Предварительный судебный контроль по законодательству Республики Беларусь и зарубежных стран
БГУ (Белорусский государственный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Предварительный судебный контроль по законодательству Республики Беларусь и зарубежных стран»
по дисциплине: «Конституционное право»
2020
30 BYN
Предварительный судебный контроль по законодательству Республики Беларусь и зарубежных стран
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СУДЕБНОМ КОНСТИТУЦИОННОМ КОНТРОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших качеств современных демократических конституций, существования конституционного строя является непосредственное действие конституционных норм, их верховенство по отношению ко всем иным актам законодательства.
Сегодня Конституция – документ, с которым мы должны сверять свою деятельность: правотворческую и правоприменительную силу актов государственной власти, общественных объединений и граждан. Исходя из значимости Конституции, как системообразующего акта, в её верховенстве и защите заинтересованы все государственные органы, должностные лица и граждане.
Однако особую роль здесь играют органы конституционного контроля. Вышестоящие органы в этих целях нередко наделяются правом отмены актов нижестоящих органов, если они не соответствуют законодательству.
Среди всех субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением конституционного законодательства, следует выделить специализированные органы конституционного контроля. В отличие от иных органов эта функция для них является основной. Учреждение судебного конституционного контроля за соответствием Основному Закону страны нормативных правовых актов является одним из проявлений системы сдержек и противовесов, реализации принципа разделения властей.
Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство, – служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.
ГЛАВА 1
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
Прежде чем приступать к рассмотрению непосредственно значения предварительного конституционного контроля, на наш взгляд, необходимо остановиться на понятии конституционного контроля и его значении в современных правовых системах.
В современном смысле конституционность государства – это, прежде всего, его связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Стоит заметить, что, учредив конституцию, народ принимает условия, действительные не только для государства и частных лиц, но и для себя самого. Власть народа связана правосудием. Оно учреждено конституцией и в этом смысле производно от власти народа. Независимые суды свободны от политических обязательств и не обязаны следовать большинству. Законы и другие произведения народовластия могут быть отменены в суде, а народ обязан это терпеть, не посягая на независимость правосудия [1, с.16].
«Конституционность» законов – это не столько их непротиворечие конституции, сколько их, так сказать, «конституционно-правовая органичность». Последнее означает, что любой правовой закон является в той или иной мере «органическим» в том смысле, что он развивает и конкретизирует правовые положения, сформулированные или зафиксированные в конституции.
Однако любой процесс содержательного развития конституционно-правовых начал (особенно в том, что касается прав человека и гражданина) – это процесс толкования права. А толкование права – функция не столько законодателя, ибо над ним всегда довлеют конкретные социально- политические интересы, сколько независимого суда. Такое суждение не означает принижения роли демократического законотворчества в процессе объективирования права, а лишь подчеркивает, что развитие и конкретизация конституционного права должны происходить в первую очередь через практику специализированного органа конституционного контроля. С ней должен сверяться законодатель [2, с. 28].
Итак, конституционность государства, рассмотренная в аспекте организации и функционирования власти в её отношениях с индивидами, предполагает наличие судебного института, основная функция которого состоит в рассмотрении споров между гражданами и органами государственной власти по поводу конституционности актов, издаваемых последними, т.е. по поводу нарушения прав, которые имеют фундаментальный характер и не могут быть нарушены даже законодателем.
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В связи с тем, что существование предварительного конституционного контроля невозможно без существования Конституционного Суда Республики Беларусь, поэтому нами будет рассмотрена история становления предварительного контроля в рамках истории Конституционного Суда.
История возникновения Конституционного Суда Республики Беларусь начинается с момента создания в правовой форме и закрепления государственности Беларусь, то есть с момента создания Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР). При советской форме правления отсутствовала в системы высших органов Конституционный Суд, вследствие чего до 1989 года в Конституции не было норм, которые устанавливали статус специализированного органа контроля или надзора, но имелись предпосылки для его реализации [4, с.16].
Невозможность создания такого органа в БССР сложено вследствие негативного отношения правящего элемента (партии) к теории разделения властей. Устанавливалось, что Советы депутатов должны выполнять одновременно законодательную и исполнительную функцию, то есть высший орган власти при исполнении своих обязанностей, принимая закон, учитывал и выражал интересы всех граждан, и никто не мог оспорить его конституционность [16, с.56].
Однако с 1924 года по 1933 год осуществлялись попытки реформирование суда Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) и расширения круга обязанностей по контролю за законностью конституционных актов союзных республик и СССР, но данные изменения были отменены [17, с. 8].
В 1960 году мнение о конституционности законодательства СССР выражал Нудель М.А. следующим образом: «проблемы конституционного контроля связаны с положением парламента. Признавая его верховенство, будет исключаться возможность создания внепарламентского органа по контролю конституционной юрисдикции» [17, с. 10].
Новым толчком в развитии послужило изменение 27 октября 1989 года в Конституции БССР от 1978 года, в которой закреплялся новый орган «Комитет конституционного надзора БССР (далее – ККН БССР)». ККН БССР избирался Верховным Советом БССР на 10 лет. Состоял из Председателя, заместителя Председателя и 9 членов Комитета, каждый из которых был специалистом в области политики и права. Члены ККН БССР при исполнении своих служебных обязанностей являлись независимыми и действовали только на основании Конституции БССР.
ГЛАВА 3
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СУДЕБНОМ КОНСТИТУЦИОННОМ КОНТРОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Важным условием достижения целей и ценностей правового демократического государства является утверждение конституционной законности, о состоянии которой ежегодно в посланиях Президенту Республики Беларусь и Национальному собранию Республики Беларусь информирует Конституционный Суд Республики Беларусь.
Конституционная законность предполагает принятие всех нормотворческих и правоприменительных решений в полном соответствии с конституционными нормами и принципами, поэтому не совсем верно утверждать, что национальный орган конституционного правосудия единолично ответственен за ее обеспечение, хотя и наделен в указанной сфере значительными полномочиями. Конституционный Суд при принятии решений руководствуется конституционными принципами, но также, проверяя конкретный нормативный акт, определяет, соответствует ли принципам и нормам Основного Закона установленное в нем правовое регулирование. Основная часть [23, с. 20].
Осуществляя предварительный конституционный контроль законов, принятых Парламентом, Конституционный Суд не только предупреждает появление в законодательстве норм, противоречащих Основному Закону государства и вступающих в коллизию с иными нормативными правовыми актами, но также излагает правовые позиции, имеющие своей целью выявление конституционно-правового смысла положений рассмотренных законов с точки зрения норм и принципов Конституции [24, с. 82], что способствует в дальнейшем единообразному пониманию и применению истолкованных нормативных предписаний.
Излагая правовые позиции по особо важным вопросам, затрагивающим интересы государства и общества, и устанавливая допустимость и соразмерность ограничений прав и законных интересов граждан, Конституционный Суд ориентирует законодателя на конституционализацию законотворчества, выступает с предложениями по дальнейшему правовому регулированию общественных отношений [25, с. 95], определяя тем самым вектор совершенствования отдельных отраслей законодательства.
Так, Конституционный Суд в решении от 26 декабря 2013 г. № Р-879/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» обратил внимание на необходимость приведения в соответствие с нормами международного права национального законодательства в части исключения любых изъятий из запрета на высылку, возврат или выдачу иностранцев другому государству, если там существует угроза применения к ним пыток [26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство, – служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.
Все это говорит об актуальности данной курсовой работы. Необходимость проведения исследования по данной теме в данный момент обусловлена принятием в 2014 г. в Республике Беларусь Закона «О конституционном судопроизводстве», который существенно изменил законодательное регулирование рассматриваемого правого института, а, следовательно, предопределил и новые направления в его теоретическом изучении юридической наукой.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В современном смысле конституционность государства – это, прежде всего, его связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Стоит заметить, что, учредив конституцию, народ принимает условия, действительные не только для государства и частных лиц, но и для себя самого.
Органы судебного конституционного контроля не являются продуктом современного общества. Развитие судебного конституционного контроля исторически связано с развитием конституционализма. Становление судебного конституционного контроля прошло в своем развитии определенные этапы.
Первый этап длился с XII по XIX в. Исторические прообразы конституционного контроля можно обнаружить во времена Священной Римской империи германских наций.
1. Василевич, Г.А. Конституционный Суд в системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод граждан Республики Беларусь / Г.А.Василевич // Право и кроме того демократия: сб. науч. тр. - Мн.: БГУ, 2014. – №15. – С. 14–24.
2. Хлобыстова, К.А. Конституция и модели конституционного контроля / К.А. Хлобыстова // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 2. – С. 27–31.
3. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие / Г.А.Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2018. – 326 с.
4. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н. В. Витрук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2015. – 527 с.
5. Сафонов, В.Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теория, практика / В.Е. Сафонов. – М.: РАП, 2016. – 164 с.
6. Герасимова, Е.В. Развитие функции защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции (сравнительно-правовой аспект) / Е.В. Герасимова, А.В. Куликов // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 10. – С. 32–36.
7. Тиковенко, А.Г. Роль и место Конституционного Суда: в правовом государстве / А.Г. Тиковенко // Юридический журнал. – 2018. – № 4. – С.14–18.
8. Исаев, М.А. Основные формы конституционного контроля в странах Скандинавии / М.А. Исаев // Государство и право. – 2016. – №12. – С. 76–85.
9. Юдин, Ю.А. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах / Ю.А. Юдин // Государство и право. – 2019. – № 9. – С.45–49.
10. Седельник, В.В. Проблемы совершенствования компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь / В.В. Седельник // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции: материалы Республиканской науч.-практ. конференции. – Минск: Веды, 2018. – С.102–103.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Пастухов, М.И. Повышение роли Конституционного Суда – актуальная задача для Беларуси / М.И. Пастухов // Правовое государство. Конституционный Суд: материалы международных семинаров. – Минск, 2019. – С.5–12.
13. Палто, Н.А. Конституционный суд как орган конституционного контроля / Н.А. Палто // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: Амалфея, 2017. – С.128–130.
14. Синицына, А.М. Место Конституционного Суда в системе власти / А.М Синицына // Правовые проблемы и пути их решения в условиях развития современного общества : материалы междунар. науч. конференции студентов, магистрантов и аспирантов (Минск, 23–24 октября 2015 г.). – 2016. – С.45-46.
15. Пляхимович, И.И. Конституционный Суд и принципы Конституции / И.И. Пляхимович // Конституционный контроль: состояние, проблемы, перспективы: сб. докладов и тезисов выступлений науч.-практ. конф. – Минск, 2016. – С. 165–168.
16. Керимов, Д.А. Конституционный надзор в СССР: учеб. пособие / Д.А. Керимов, А.И. Экимов. – М., 2017. – 141 с.
17. Нудель, М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах: учеб. пособие / М.А. Нудель. – М., 2016. – 314 с.
18. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. Выпуск №16 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
19. 13 сессия Верховного Совета Республики Беларусь 12 созыва – Бюл. № 87 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
20. Вашкевич, А. Конституционный Суд Республики Беларусь: место и роль в системе государственных органов: учеб. пособие / А. Вашкевич – Минск, 2015. – 134 с.
21 Штайнбергер, Г. Модели конституционной юрисдикции: учеб. пособие / Г. Штайнбергер. – М.: Норма, 2017. – 298 с.
22. О конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З Беларусь [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по специальности «Правоведение» / Г.А. Василевич. – Минск : Амалфея, 2016. – 278 с.
24. Козырева, Л.Г. Влияние правовых позиций Конституционного Суда на правоприменительную практику в экономической сфере / Л.Г. Козырева // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2018. – № 3. – С. 82–87.
25. Данилюк, С.Е. Актуальные проблемы уголовной политики в контексте конституционных требований: опыт предварительного контроля / С.Е. Данилюк // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2017. – № 3. – С. 88–97.
26. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 26 дек. 2013 г., № Р-879/2013 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2013. – № 4.
27. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» : решение Конституционного Суда, 8 июля 2016 г., № Р-1057/2016 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2016. – № 3. – С. 88–96.
28. Сергеева, О.Г. Влияние решений Конституционного Суда на нормотворческую деятельность в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / О.Г. Сергеева // Выступление на междунар. науч.-практ. конф. «Направления совершенствования нормотворческой деятельности». – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=21175.
29. Синицына, А.М. Проблемы и перспективы взаимодействия Конституционного Суда Республики Беларусь и судов общей юрисдикции в сфере утверждения конституционной законности / А.М. Синицына // Журнал Белорусского государственного университета. Право. – 2019. – №1. – С.14-22.
30. Чигринов, С.П. Правовые позиции Конституционного Суда как источник права / С.П. Чигринов // Конституционный контроль: состояние, проблемы, перспективы : сб. докл. и тез. выступлений на науч.-практ. конф. – Минск : БДП, 2018. – С. 86–89.
31. О правовом регулировании размера оплаты времени вынужденного прогула работнику, восстановленному на прежней работе : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 10 июля 2014 г., № Р-945/2014 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2014. – № 3.
32. Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2017 год : Указ Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2016 г., № 520 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
33. О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях : решение Конституционного Суда, 18 сентября 2014 г., № Р-946/2014 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2014. – № 5.
34. О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу : решение Конституционного Суда, 14 ноября 2012 г., № Р-778/2012 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2012. – № 7.
35. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 30 дек. 2013 г., № Р-911/2013 [Электронный ресурс] // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2013. – № 4.
36. Василевич, Г.А. Юридические последствия актов Конституционного Суда Республики Беларусь / Г.А. Василевич // Право.by. – 2016. – № 2 (40). – С. 27–35.
37. О Конституционном Суде Российской Федерации : Федеральный конституционный закон, 21 июля 1994 г., № 1-ФКЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПл.с». – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4172/.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты