Введение
Дневник практики
План работы психолога базы практики
Индивидуальный план работы на период практики
Программа образовательного проекта
Первичные материалы и проекта
Презентация проекта. Тезисы по результатам проекта
Самооценка выполненного проекта
Индивидуальный отчет о прохождении практики
Список используемой литературы
Перечень предоставляемой информации
Приложение
Введение
Я, ФИО полностью________________________________________, студентка Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, ___ курса, специальности «Психология. Психология семейных отношений» в период с 20.01.2020 года по 15.02.2020 года проходила преддипломную практику в ГУО «Ясли-сад №28 г. Молодечно».
Целью преддипломной практики является применение теоретических знаний на уровне практического решения проблемных ситуаций обучения и воспитания в деятельности педагога-психолога и формирование на этой основе активной профессиональной позиции.
Образовательная цель: формирование научного мировоззрения, усвоение студентами-практикантами системы знаний о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах реализации функций педагога-психолога в учреждениях образования, развитие умений профессиональной рефлексии.
Воспитательная цель: совершенствование психологической культуры личности, определяющей профессиональную позицию педагога-психолога, в процессе осуществления воспитательной и идеологической работы на основе национальных традиций нравственного, эстетического и патриотического воспитания.
Программа образовательного проекта «Преодоление агрессивности в старшем дошкольном возрасте».
1. Описание проекта:
Актуальность темы исследования обусловлена напряженной, неустойчивой социально-экономической обстановкой, сложившейся в настоящее время, способствующей росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Особое внимание и тревогу вызывает повышение агрессивности и конфликтности современных детей, которое может указывать на неспособность ребенка приспосабливаться к условиям социальной среды, то есть на его дезадаптацию. Проявления агрессии встречаются в повседневной жизни ежедневно, что создает риск ее негативного воздействия на личность ребенка. Агрессивные проявления детей или постоянное ожидание такого поведения от окружающих способствует ограничению активности ребенка, повышению тревожности, формированию заниженной или компенсированной самооценки, нарушению взаимоотношений в коллективе, социальной дезадаптации.
Цель исследования: выявить особенности агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить половые различия в агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу по преодолению агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существуют половые различия в уровне конфликтности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по проведенному исследованию
В результате исследования было установлено следующее:
Существуют половые различия в уровне конфликтности и агрессивности. Мальчики характеризуются более высоким уровнем конфликтности и агрессивности, чем девочки.
Существуют половые различия в типе реагирования на фрустрацию старших дошкольников. Так, для мальчиков более характерен активно-агрессивный тип реагирования, при котором на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность (80%). Мальчикам более свойственно кричать, смеяться над кем-то, протестовать, пойти куда-то вопреки запрету, злиться, ударять, обзывать, бить, отбирать игрушки и вещи.
В фрустрирующих ситуациях для девочек более характерен пассивно-агрессивный тип реагирования, к типичным проявлениям которого относятся: возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение эффективности деятельности (70%). Девочкам более свойственно плакать, обижаться, жаловаться, «дуться».
Для мальчиков более характерен активно-агрессивный тип реагирования, при котором на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность (80%). Мальчикам более свойственно кричать, смеяться над кем-то, протестовать, пойти куда-то вопреки запрету, злиться, ударять, обзывать, бить, отбирать игрушки и вещи.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что уже в этом возрасте прослеживаются признаки конфликтного поведения. Уровень конфликтности и агрессивности выше у мальчиков, чем у девочек. Большинство мальчиков активно-агрессивно реагируют на фрустрацию – они выплескивают свое раздражение, гнев, враждебность. Девочки же преимущественно выбирают пассивно-страдательную реакцию и предпочитают обижаться, плакать, жаловаться. Мальчикам более свойственно кричать, смеяться над кем-то, протестовать, пойти куда-то вопреки запрету, злиться, ударять, обзывать, бить, отбирать игрушки и вещи. Девочкам более свойственно плакать, обижаться, жаловаться, «дуться».
ПЛАН-КОНСПЕКТ ГРУППОВОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Тема: «Снижение агрессивности»
Цель: оказание психологической помощи родителям детей старшего дошкольного возраста с повышенной агрессивностью.
Форма проведения: групповая.
Участники: родители детей старшего дошкольного возраста с повышенной агрессивностью.
Краткое содержание консультации:
Родители обратились за помощью со следующим запросом. Их дети проявляют агрессивности поведение, что выражается в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.д. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т.д.
Консультант уточнял, как долго это продолжается, каковы возможные причины такого поведения детей. Родители не могли ясно сформулировать ответы на эти вопросы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Я, ФИО полностью________________________________________, студентка Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, ___ курса, специальности «Психология. Психология семейных отношений» в период с 20.01.2020 года по 15.02.2020 года проходила преддипломную практику в ГУО «Ясли-сад №28 г. Молодечно».
В ходе прохождения практики я ознакомилась с деятельностью педагога-психолога базы практики, его основными видами деятельности. Вместе с руководителем практики было составлено индивидуальное планирование деятельности на весь период практики. Мною был подготовлен научно-исследовательский проект на тему: «Преодоление агрессивности в старшем дошкольном возрасте».
По итогам диагностического исследования разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение агрессивности. Также мною было проведено психологическое просвещение на тему: «Игротерапия представляет собой средство профилактики и коррекции агрессивности детей дошкольного возраста».
В результате прохождения преддипломной практики мне удалось сформировать следующие умения и навыки:
– осуществлять различные виды деятельности психолога, такие как психологическая диагностика и психологическая коррекция, индивидуальное и групповое консультирование, психологическое просвещение, используя разнообразные формы и методы организации работы;
– осуществлять научно-исследовательскую и методическую работу;
– отбирать психологическую и методическую литературу при подготовке к осуществлению различных видов работ;
– осуществлять текущее и перспективное планирование деятельности психолога;
– определять конкретные профессиональные задачи, исходя из общих целей оказания психологической помощи, с учетом возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и социально-психологических условий;
– изучать личность и группу с целью диагностики и проектирования их развития;
– научно обосновывать и обобщать свой опыт и опыт психологов;
– владеть самоанализом и самоконтролем своей деятельности в качестве психолога;
– вести документацию.
1. Данченкова, С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / С.Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 105–108.
2. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников / В.Я. Зедгенидзе. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 105 с.
3. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М.: Академия, 1997. – 386 с.
4. Коломинский, Я.Л. Социально- психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 35-42.
5. Колосова, С.И. Особенности дезадаптации детей 6-7 летнего возраста с агрессивным поведением / С.И. Колосова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 50–58.
6. Меньшикова, Т.И. Диагностика агрессивного поведения дошкольников / Т.И. Меньшикова // Вестник ТГИ им. А.П. Чехова. – 2006. – № 2. – С. 75-79.
7. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Нифонтова. – Череповец, 1999. – 19 с.
8. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
9. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
10. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик / А.А. Романова. – М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48 с.
11. Тимошок, А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / А.В. Тимошок // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 25–27.
12. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
13. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Владос-Пресс, 2013. – 211 с.
14. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.