. Информатизация образования как средство развития образовательных услуг / А.И. Жук // Информатизация образования. – 2006. – № 2. – С. 3–7.
8. Зубарев, В.И. Системы высшего образования стран Запада / В.И. Зубарев, А. Е. Голубев, В.Ф. Станис. – М.: РУДН, 1991. – 192 с.
9. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации: утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452 // КонсультантПлюс: ВысшаяШкола: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. – 2007. – Вып. 4.
10. Поздняков, В.А. Электронное обучение в современных условиях: цели и технологии / В.А. Поздняков // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. – Саратов, 2014. – Вып. 9. – С. 87-94.
11. Полат, Е. С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Е.С. Полат // Педагогика. – 2010. -№7. – С. 29-34.
12. Полат, Е.С. Дистанционное обучение // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2001. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:/scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero4/pedag/polat.html.
13. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Е.С. Полат. – М.. ВЛАДОС, 1998. -191 с.
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.1998 г. № 129 (в редакции от 22.03.2002 г. № 366). Республиканская программа «Информатизация системы образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.rudn.ru/document/show.action?document.id=1355.
15. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
16. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 449 с
17. овременные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 381 с.
18. Современные подходы в обучении иностранным языкам в образовательной организации: материалы методического семинара для учителей английского языка (Курск, 17 декабря 2015 г.): отв. ред. С.С. Сотникова. – Курск: Курск гос. ун-т, 2015. – 100 с.
19. Соколов, С.В. К вопросу об особенностях организации дистанционного обучения иностранному языку в целях профессиональной коммуникации / С.В. Соколов, Н.Л. Коротаева // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-7.
20. Соколова, М.В. Дистанционное образование в высшей школе Беларуси в контексте общества знания : проблемы и перспективы / М.В. Соколова, А.Е. Пупцев, М.Л. Солодовникова. – Вильнюс: ЕГУ, 2013. – 330 с.
21. Сысоев, П. В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 6. – С. 25-31.
22. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
23. Хуторской, А.В. Образовательное пространство СНГ – проблема сравнительной педагогики / А.В. Хуторской. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. – 247 c.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета и вопросы интервью представлены в приложении
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Направленность на приобретение знаний»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опрос учителей
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты