ВВЕДЕНИЕ
Развитие международных экономических отношений на современном этапе характеризуется усилением процесса глобализации. Его важнейшими проявлениями являются транснационализация предпринимательской деятельности фирм и стремительное развитие информационных технологий, во многом определяющих конкурентоспособность субъектов мирового хозяйства.
Нынешний этап развития мировой экономики характеризуется процессами транснационализации и глобализации, созданием многопрофильных корпораций, транснациональных банков, интеграционных союзов, объединяющих национальные экономики, нивелируя барьеры между странами.
Глобализация экономики является высшей формой международной экономической интеграции, выраженной в деятельности международных экономических ассоциаций, в формировании ТНК и международных институтов.
Глобализация является многогранным явлением, источником повышения эффективности, значительным улучшением условий для потребителей. Товары и все факторы производства – труд, земля, капитал, технология и информация в настоящее время более доступны, чем раньше. Однако в мировой экономике формируются предпосылки для дестабилизации мировой ситуации и международных экономических отношений, а ТНК действуют в условиях высокой конкуренции.
В настоящее время большинство глобальных рынков не являются рынками потребительских товаров, где национальные различия во вкусах и предпочтениях все еще так важны, что они могут препятствовать процессу глобализации, а рынки для материалов и промышленных товаров служат потребностям всего мира. К ним относятся товарные рынки, товарные рынки для производства и рынки различных финансовых активов.
Укрепление конкуренции на рынках товаров и услуг, с одной стороны, выгодно для потребителя, но это также означает, что стремление к эффективности, постоянное обновление производственно-распределительной сети стали неотложными требованиями, основной функцией ТНК, полностью направленных на максимизацию прибыли.
Многие национальные предприятия становятся международными в силу, как своей конкурентоспособности, так и конкурентоспособности экономики страны, что определяет статус последней в мировом хозяйстве. Особое значение приобретают проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности фирм. Их решение важно как для Республики Беларусь в целом, так и
ГЛАВА 1 ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ
1.1 Сущность международных компаний и её признаки
Успех компании на мировой арене определяется множеством факторов, среди которых большое значение имеют качество и достоверность финансовой отчетности. Предприятия разного размера и организационно-правовой структуры выступают потребителями услуг аудита. Для транснациональных корпораций (ТНК) наличие аудированной финансовой отчетности является неотъемлемой чертой работы на международных рынках [16, c. 35].
Наряду с экономической глобализацией и демографическими переменами важнейшими факторами изменения внешней среды являются технологические перемены. Бурное развитие информационных технологий радикально меняет саму суть создания новых ценностей. Темп технологических изменений и массового внедрения инноваций нарастает. В наиболее передовых отраслях знание становится ключевым ресурсом. Мировая экономика окончательно не оправилась после кризиса 2008-2009 гг. и её устойчивость сейчас намного меньше, чем 15-20 лет назад. Сложился многополюсный мир, в котором вектор экономического развития перемещается в Азию, где основными силами выступают Китай и Индия. Важнейшими участниками процессов в глобальной экономике выступают ведущие международные компании ТНК. Несколько тысяч (или сотен) крупнейших ТНК организуют и контролируют цепочки добавленной стоимости, составляющие основу современной глобальной экономики. Глобализация изменила подходы ТНК к разделению функций между материнской компанией и дочерними компаниями и филиалами, соотношению общекорпоративной стратегии и стратегий развития бизнес-подразделений. Для деятельности ТНК сегодня характерно не создание новых зарубежных производств, а приобретение существующих перспективных фирм [13, c. 5].
Экономическая мощь позволяет крупнейшим ТНК существенно раздвинуть границы компании. Многие особенности современных ТНК определяются отраслевыми характеристиками. Вне зависимости от этого, ТНК в возрастающей мере переходят к стратегическому переформированию своей деятельности с учётом потребностей информационной экономики. Важнейшие аспекты деятельности ведущих ТНК связаны с инновациями, финансовыми операциями, передовыми приёмами менеджмента, ростом нематериальных активов. Центр инноваций ТНК смещается в Азию [13, c. 6].
Основными специфическими чертами ТНК являются:
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ В РЕПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Опыт и перспективы функционирования ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия»
ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» — один из основных операторов по сбыту нефтепродуктов на розничном рынке в Республике Беларусь, владеет собственной сетью АЗС и нефтебаз. Предприятие создано в 1992 году, входит в состав группы «ЛУКОЙЛ» [12].
Ключевые направления деятельности ЛУКОЙЛ Белоруссия:
– поставка сырой нефти;
– переработка нефти на давальческих условиях на белорусских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ);
– экспорт нефтепродуктов;
– оптовая и розничная реализация нефтепродуктов, продуктов нефтехимии и сжиженного газа на внутреннем рынке Республики;
– оптовая и розничная торговля наливными и фасованными маслами марки «ЛУКОЙЛ» через нефтебазы, заправочные станции и дилерскую сеть, а также оптовая торговля наливными маслами марки «ЛУКОЙЛ»;
– эксплуатация собственной сети нефтебаз и АЗС [12].
Доля ЛУКОЙЛ Белоруссия в общем объеме реализуемых в республике нефтепродуктов составляет 15%. Объем поставок сырой нефти на белорусские НПЗ за последние 5 лет достиг 21 млн тонн. Доля предприятия в объеме импорта углеводородного сырья в Республику Беларусь — около 18% [12].
По итогам 2014 г. ЛУКОЙЛ Белоруссия заняла второе место среди крупнейших налогоплательщиков республики. Удельный вес предприятия в доходах республиканского бюджета — 2,5% [12].
В ведении предприятия находятся 83 АЗС (в том числе 40 — с газовыми модулями), 5 нефтебаз общим объемом хранения около 20 тыс. м3, 3 газононаполнительные станции общим объемом хранения 4000 м3. Региональные представительства ЛУКОЙЛ-Белоруссия расположены в Минске, Бресте, Гродно, Витебске и Могилеве [12].
Особое внимание на предприятии уделяют поддержанию высоких корпоративных стандартов сервиса и контроля за качеством нефтепродуктов. C 15 апреля 2015 года на АЗС «ЛУКОЙЛ» в Беларуси начата реализация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная корпорация – форма организации крупной компании, осуществляющей прямые инвестиции в экономику различных стран.
ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.
ТНК сегодня – это примерно 60 тыс. материнских компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) компаний по всему миру.
С одной стороны, ТНК является следствием, а с другой – причиной роста международной концентрации производства, а, следовательно, развертывания процесса интернационализации.
Мировая практика показывает, что деятельность транснациональных корпораций в принимающей стороне складывается как из положительных, так и из отрицательных моментов. Однако приход крупных международных компаний неизбежен, и бояться его не стоит. Некоторые из них уже действуют на территории нашей страны — и это не привело к какой-то серьезной конкуренции и борьбе с местным бизнесом.
При этом следует отметить, что в Республике Беларусь пока не созданы условия, при которых корпорации обычно начинают проникать в национальную экономику. Вместе с тем приход ТНК — это возможность для белорусского бизнеса научиться приемам ведения собственного дела по мировым методикам. В связи с этим представляет интерес исследование путей и возможностей привлечения транснациональных корпораций в Республику Беларусь.
Известно, что некоторые ТНК являются настолько влиятельными, что по мощности превосходят целые экономики отдельных государств. Мировые разветвленные структуры, которые имеют головные офисы в Америке, Швеции или Германии с размещенными там научно-исследовательскими центрами, финансовыми ресурсами и руководящими кадрами, работают практически по всему миру. Например, головной офис уже упомянутой компании Stadler Rail Group находится в Швейцарии, подразделения группы представлены в Германии, Чехии, Польше, Венгрии, Алжире, Италии и США. Таким корпорациям, как правило, не важны факторы вроде неблагоприятного климата, поскольку не нужно платить большие ввозные пошлины при изготовлении продукции на той же территории, на которой они собираются её продавать. Есть возможность изучить спрос непосредственно на месте, использовать производство своего товара на территории данной страны для продвижения этой
1. Абаев, А.Л. Международный маркетинг. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Алексунин, В.А. Абаев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 362 c.
2. Акулич, Л. Международный маркетинг: учебник для студентов вузов по кон. спец / Л. Акулич. – 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2007. – 496 с.
3. Акулич, И.Л. Маркетинг взаимоотношений / И.Л. Акулич. Минск : Вышэйшая школа, 2010. – 256 с.
4. Артюхова Т.З. Международный маркетинг. Курс лекций / Т.З. Артюхова. – Томск. ТПУ, 2010. – 147 с.
5. Багиев, Л. Международный маркетинг/ Л. Багиев, Н.К. Моисеева, И. Черенков. – СПб : Питер, 2009. – 688 с.
6. Безрукова Т.Л. Международный маркетинг. Учебное пособие по курсу «Международный маркетинг» / Т.Л. Безрукова, М.А. Шибаев, Е.А. Яковлева. — Воронеж: ВГЛТА, 2010. — 131 с.
7. Важнейшие аспекты развития крупных международных компаний в меняющемся мире / Н.Ю. Конина // Вестник МГИМО Университета, 2016. – с. 143-153.
8. Диденко Н.И. Анализ и обоснование решений в международном маркетинге. Учебное пособие / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. — М.: Высш. шк., 2009. — 303 с.
9. Диденко, Н.И. Международный маркетинг. учебник для бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 556 c.
10. Каменева, Н.Г. Международный маркетинг: Учебное пособие / Н.А. Нагапетьянц, О.Н. Романенкова, Н.Г. Каменева, С.В. Земляк . – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 292 c.
11. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер. - СПб: Питер, 2012. – 480 с.
12. ЛУКОЙЛ / ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия». – Режим доступа: http://lukoil.by/ru/Company/GeneralInformation. – Дата доступа: 05.11.2017.
13. Львова, Н.Ю. Международный маркетинг. Практикум: Учебное пособие / Н.Ю. Львова. – Мн.: РИПО, 2012. – 63 c.
14. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
15. Моисеева, Н.К. Международный маркетинг и бизнес: Учебное пособие / Н.К. Моисеева. – М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 272 c.
16. Моргунов, В.И. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / В.И. Моргунов, С.В. Моргунов. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 184 c.
17. Остапенко Г.Ф. Международный маркетинг. Учеб. Пособие / Г.Ф. Остапенко. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. – 323 с.
18. Садченко, К.В. Основы современного международного маркетинга / К.В. Садченко. – М.: ДиС, 2013. – 272 c.
19. Сак А.В. Международный маркетинг / А.В. Сак. – Минск: БГУИР, 2007. – 202 с.
20. Ситкевич, С. Транснациональные корпорации: стоит ли ждать прихода? / С. Ситкевич // Информационный портал для белорусского бизнеса [Электрон- ный ресурс] . — 2017. — Режим доступа : http://bel.biz/news/39335.html. — Дата доступа : 05.11.2017.
21. Скрипнюк, Д.Ф. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк; Отв. ред. Н.И. Диденко. – М.: Юрайт, 2012. – 556 c.
22. Федотова О.В. Международный маркетинг. Учебное пособие / О.В. Федотова. — Н.Новгород: ННГАСУ, 2012. — 194 с.
23. Шевцов Н.М. Международный маркетинг и менеджмент. Курс лекций / Н.М. Шевцов. — Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. — 92 с.
24. Carlsberg group. – Режим доступа: http://www.alivaria.by/. – Дата доступа: 05.11.2017.
25. Danone Беларусь / Danone. – Режим доступа: http://danone.by/company/danone-v-belarusi. – Дата доступа: 05.11.2017.