ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМЫ
1.1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕКЛАМЫ
1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
2.1 ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время реклама приобретает огромное значение, цель которой заключается в том, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов к компании: ее возможностям, выпускаемой продукции, подчеркнуть весь спектр потребительских свойств продукции (высокое качество, новизна, надежность, простота использования, хорошая цена и т. д.)
Реклама является неотъемлемой частью маркетинга и укрепления доверия к организации. Он предоставляет основные услуги потребителю, промышленности, торговле и народному хозяйству. Реклама способствует продаже товаров, процесс превращения товаров в деньги, способствует быстрому и успешному завершению процесса оборота активов, т. е. воспроизведение на уровне фирмы. Он может проектировать и управлять спросом и рынком. Реклама является каналом распространения информации на рынке, а также обязательным условием обратной связи с ними.
В конкурентной среде недостаточно производить хороший продукт, обеспечивать маркетинг, распространять продукты, рекламировать и продавать их. И очень хороший продукт не может «найти покупателя», если его производитель реализует неэффективную рекламную политику. Реклама стала неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности. Любая организация, так или иначе, рекламирует себя или свою продукцию. Для этого она либо прибегает к услугам рекламного агентства, либо создает собственный рекламный отдел.
Реклама имеет большое значение, цель которой – привлечь внимание потенциальных клиентов к организации: ее возможностям, продуктам, подчеркнуть весь спектр потребительских свойств продуктов (высокое качество, новизна, надежность, приемлемая цена и т. д.).
Кроме того, отметим, что реклама в мире бизнеса приносит потребителю огромное количество информации. Психологическое влияние рекламной информации отражается на процессах обработки рекламных сообщений – эмоциях, мыслях, возможных решениях, определяющих специфическое поведение клиента. Так или иначе, феномены обработки информации – ощущения, восприятия, воспоминания и т. д. – участвуют в рекламном процессе.
С другой стороны, процессы обработки рекламной информации активно включают в себя отношение человека к рекламному сообщению, его эмоции и чувства, например, чувство удовлетворения, самооценки, зависти, понимания и принятия в сознании или, наоборот, отказ от воспринимаемого и понимаемого, но не разделяемого контента который не был принят потребителем.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМЫ
1.1 Сущность, цели и задачи рекламы
Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующие элементы: реклама, методы стимулирования сбыта, система Public Relations, личные продажи [26, c. 74].
Реклама является наиболее важным элементом и функцией маркетинга и представляет собой диалог или другие специфические средства коммуникации между производителями и потребителями, посредством которых продавец выражает свое намерение продать товар, а покупатель заинтересован в его покупке.
Реклама (лат. «reclamare» – кричать; фр. «reclame» – рекламировать) – это любая платная форма безличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемая по заказу и финансируемая известным спонсором. Реклама позволяет охватить большое количество потенциальных клиентов и имеет низкие удельные затраты (на одного контакта с клиентом), но высокие абсолютные затраты. Реклама является односторонним каналом общения и не носит личного характера [20, с. 314].
Сущность рекламы можно рассматривать с точки зрения роли, которую играют в бизнесе и обществе. Есть четыре разные роли для рекламы:
1. Маркетинговая роль. Маркетинговые инструменты (комплекс маркетинга) включают продукты, их цену, способы распространения продуктов (местоположение) и продвижения (маркетинговые коммуникации) [26, с. 87].
2. Коммуникационная роль.
3. Экономическая роль, реклама способствует увеличению эффективности производства, оборота и потребления. Это влияет на эффективность производства как прямо, так и косвенно [26, с. 88].
4. Роль общественности:
- объяснение характеристик товаров и того, как они используются. Реклама информирует потребителей о новых и улучшенных продуктах и учит их, как использовать эти новые продукты;
- пропаганда рационального использования свободного времени. Прямо или косвенно реклама привлекает внимание потребителей к новым формам продажи товаров и коммерческих услуг (доставка на дом, установка на дом приобретенной бытовой техники, профилактика и ремонт).
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика организации
ОАО «Гомельский жировой комбинат» является крупнейшей в Республике Беларусь организацией масложировой отрасли, специализирующимся на производстве растительного масла, маргарина, майонеза и кетчупа, хозяйственного и туалетного мыла, саломаса.
В соответствии со свидетельством № 275-р от 26.09.2008 года имущество открытого акционерного общества «Гомельский жировой комбинат» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и присвоен реестровый номер 400078303.
Юридический адрес предприятия: 246021, г. Гомель, ул. Ильича, 4.
Предметом деятельности Гомельского жирового комбината, является: производство майонеза (49%), маргариновой продукции (20%), томатной группы (1%), туалетного и хозяйственного мыла (28%), бутилированного растительного масла (2%). Данные виды продукции останутся основным направлением производства с одновременным улучшением качественных и органолептических характеристик и расширением ассортимента выпускаемой продукции, с одновременным развитием собственной переработки маслосемян рапса и подсолнечника.
Прочие виды деятельности, осуществляемые предприятием: выполнение работ, оказание услуг и иная производственная деятельность с правом оптовой торговли.
Основными направлениями деятельности ОАО «Гомельский жировой комбинат» являются:
1. Производство маргариновой продукции (проектная мощность – 10,5 тыс. тонн/год).
2. Производство майонеза (проектная мощность – 10,0 тыс. тонн/год).
3. Производство фасованного растительного масла (проектная мощность – 10,15 тыс. тонн/год).
4. Производство мыла хозяйственного (проектная мощность – 8,88 тыс. тонн/год).
5. Производство мыла туалетного (проектная мощность – 5,1 тыс. тонн/год).
6. Производство саломаса (проектная мощность – 15,3 тыс. тонн/год).
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Поскольку деятельность изучаемой организации достаточно диверсифицирована, сосредоточимся на одной из наиболее прибыльной группе производимой продукции, а именно растительном масле.
Целью рекламной кампании является увеличение продаж растительного масла ТМ «Моя домашняя кухня» в Республике Беларусь.
Для этого необходимо сформировать лояльное отношение к ТМ «Моя домашняя кухня» путем:
- использования популярных СМИ;
- достижения охвата республиканского масштаба;
- разработки рекламных сообщений с учетом выбранного позиционирования;
- дифференциации ТМ как натурального и качественного продукта, «сделанного с любовью».
Целевой аудиторией являются:
- женщины в возрасте 25-45 лет;
- уровень дохода: средний, ниже среднего;
- образование: среднее специальное или высшее;
- служащие (специалисты), студенты;
- семейное положение: замужем, имеющие детей, а также еще не замужние;
- проживают на территории Республики Беларусь в областных городах.
Психографические параметры представителя целевой аудитории:
- интересуется новостями социального характера, городскими и даже соседскими (то, что может коснуться ее, либо заинтересовать и развлечь);
- любит работать «на земле»: имеет либо дачу, либо родственников в деревне;
- выбирает классику, не против современных веяний, но, как правило, только со стороны.
ОАО «Гомельский жировой комбинат» позиционирует рассматриваемую ТМ как «традиционный продукт по приемлемой цене».
Выше были рассмотрены средства распространения рекламы, имеющие наибольшую популярность среди жителей Республики Беларусь, и, соответственно, оказывающие значительное влияние при планировании рекламной кампании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реклама является одним из ключевых элементов комплекса маркетинговых коммуникаций, и ее использование позволяет обеспечить более эффективную реализацию маркетинговой деятельности организации. В своем развитии рекламная деятельность испытывала все большее влияния социально-психологических аспектов, причем с течением времени происходило выделение специфических особенностей рекламной деятельности в отдельных отраслях деятельности организации.
Среди специалистов по рекламе и рекламодателей нет единого мнения в оценке значения психологии и работы психолога для рекламы. Одни считают, что психология для рекламы необходима, так как она обеспечивает более существенное воздействие рекламы на потребителя и его поведение; другие полагают, что психология существенной роли в рекламе не играет, что главное состоит в том, нуждается ли потребитель в соответствующем товаре, и в том, каким образом человек оценивает его достоинства и свои возможности, касающиеся приобретения соответствующего товара.
ОАО «Гомельский жировой комбинат» – это организация, принадлежащая к масложировой отрасли и является крупнейшей организацией по производству масложировой продукции.
В 2019 г. выручка от реализации продукции предприятия составила 15151 тыс. руб., снизившись по сравнению с 2018 г. на 5817 тыс. руб. или на 27,7 %. Наблюдается также уменьшение себестоимости реализованной продукции на 6642 тыс. руб. или 37,1 %. Предприятием была получена прибыль от реализации продукции в размере 464 тыс. руб., в то время как в 2019 г. был получен убыток в размере 1159 тыс. руб.
ОАО «Гомельский жировой комбинат» применяет различные средства рекламы: проспекты, каталоги, фирменные календари, рекламу на телевидении, все, что способствует привлечению покупателей, рекламе и сбыту товаров. Размещение рекламы ОАО «Гомельский жировой комбинат» осуществляется в каталоге «Бизнес – Партнер», информационном каталоге «Бизнес – Беларусь». ОАО «Гомельский жировой комбинат» в своей рекламной деятельности использует печатную рекламную продукцию. Буклеты – специальные издания, посвящены ОАО «Гомельский жировой комбинат». В буклетах вместе с рекламным текстом размещены фотографии и короткие биографии первых лиц организации, названы ее спонсорские и благотворительные акции, раскрыто участие в политической жизни страны. Их обязательно вручают при любом посещении организации или заключении контракта. Наружная реклама – вся реклама организации на улицах, на площадях городов и населенных пунктов. ОАО «Гомельский жировой комбинат» в своей рекламной деятельности не использует наружную рекламу, что является существенным упущением. Широко используются такие виды рекламы как витринная, реклама на месте продаж.
1. Акулич, И.Л. Маркетинг / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 161 с.
2. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева [и др]; отв. ред. А.И. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 672 с.
3. Барабаш, В.В. Реклама и маркетинг / В.В. Барабаш, В.Л. Музыкант – М.: ПАИМС, 2013. – 298 с.
4. Беляевский, И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 320 с.
5. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н.В. Борушко. – Минск: БГТУ, 2012. – 306 с.
6. Валько, А.В. Особенности рекламы на внешнем рынке / А.В. Валько // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2014. – № 1. – С. 81-83.
7. Глубокий, С.В. Маркетинг / С.В. Глубокий. – Минск: Тонпик, 2011. – 188 с.
8. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – М.: Инфра-М, 2013. – 656 с.
9. Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова. – М.: Финпресс, 2013. – 256 с.
10. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
11. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
12. Ковальков, Ю.А. Эффективные технологии маркетинга / Ю.А. Ковальков. – М.: Феникс, 2013. – 250 с.
13. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – С. 28-31.
14. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – 5-е европейское изд. – М.: Вильямс, 2015. – 752 c.
15. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. – 139 c.
16. Лобанова, Т.М. Маркетинговый анализ макро- и микроокружения предприятия / Т.М. Лобанова, А.С. Янкова // Достижения молодых учёных в развитии инновационных процессов в экономике, науке и образовании: Материалы VI междунар. науч.-практ. конф., Брянск, 21-23 окт. 2014 г. – Брянск: БГТУ, 2014. – С. 26-28.
17. Мамардашвили, А. Экспертная оценка элементов маркетинговых коммуникаций / А. Мамардашвили // Служба PR. – 2013. – № 4. – С. 18-21.
18. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
19. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
20. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2013. – 615 с.
21. Протасеня, В.Г. Определение подходов к распределению и сбыту белорусской промышленной продукции на российском рынке / В.Г. Протасеня // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2013. – №5. – С.69-76.
22. Реброва, Н.П. Основы маркетинга: учебник / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
23. Савчук Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учеб. пособие / Г. А, Савчук, Ю. В. Мокерова. – М., 2014. – 220 с.
24. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: учеб. пособие / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2013. – 232 c.
25. Синяева, И.М. Маркетинг: учеб. пособие / И.М. Синяева [и др.]; отв. ред. И.Н. Синяева. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. – 383 с.
26. Смит, П.Р. Маркетинговые коммуникации: комплексный подход / П.Р. Смит. – Киев: Знання-Прес, 2015. – 796 с.
27. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2013. – 335 с.
28. Степанюк, Н.Г. Инструменты Паблик Рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций / Н.Г. Степанюк // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2011. – №7. – С.38-41.
29. Тарелко, В.В. Расчет экономической эффективности маркетинговой политики предприятия / В.В. Тарелко// Маркетинг, реклама и сбыт. – 2012. – № 3. – С. 59-62.
30. Федько, Н.Г. Маркетинговые коммуникации/ Н.Г. Федько. – Ростов на Дону: Феникс, 2013. – 383 с.
31. Цветкова, А.Б. Обзор основных тенденций рынка маркетинговых коммуникаций в Германии / А.Б. Цветкова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – №5. – С.109-124.
32. Шарков, Ф.И. Теория коммуникации / Ф.И. Шарков. – М.: РИП-холдинг, 2014. – 245 с.