ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Сравнительный анализ государственной лекарственной политики Российской Федерации и Республики Беларусь
3.2 Проблемы и пути совершенствования государственной лекарственной политики Российской Федерации и Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Как и в любой другой общественной системе здравоохранения, доступность и качество оказываемой населению медицинской помощи в значительной степени определяются проводимой государственной политикой в области лекарственного обеспечения.
Одним из способов повышения эффективности инвестиционных вложений на фармацевтическом рынке является установление стратегических приоритетов в виде оптимизации целенаправленного ассигнования инвестиционных проектов комбинирующих с предоставлением налоговых льгот и преференций.
В свою очередь, параллельно должны быть приняты меры в отношении доходной и расходной части повышения эффективности государственных расходов на инвестиционную деятельность. В отношении доходной части установление правил финансирования инвестиционных проектов на основе результатов позволит укрепить стимулы для обеспечения большей совокупной эффективности.
Основными принципами государственной политики в сфере обращения лекарственных средств являются:
государственное регулирование обращения лекарственных средств;
доступность лекарственных средств;
поддержка и развитие международного сотрудничества
Доступность лекарственных средств является необходимым условием обеспечения населения своевременной медицинской помощью.
К важным актам можно отнести Федеральный закон Российской Федерации по данному вопросу [1], а также аналогичный закон Республики Беларусь [2].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные со сравнительным анализом государственной лекарственной политики Беларуси и России.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная со сравнительным анализом государственной лекарственной политики Беларуси и России.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную со сравнительным анализом государственной лекарственной политики Беларуси и России.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основы этой политики изложены в Законе Республики Беларусь от 20.07.2006 №161-3 «О лекарственных средствах», который вступил в силу в феврале 2007 г., а также в Концепции лекарственного обеспечения, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2001 №1192 [2].
Во исполнение Закона «О лекарственных средствах» был разработан ряд нормативных правовых актов разного уровня, устанавливающих требования к промышленному производству, аптечному изготовлению, оптовой и розничной реализации ЛС, проведению доклинического изучения и клинических испытаний, государственной регистрации, включая требования к регистрационному досье.
В частности, Министерством здравоохранения разработан ряд документов, которыми впервые утверждены правила:
Надлежащей лабораторной практики;
Надлежащей клинической практики (ОСР);
Надлежащей производственной практики (ОМР);
Надлежащей практики оптовой реализации лекарственных средств (ОБР);
Надлежащей аптечной практики (ОРР).
При подготовке указанных документов за основу были взяты документы Европейского Союза, регулирующие обращение ЛС [3].
На стадии регистрации проводится контроль качества образцов ЛС в целях подтверждения соответствия качественных и количественных показателей, предусмотренных спецификацией, а также подтверждения воспроизводимости предлагаемых методик контроля.
С января 2011г. лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ (НС и ПВ) и их прекурсоров регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Выдачу лицензий на указанные виды деятельности осуществляет Министерство здравоохранения.
Оптовая и розничная реализация ЛС в Республике Беларусь осуществляется на основании лицензии на фармацевтическую деятельность. На данный момент в республике сформирован сбалансированный фармацевтический рынок, включающий около 2 700 аптек всех форм собственности, из которых на государственные аптеки приходится 62%.
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1975 году 28-я Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию, рекомендующую всем странам членам ВОЗ разработать национальную лекарственную политику (НЛП). На сегодня НЛП принята в 133 странах мира (из 165 исследованных) и есть практически во всех странах ЕС. Это стратегический документ, который разрабатывается на долгосрочную перспективу десять лет. Он объединяет и балансирует роли многочисленных участников фармацевтического рынка от разработки новых лекарств до их рационального потребления. Все правила и задачи, которые определяет этот документ, должны быть подчинены целям государства в сфере обращения и потребления лекарств [12, c. 42].
Научное обоснование НЛП инициировала Российская академия наук (РАН), а головное ведомство в этой сфере – Минздрав России поддержал эту идею. Сегодня в РАН создан межведомственный Совет по научному обоснованию и сопровождению НЛП под руководством академика РАН В.П. Чехонина.
В рамках 4 рабочих групп организована подготовка материалов по основным вопросам регулирования:
1. Координация фундаментальных и прикладных исследований в области разработки, создания и производства лекарственных средств (координатор – член-корр. РАН А.Д. Дурнев).
2. Оптимальные механизмы реализации системы всеобщего лекарственного возмещения (обеспечения) (координатор – акад. РАН Р.У. Хабриев).
3. Совершенствование системы формирования перечней ЛП и ценообразования на них (координатор – член-корр. РАН А.Л. Хохлов).
4. Обеспечение рационального и безопасного применения ЛП (координатор – член-корр. РАН Д.А. Сычев) [11].
За общую координацию работ по научному обоснованию отвечает ученый секретарь Совета доктор медицинских наук Г.Э. Улумбекова. Следует отметить, что формировать стратегические документы и программы намного легче, когда поставлены конкретные цели. Мерилом предлагаемых решений в этих программах и стратегиях является время достижения целей и эффективность, т.е. возможность достижения результата за минимальные средства. Это главные принципы стратегического планирования [3].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Сравнительный анализ государственной лекарственной политики Российской Федерации и Республики Беларусь
Так, проведем сравнение.
Как было указано выше, Федеральным законом от 6 июня 2019 года №134-ФЗ установлена обязанность держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата перерегистрировать предельные отпускные цены производителей на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – перечень ЖНВЛП), в случаях, установленных этим Федеральным законом, в том числе в случае снижения цены в иностранной валюте на лекарственный препарат в стране производителя или в странах, в которых он зарегистрирован или в которые поставляется производителем, а также при снижении цен на референтные лекарственные препараты для соответствующих воспроизведённых и биоаналоговых (биоподобных) лекарственных препаратов. Также предусмотрена однократная обязательная перерегистрация в 2019–2020 годах зарегистрированных ранее предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включённые в перечень ЖНВЛП, в порядке, установленном Правительством России [3].
В настоящее время в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 N161-З (ред. от 29.06.2016) "О лекарственных средствах" заявитель при регистрации (перерегистрации) лекарственного средства в документах, составляющих регистрационное досье, указывает заявленную цену, которая является предельной отпускной ценой лекарственного средства заявителя.
Одной из важнейших целей настоящего Указа является создание прозрачного и понятного всем участникам рынка механизма регулирования цен, в том числе, за счет определения единого алгоритма расчета производителями лекарственных средств предельных отпускных цен и конкретных критериев, исходя из которых должен осуществляться такой расчет [20].
Предлагаемая заявителем предельная отпускная цена будет подвергаться экономическому анализу, в том числе, на сопоставимость с отпускными ценами в стране производства лекарственного средства, государствах членах Евразийского экономического союза, а также в других в референтных странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная ситуацияна рынке России, в которой функционируют фармпредприятия, характеризуетсябольшой степенью неопределенности и отсутствием четкой государственной политикирегулирования фармацевтическойдеятельности, которую некоторые исследователисвязывают с недостатками лицензирования [6].
Теоретическая трактовка экономической эффективности по мере развития производства менялась. Это обусловлено, с одной стороны, изменением взаимосвязи с внешней средой, с другой – структурными сдвигами внутренней среды.
При этом в экономике понятие «эффективность» употребляется в двух значениях. С одной стороны, эффективность характеризует положительная динамика в процессе производства. То есть в данном случае в качестве синонима эффективности можно использовать такие слова как «результативность», «продуктивность», «производительность», «действенность» и определяется как отношение результата (эффекта) за определенный период к затратам ресурсов. Сравнивая отношения, можно делать выводы о большей или меньшей эффективности. С другой, понятие «эффективность» характеризует общее состояние производства, а именно: состояние оптимизации производственной деятельности, сбалансированности использования ресурсов и получения конечного результата.
В Республике Беларусь Закон «О лекарственных средствах» выделяет три основных принципа государственной политики в сфере обращения лекарственных средств (ЛС):
государственное регулирование обращения ЛС;
обеспечение доступности ЛС;
развитие международного сотрудничества.
Правовые нормы Закона направлены на обеспечение гарантированного качества ЛС, развитие отечественной фармацевтической промышленности, а так-же на обеспечение полноправного участия Республики Беларусь в международной торговле ЛС.
Кроме этого, вышеуказанный Закон определяет уровни компетенции государственных органов управления в сфере лекарственного обращения. В соответствии с ним Министерство здравоохранения Республики Беларусь реализует государственную политику в сфере обращения ЛС путем:
государственной регистрации ЛС;
лицензирования фармацевтической деятельности;
1. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". – Режим доступа: consultant.ru.
2. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 161-З «О лекарственных средствах». Режим доступа:pravo.by.
3. ВШОУЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vshouz.ru/journal/2019-god/podkhody-k-formirovaniyu-proekta-natsionalnoy-lekarstvennoy-politiki-chast-2/.
4. Как разработать и внедрить национальную лекарственную политику: рекомендации ВОЗ // Еженедельник Аптека [Электронный ресурс]. – 2002. – № 40 (361). – Режим доступа: http://www.apteka.ua/archives/361/.
5. Береговых, В.В. Проблемы российской национальной лекарственной политики / В.В. Береговых, С.В. Никулина, Н.В. Пятигорская // Издат. дом «Русский врач» [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.rusvrach.ru/articles/.
6. Шундалов Б.М. Статистика агропромышленного комплекса: учебник / Б.М. Шундалов. – Минск, 2014. – 496 с.
7. Земледелие: учебник / В.В. Ермоленков [и др.]. – Минск, 2006. – 463 с.
8. Экспорт товаров из Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/oficial_statistika/6znak-20162017_god/tt100e02.pdf
9. Зайцева, Е.В. Тенденции и проблемы инвестирования в основной капитал в Республике Беларусь / Е.В. Зайцева / Экономический бюллетень НИЭИ. – 2017. – № 3 (237). – С. 23–31.
10. Карачевская, Е.В. Современное состояние рынка лекарственного растительного сырья / Е.В. Карачевская / Вестн. Белорус. гос. с.-х. акад. – 2011.– № 2. – С. 5–8.
11. Постановление совета министров Республики Беларусь от 28 декабря 2015 г. N 1096 Об утверждении государственной программы развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 2020 годы (в ред. постановлений Совмина от 16.12.2016 N 1038, от 10.10.2017N759).–Режимдоступа: http:/nasb.gov.by/rus/activities/research/2016/farm_2016-2020.pdf
12. Филимонова Н.М. Управление проектами как механизм повышения эффективности планирования и реализации программ регионального развития / под ред. Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова / Инновации. – 2010. № 9. – С. 42-44.
13. Лин А.А. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности / Лин А.А., Соколова С.В.// Проблемы современной экономики. 2012. -№ 2 (42). – C. 372-376.
14. Мешковский А.П.Фармацевтическая промышленность Индии / Мешковский А.П., Пятигорская Н.В., Аладышева Ж.И. и др. // Ремедиум. 2017. N 5. С. 6-10.
15. О государственном регулировании обращения лекарственных средств в Китае http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-usefulinfo/spravka_reg_lek.pdf
16. Why the Pharmaceutical Industry is Booming in Japan, 2018 https://hbr.org/sponsored/2018/ 03/why-the-pharmaceutical-industry-is-booming-injapan
17. Фармацевтический рынок РК требуют качественного регулирования всей отрасли со стороны государства https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30987570#pos=1;-141
18. Балашов А.И. Основные положения стратегии устойчивого развития российской фармацевтической отрасли // Экономическая политика.2011. № 6. – С. 169-179.
19. Пурцакин В.Г. Зарубежный опыт лицензирования фармацевтической деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12. – С. 136-140.
20. Березин О. ТенденциифармацевтическогорынкаРоссии – 2017 https://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/ru/Documents/life-scienceshealth-care/russian/russian-pharmaceutical-markettrends-2017-ru.pdf