Введение
1 Теоретические аспекты инноваций как стимулирующего фактора экономического развития
1.1 Понятие и роль инноваций
1.2 Классификация инноваций
2 Особенности инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Инновационное развитие национальной экономики Республики Беларусь как государственный приоритет
2.2 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь
3 Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху глобальных перемен современная инновационная политика становится важнейшим инструментом создания конкурентных преимуществ, сохранения национальных ориентиров, обеспечения устойчивости развития. Не случайно с инновационной деятельностью связываются перспективы развития государств и повышения качества жизни населения планеты. Научные исследования и разработки в области инноваций позволяют расширить использование имеющихся технических возможностей и повысить эффективность производства и управления.
Современное состояние мировой экономики доказывает, что уровень развития инновационной сферы обеспечивает основу устойчивого экономического роста общества, определяет роль и положение государства в системе международных отношений, степень его экономической безопасности. В последние десятилетия наращивание темпов научно-технического прогресса, стремительное развитие наукоемких производств дали новый толчок к интенсивным научным исследованиям сущности инноваций и инновационного развития. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма развития общества на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Инновации становятся стратегическим фактором экономического роста, влияют на структуру общественного производства, стабилизируют социальную ситуацию в стране.
В современном мире пробуждается новая система ценностей, отвечающей требованиям формирующейся постиндустриальной эпохе. Движущей силой данных преобразования является инновационный характер капитала, базирующийся на быстром освоении эффективных технологий, новых схем управления, вбирающих достижения современной науки. Результатом взаимодействия технологического уровня развития капитала, зрелости гражданских прав и свобод, в том числе, развитости социальной организации в обществе становится процесс аккумуляции общественного богатства, основанного на знаниях, на инновациях.
Задача повышения эффективности функционирования экономики страны тесно связана с ускоренным развитием инновационной сферы. Активизация инновационной деятельности способствует подъему и эффективному развитию экономики, ее технологической и социальной модернизации. При помощи инноваций создаются новые и расширяются действующие производства, появляются дополнительные рабочие места, обеспечиваются освоение и выход на рынок новых товаров и услуг.
Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время инновации становятся ключевым фактором устойчивого экономического роста,
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ КАК СТИМУЛИРУЮЩЕГО ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие и роль инноваций
Со второй половины 20 века мировая экономика переходит на инновационный путь экономического развития и трансформации социально-экономических отношений. Характеризуя этот качественный этап эволюции мировой экономики и всей системы общественных отношений, исследователи говорят о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний», «экономики, основанной на знаниях», «новой экономики» и др.
Само понятие «инновация» появилось в XIX веке в научных исследованиях по культурологии и означало перенесение элементов одной системы в другую.
Теорию инновационной экономики создал австрийский экономист Йозеф Шумпетер в начале ХХ века [12, с. 13].
Инновации лежат в основе научно-технического прогресса, который представляет собой непрерывный неравномерный процесс возникновения и претворения в жизнь новых научных и технических идей, влекущих за собой качественно новые изменения в обществе.
Несмотря на то, что понятие «инновация» является относительно новым в мировой экономической литературе, достаточно долго не было единого подхода к определению этого фундаментального понятия.
Сформировавшиеся в настоящее время теоретические взгляды на понятие «инновация» можно разбить на два основных подхода к определению ее сущности.
Первая группа авторов (Б. Твисс, Ф. Никсон, Б. Санто и др.) рассматривает понятие «инновация» как процесс, введения новых изделий, элементов, подходов и принципов вместо действующих устаревших [18, с. 32].
Вторая группа авторов определений (Н.И. Завлин, Э.А. Уткин, Г.И. Морозова, И.Т. Балабанов, А.Б. Титов, Р.А. Фатхутдинов и др.) рассматривает инновации как результат инновационной деятельности. В частности, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового либо усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, а также нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике [18, с. 32].
Объектный (второй) подход позволяет сделать ряд выводов:
- специфика содержания инновации заключается в качественных изменениях, приводящих к улучшению или усовершенствованию;
2 ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Инновационное развитие национальной экономики Республики Беларусь как государственный приоритет
Инновационное развитие национальной экономики определено Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10 июля 2012 г. № 425-З, Законом Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы [19, с. 6].
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [14].
Основными задачами государственной инновационной политики являются:
- обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
- обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;
- формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;
- создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
- стимулирование авторов (соавторов) инновации;
- стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере [14].
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:
- принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;
- подготовки и реализации программ инновационного развития;
- организации прогнозирования технологического развития;
- осуществления технического нормирования и стандартизации;
3 ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В настоящее время формирование инновационной экономики – приоритетное направление для Беларуси. Это подтверждает и Программа социально-¬экономического развития на 2016–2020 гг., в которой отмечается, что главная цель развития страны – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития [15].
На современном этапе перед Республикой Беларусь стоит важнейшая задача – переход экономики на инновационный путь развития. Её решение является одним из основных способов достижения динамичного развития страны в долгосрочной перспективе и повышения уровня жизни ее жителей.
Главное сегодня - использование любого шанса и возможности, сохраняя все лучшее из имеющегося, смело внедрять новое, инновационное, уверенно двигаясь к цели повышения глобальной конкурентоспособности экономики
Ключевую роль в решении этой стратегической задачи должно взять на себя государство, которое с одной стороны должно выступать важнейшим катализатором и регулятором инновационных процессов, а с другой стороны – устанавливать и реализовывать в рамках инновационного развития свою политику, направленную на достижение и поддержание высокого уровня конкурентоспособности и эффективности экономики страны.
Республика Беларусь имеет мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Динамика развития инновационного потенциала последних лет была положительной. Республика Беларусь шла по пути инновационного развития экономического потенциала страны. К сожалению, показатели инновационного развития снизились в 2014-2015 годах, и это объективно вызвано ухудшившимися внешними условиями и системным кризисом в Беларуси.
Основными причинами такого состояния являются
1) экономическая ситуация в республике;
2) отсутствие у большинства руководителей и научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга;
3) недостаточность собственных средств у организаций;
4) ограниченные возможности финансовой поддержки государства;
5) недостаточная развитость финансово-кредитной системы.
Также негативные тенденции проявляются и в научной и научно-технической сфере:
- уменьшение объемов научно-исследовательских работ и численности исследователей;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ приведенных определений термина «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки зрения. Первая – инновация отождествляется с нововведением, новшеством. Вторая точка зрения – инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством, т. е. как результат творческого процесса. Третья – инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.
Инновации представляют собой важнейшую экономическую категорию расширенного воспроизводства, играющую ключевую роль в реализации структурных сдвигов в экономике, формировании народнохозяйственных пропорций и позволяют обеспечить повышение эффективности общественного производства.
В ближайшей и долгосрочной перспективе учет инновационного фактора становится решающим условием дальнейшего развития современных экономических систем.
Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.
Сейчас в Беларуси сформировано адекватное правовое поле, регулирующее развитие инновационного потенциала. В Республике Беларусь сформированы институциональные основы национальной инновационной системы.
Основное влияние на уровень инновационной активности в стране оказывают организации промышленности.
Анализ статистических данных свидетельствует о неустойчивом росте инновационной активности организаций.
За 2016 год можно наблюдается снижение инновационной активности предприятий. Основными причинами, сдерживающими более активное внедрение инноваций, являются низкий уровень инвестирования в инновационные проекты, невысокая доля бюджетного финансирования науки, значительная часть внедряемых инноваций оказываются недостаточно эффективными в коммерческом плане, низкий спрос на инновационную продукцию реального сектора экономики республики.
1. Бакша, Н. В. Об индикаторах инновационного развития страны и регионов / Н.В. Бакша, Д.Н. Вакорин // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 5. – С. 59–70.
2. Балдин, К.В. Инвестиции в инновации : учеб. пособие для вузов / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. – М. : Дашков и К, 2012. – 238 с.
3. Богдан, Н. И. Инновационная политика и поиск новых источников экономического роста: мировые тенденции и вызовы для Беларуси / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 1. – С. 4–23.
4. Глобальный инновационный индекс 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2017/article_0006.html. – Дата доступа: 19.11.2017.
5. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms /opencms/ru/nis. – Дата доступа: 19.11.2017.
6. Гуреев, П. М. Инновационный потенциал: проблемы определения и оценки / П. М. Гуреев, В. Н. Гришин // Инновации. – 2017. – № 4. – С. 89–92.
7. Ковалев, В. А. Инновации и стратегии развития / В. А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 90–94.
8. Колотухин, В. А. Инновационная сфера Беларуси / В.А. Колотухин, О. Моторина // Банковский вестник. – 2016. – № 10. – С. 48-53.
9. Котов, А. И. Понятия и определения в сфере инновационной деятельности: курс на постоянное развитие и совершенствование / А. И. Котов // Инновации. – 2017. – № 3. – С. 27–33.
10. Кудашов, В.И. Экономика и управление инновациями : учеб. пособие для вузов / В.И. Кудашов. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 268 с.
11. Лавриненко, А.Р. Инновационный менеджмент: конспект лекций / А.Р. Лавриненко. – Полоцк: ПГУ, 2016. – 69 с.
12. Наумов, А.Ф. Инновационная деятельность предприятия : учеб. для вузов / А.Ф. Наумов, А.А. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
13. Нехорошева, Л. Н. Экономика и управление инновациями : практикум / Л. Н. Нехорошева, С. А. Егоров ; [под ред. Л. Н. Нехорошевой]. – Минск : БГЭУ, 2010. – 287 с.
14. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10.07.2012 г., № 425-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.12.2016 г., № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://belstat.gov.by. – Дата доступа : 02.11.2017.
17. Ровных, Е. Управление инновациями как фактор обеспечения экономической безопасности страны / Е. Ровных // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 3. – С. 91-95.
18. Сакович, В. А. Основы теории инноваций и инновационной экономики / В. А. Сакович // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 2. – С. 32–37.
19. Степаненко, Д. М. Правовые формы реализации инновационной функции государства / Д. М. Степаненко // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Я. Купалы. Серыя 4, Правазнаўства. – 2017. – № 4. – С. 6–14.
20. Тебекин, А. В. Инновационные ожидания от реализации стратегий развития национальной экономики / А. В. Тебекин // Инновации. – 2017. – № 6. – С. 9–16.
21. Филипцов, А. М. Уровень инновационности экономического роста в Республике Беларусь / А. М. Филипцов // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 2. – С. 82–92.
22. Черноусова, Д.И. Развитие идей о роли инноваций в экономике / Д.И. Черноусова // Материалы Международной научно-практической конференции. – Стерлитамак: АМИ, 2017. – С. 111–118.
23. Шумилин, А. Г. Инновации – основной источник экономического роста / А. Г. Шумилин // Проблемы управления. – 2017. – № 1. – С. 80–85.
24. Шумилин, А.Г. Национальная инновационная система Республики Беларусь: монография / А.Г.Шумилин. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 255 с.
25. Щекин, Н. С. Фундаментальная трансформация: понятия «новация» и «инновация»: социально-философский анализ / Н. Щёкин // Беларуская думка. – 2017. – № 5. – С. 90–97.
26. Щеников, Я.А. Теория инноваций : учеб. пособие / Я.А. Щеников. – СПб.: ГУАП, 2011. – 150 с.
27. Экономика инноваций: учеб. для магистров / под ред. П.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – М.: Вузовский учеб., 2016. – 336 с.