ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших качеств современных демократических конституций, существования конституционного строя является непосредственное действие конституционных норм, их верховенство по отношению ко всем иным актам законодательства.
Сегодня Конституция – документ, с которым мы должны сверять свою деятельность: правотворческую и правоприменительную силу актов государственной власти, общественных объединений и граждан. Исходя из значимости Конституции, как системообразующего акта, в её верховенстве и защите заинтересованы все государственные органы, должностные лица и граждане.
Однако особую роль здесь играют органы конституционного контроля. Вышестоящие органы в этих целях нередко наделяются правом отмены актов нижестоящих органов, если они не соответствуют законодательству.
Среди всех субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением конституционного законодательства, следует выделить специализированные органы конституционного контроля. В отличие от иных органов эта функция для них является основной. Учреждение судебного конституционного контроля за соответствием Основному Закону страны нормативных правовых актов является одним из проявлений системы сдержек и противовесов, реализации принципа разделения властей.
Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство, – служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.
ГЛАВА 1
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
Прежде чем приступать к рассмотрению непосредственно значения предварительного конституционного контроля, на наш взгляд, необходимо остановиться на понятии конституционного контроля и его значении в современных правовых системах.
В современном смысле конституционность государства – это, прежде всего, его связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Стоит заметить, что, учредив конституцию, народ принимает условия, действительные не только для государства и частных лиц, но и для себя самого. Власть народа связана правосудием. Оно учреждено конституцией и в этом смысле производно от власти народа. Независимые суды свободны от политических обязательств и не обязаны следовать большинству. Законы и другие произведения народовластия могут быть отменены в суде, а народ обязан это терпеть, не посягая на независимость правосудия [1, с.16].
«Конституционность» законов – это не столько их непротиворечие конституции, сколько их, так сказать, «конституционно-правовая органичность». Последнее означает, что любой правовой закон является в той или иной мере «органическим» в том смысле, что он развивает и конкретизирует правовые положения, сформулированные или зафиксированные в конституции.
Однако любой процесс содержательного развития конституционно-правовых начал (особенно в том, что касается прав человека и гражданина) – это процесс толкования права. А толкование права – функция не столько законодателя, ибо над ним всегда довлеют конкретные социально- политические интересы, сколько независимого суда. Такое суждение не означает принижения роли демократического законотворчества в процессе объективирования права, а лишь подчеркивает, что развитие и конкретизация конституционного права должны происходить в первую очередь через практику специализированного органа конституционного контроля. С ней должен сверяться законодатель [2, с. 28].
Итак, конституционность государства, рассмотренная в аспекте организации и функционирования власти в её отношениях с индивидами, предполагает наличие судебного института, основная функция которого состоит в рассмотрении споров между гражданами и органами государственной власти по поводу конституционности актов, издаваемых последними, т.е. по поводу нарушения прав, которые имеют фундаментальный характер и не могут быть нарушены даже законодателем.
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В связи с тем, что существование предварительного конституционного контроля невозможно без существования Конституционного Суда Республики Беларусь, поэтому нами будет рассмотрена история становления предварительного контроля в рамках истории Конституционного Суда.
История возникновения Конституционного Суда Республики Беларусь начинается с момента создания в правовой форме и закрепления государственности Беларусь, то есть с момента создания Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР). При советской форме правления отсутствовала в системы высших органов Конституционный Суд, вследствие чего до 1989 года в Конституции не было норм, которые устанавливали статус специализированного органа контроля или надзора, но имелись предпосылки для его реализации [4, с.16].
Невозможность создания такого органа в БССР сложено вследствие негативного отношения правящего элемента (партии) к теории разделения властей. Устанавливалось, что Советы депутатов должны выполнять одновременно законодательную и исполнительную функцию, то есть высший орган власти при исполнении своих обязанностей, принимая закон, учитывал и выражал интересы всех граждан, и никто не мог оспорить его конституционность [16, с.56].
Однако с 1924 года по 1933 год осуществлялись попытки реформирование суда Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) и расширения круга обязанностей по контролю за законностью конституционных актов союзных республик и СССР, но данные изменения были отменены [17, с. 8].
В 1960 году мнение о конституционности законодательства СССР выражал Нудель М.А. следующим образом: «проблемы конституционного контроля связаны с положением парламента. Признавая его верховенство, будет исключаться возможность создания внепарламентского органа по контролю конституционной юрисдикции» [17, с. 10].
Новым толчком в развитии послужило изменение 27 октября 1989 года в Конституции БССР от 1978 года, в которой закреплялся новый орган «Комитет конституционного надзора БССР (далее – ККН БССР)». ККН БССР избирался Верховным Советом БССР на 10 лет. Состоял из Председателя, заместителя Председателя и 9 членов Комитета, каждый из которых был специалистом в области политики и права. Члены ККН БССР при исполнении своих служебных обязанностей являлись независимыми и действовали только на основании Конституции БССР.
ГЛАВА 3
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СУДЕБНОМ КОНСТИТУЦИОННОМ КОНТРОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Важным условием достижения целей и ценностей правового демократического государства является утверждение конституционной законности, о состоянии которой ежегодно в посланиях Президенту Республики Беларусь и Национальному собранию Республики Беларусь информирует Конституционный Суд Республики Беларусь.
Конституционная законность предполагает принятие всех нормотворческих и правоприменительных решений в полном соответствии с конституционными нормами и принципами, поэтому не совсем верно утверждать, что национальный орган конституционного правосудия единолично ответственен за ее обеспечение, хотя и наделен в указанной сфере значительными полномочиями. Конституционный Суд при принятии решений руководствуется конституционными принципами, но также, проверяя конкретный нормативный акт, определяет, соответствует ли принципам и нормам Основного Закона установленное в нем правовое регулирование. Основная часть [23, с. 20].
Осуществляя предварительный конституционный контроль законов, принятых Парламентом, Конституционный Суд не только предупреждает появление в законодательстве норм, противоречащих Основному Закону государства и вступающих в коллизию с иными нормативными правовыми актами, но также излагает правовые позиции, имеющие своей целью выявление конституционно-правового смысла положений рассмотренных законов с точки зрения норм и принципов Конституции [24, с. 82], что способствует в дальнейшем единообразному пониманию и применению истолкованных нормативных предписаний.
Излагая правовые позиции по особо важным вопросам, затрагивающим интересы государства и общества, и устанавливая допустимость и соразмерность ограничений прав и законных интересов граждан, Конституционный Суд ориентирует законодателя на конституционализацию законотворчества, выступает с предложениями по дальнейшему правовому регулированию общественных отношений [25, с. 95], определяя тем самым вектор совершенствования отдельных отраслей законодательства.
Так, Конституционный Суд в решении от 26 декабря 2013 г. № Р-879/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» обратил внимание на необходимость приведения в соответствие с нормами международного права национального законодательства в части исключения любых изъятий из запрета на высылку, возврат или выдачу иностранцев другому государству, если там существует угроза применения к ним пыток [26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство, – служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.
Все это говорит об актуальности данной курсовой работы. Необходимость проведения исследования по данной теме в данный момент обусловлена принятием в 2014 г. в Республике Беларусь Закона «О конституционном судопроизводстве», который существенно изменил законодательное регулирование рассматриваемого правого института, а, следовательно, предопределил и новые направления в его теоретическом изучении юридической наукой.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В современном смысле конституционность государства – это, прежде всего, его связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Стоит заметить, что, учредив конституцию, народ принимает условия, действительные не только для государства и частных лиц, но и для себя самого.
Органы судебного конституционного контроля не являются продуктом современного общества. Развитие судебного конституционного контроля исторически связано с развитием конституционализма. Становление судебного конституционного контроля прошло в своем развитии определенные этапы.
Первый этап длился с XII по XIX в. Исторические прообразы конституционного контроля можно обнаружить во времена Священной Римской империи германских наций.
1. Василевич, Г.А. Конституционный Суд в системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод граждан Республики Беларусь / Г.А.Василевич // Право и кроме того демократия: сб. науч. тр. - Мн.: БГУ, 2014. – №15. – С. 14–24.
2. Хлобыстова, К.А. Конституция и модели конституционного контроля / К.А. Хлобыстова // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 2. – С. 27–31.
3. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие / Г.А.Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2018. – 326 с.
4. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н. В. Витрук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2015. – 527 с.
5. Сафонов, В.Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теория, практика / В.Е. Сафонов. – М.: РАП, 2016. – 164 с.
6. Герасимова, Е.В. Развитие функции защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции (сравнительно-правовой аспект) / Е.В. Герасимова, А.В. Куликов // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 10. – С. 32–36.
7. Тиковенко, А.Г. Роль и место Конституционного Суда: в правовом государстве / А.Г. Тиковенко // Юридический журнал. – 2018. – № 4. – С.14–18.
8. Исаев, М.А. Основные формы конституционного контроля в странах Скандинавии / М.А. Исаев // Государство и право. – 2016. – №12. – С. 76–85.
9. Юдин, Ю.А. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах / Ю.А. Юдин // Государство и право. – 2019. – № 9. – С.45–49.
10. Седельник, В.В. Проблемы совершенствования компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь / В.В. Седельник // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции: материалы Республиканской науч.-практ. конференции. – Минск: Веды, 2018. – С.102–103.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Пастухов, М.И. Повышение роли Конституционного Суда – актуальная задача для Беларуси / М.И. Пастухов // Правовое государство. Конституционный Суд: материалы международных семинаров. – Минск, 2019. – С.5–12.
13. Палто, Н.А. Конституционный суд как орган конституционного контроля / Н.А. Палто // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: Амалфея, 2017. – С.128–130.
14. Синицына, А.М. Место Конституционного Суда в системе власти / А.М Синицына // Правовые проблемы и пути их решения в условиях развития современного общества : материалы междунар. науч. конференции студентов, магистрантов и аспирантов (Минск, 23–24 октября 2015 г.). – 2016. – С.45-46.
15. Пляхимович, И.И. Конституционный Суд и принципы Конституции / И.И. Пляхимович // Конституционный контроль: состояние, проблемы, перспективы: сб. докладов и тезисов выступлений науч.-практ. конф. – Минск, 2016. – С. 165–168.
16. Керимов, Д.А. Конституционный надзор в СССР: учеб. пособие / Д.А. Керимов, А.И. Экимов. – М., 2017. – 141 с.
17. Нудель, М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах: учеб. пособие / М.А. Нудель. – М., 2016. – 314 с.
18. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. Выпуск №16 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
19. 13 сессия Верховного Совета Республики Беларусь 12 созыва – Бюл. № 87 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
20. Вашкевич, А. Конституционный Суд Республики Беларусь: место и роль в системе государственных органов: учеб. пособие / А. Вашкевич – Минск, 2015. – 134 с.
21 Штайнбергер, Г. Модели конституционной юрисдикции: учеб. пособие / Г. Штайнбергер. – М.: Норма, 2017. – 298 с.
22. О конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З Беларусь [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по специальности «Правоведение» / Г.А. Василевич. – Минск : Амалфея, 2016. – 278 с.
24. Козырева, Л.Г. Влияние правовых позиций Конституционного Суда на правоприменительную практику в экономической сфере / Л.Г. Козырева // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2018. – № 3. – С. 82–87.
25. Данилюк, С.Е. Актуальные проблемы уголовной политики в контексте конституционных требований: опыт предварительного контроля / С.Е. Данилюк // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2017. – № 3. – С. 88–97.
26. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 26 дек. 2013 г., № Р-879/2013 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2013. – № 4.
27. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» : решение Конституционного Суда, 8 июля 2016 г., № Р-1057/2016 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2016. – № 3. – С. 88–96.
28. Сергеева, О.Г. Влияние решений Конституционного Суда на нормотворческую деятельность в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / О.Г. Сергеева // Выступление на междунар. науч.-практ. конф. «Направления совершенствования нормотворческой деятельности». – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=21175.
29. Синицына, А.М. Проблемы и перспективы взаимодействия Конституционного Суда Республики Беларусь и судов общей юрисдикции в сфере утверждения конституционной законности / А.М. Синицына // Журнал Белорусского государственного университета. Право. – 2019. – №1. – С.14-22.
30. Чигринов, С.П. Правовые позиции Конституционного Суда как источник права / С.П. Чигринов // Конституционный контроль: состояние, проблемы, перспективы : сб. докл. и тез. выступлений на науч.-практ. конф. – Минск : БДП, 2018. – С. 86–89.
31. О правовом регулировании размера оплаты времени вынужденного прогула работнику, восстановленному на прежней работе : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 10 июля 2014 г., № Р-945/2014 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2014. – № 3.
32. Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2017 год : Указ Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2016 г., № 520 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
33. О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях : решение Конституционного Суда, 18 сентября 2014 г., № Р-946/2014 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2014. – № 5.
34. О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу : решение Конституционного Суда, 14 ноября 2012 г., № Р-778/2012 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2012. – № 7.
35. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 30 дек. 2013 г., № Р-911/2013 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2013. – № 4.
36. Василевич, Г.А. Юридические последствия актов Конституционного Суда Республики Беларусь / Г.А. Василевич // Право.by. – 2016. – № 2 (40). – С. 27–35.
37. О Конституционном Суде Российской Федерации : Федеральный конституционный закон, 21 июля 1994 г., № 1-ФКЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПл.с». – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4172/.