Преддипломная практика
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Отчет
на тему: «Преддипломная практика»
по дисциплине: «Психология»
2020
65.00 BYN
Преддипломная практика
Тип работы: Отчет
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад №182, ГУО (г.Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Знакомство с деятельностью психологической службы в дошкольном учреждении.
Приложение 2 Рекомендации родителям по результатам индивидуальной диагностики психологической готовности к обучению в школе Калейникова Матвея
Приложение 3 Рекомендации родителям по результатам индивидуальной диагностики психологической готовности к обучению в школе Пашко Полины
Приложение 4 Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Приложение 5 Круглый стол с педагогами на тему «Мотивационная готовность детей к школе»
Приложение 6 Конспекты занятий тренинговой программы «Путешествие в мир знаний
Поделиться
Дневник
Программа проекта
Первичные материалы и результаты осуществленной диагностической деятельности
Материалы проведенной консультационной работы в соответствии с проблематикой, заявленной в проекте
Программа и методические материалы коррекционно-развивающей или тренинговой работы и анализ ее эффективности в соответствии с проблематикой, заявленной в проекте
Список литературы
Программа проекта
«Психодиагностика готовности детей к обучению в школе»
Проблема: родители воспитанников старших групп озабочены тем, готов ли их ребенок к поступлению в 1-ый класс. Для самих детей старшего дошкольного возраста переход в школу знаменует собой смену социальной ситуации. Чем больше ребенок будет психологически готов к обучению в школе, тем успешнее у него пройдет адаптационный период, тем более осознанно он будет воспринимать новую для социальную ситуацию развития. Индивидуальная диагностика готовности к школе – важный этап перехода на следующую ступень образования, ведь если родитель информирован о том, какова степень подготовки его ребенка, тем более эффективной и подготовленной будет его помощь сыну или дочери.
Профессиональная задача: реализовать систему психодиагностических мероприятий по изучению готовности детей к обучению в школе.
Цель: определить уровни развития логического мышления, памяти, внимания, воображения, речи, восприятия 2-х детей старшего дошкольного возраста; провести индивидуальные консультации с их родителями по результатам диагностики; провести просветительскую работу с остальными родителями выпускников старших групп по проблеме готовности их детей к обучению в школе.
Субъекты: родители; педагоги.
Объект – воспитанники старших групп детского сада.
Первичные материалы и результаты осуществленной диагностической деятельности
Протокол к методике «Корректурная проба»
1. Методика использована для определения устойчивости внимания ребенка старшего дошкольного возраста (предложена воспитаннику старшей группы №8 Калейникову Матвею).
2. Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В.М. Бехтерева. Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.
3. Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования). После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.
Протокол к методике «Мотивы учения»
1. Методика использована для выявления относительной выраженности различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста (предложена воспитаннику старшей группы №8 Калейникову Матвею).
2. Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой. В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
3. Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
Протокол к методике «Лесенка»
1. Методика использована для исследования уровня самооценки ребенка старшего дошкольного возраста (предложена воспитаннику старшей группы №8 Калейникову Матвею).
2. Автор методики А. Щур. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
3. Инструкция:
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой .
Протокол к методике «Определение типа памяти»
1. Методика использована для определения преобладающего типа памяти (предложена воспитаннику старшей группы №8 Калейникову Матвею).
2. Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
3. Порядок исследования. Ребенку сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.
Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Протокол к методике «Домик»
1. Методика «Домик» для изучения особенностей произвольной сферы ребенка старшего дошкольного возраста (предложена воспитаннику старшей группы №8 Калейникову Матвею).
2. Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5-10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.
3. Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Ошибки бывают следующими.
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла).
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла).
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл).
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).
7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание).
Протокол к методике «Сапожки»
1. Методика «Сапожки» использована для исследования степени обучаемости детей, особенностей процесса обобщения (предложена воспитаннику старшей группы №8 Калейникову Матвею).
2. Автор – Н.И. Гуткина. Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, т.е. проследить, как для решения задач он пользуется правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса общения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение.
3. В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.
4. Обработка результатов: 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
5. Психологическое заключение. Средний уровень устойчивости внимания.
Протокол к методике «Последовательность событий»
1. Методика «Последовательность событий» использована для исследования развития логического мышления (предложена воспитаннику старшей группы №8 Калейникову Матвею).
2. Автор – А.Н. Бернштейн. Методика «Последовательность событий» предложена А.Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. Предназначена она для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
3. Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:
а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.
Процедура проведения методики:
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности событий картинок; 2) устный рассказ по ним.
После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.
Протокол к методике «Звуковые прятки»
1. Методика «Звуковые прятки» использована для проверки фонематического слуха (предложена воспитаннику старшей группы №8 Калейникову Матвею).
2. Автор – Н.И. Гуткина. Методика Методика заключается в том, что ребенку предлагают поиграть «в прятки» со звуками. Данная диагностическая методика валидна, надежна и обладает прогностической значимостью. Методика может быть использована при обследовании детей в детских садах и начальной школе (в частности, при записи будущих первоклассников в школу). Методика рассчитана на детей, начиная с 5 лет 6 месяцев. Применять ее для более раннего возраста недопустимо.
3. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.
Предлагается по 4 слова на каждый звук: «о» – кошка, море, точка, баня; «а» – мама, парта, стол, каша; «ш» – шайба, ручка, школа, суша; «с» – суп, киска, лужа, свет.
4. Обработка результатов: ребенок сделал одну ошибку.
5. Психологическое заключение. Уровень развития фонематического слуха мальчика – средний.
Рекомендации по развитию фонематического слуха у ребенка старшего дошкольного возраста (разнообразные речевые игры и упражнения):
1) Игра «Любопытный».
2) Игра «Загадай любимую игрушку».
3) Игра «соревнование».
4) Детская игра «Кто больше?» (или «Подбери слова по схеме»).
Материалы проведенной консультационной работы в соответствии с проблематикой, заявленной в проекте
Консультация по результатам индивидуальной диагностики психологической готовности к обучению в школе Калейникова Матвея
Дата проведения: 12 марта 2020 года.
Цель: обсуждение уровня психологической готовности Калейникова Матвей к обучению в школе
Форма проведения: консультирование индивидуальное.
Участники: родители воспитанника старшей группы №8 Калейникова Матвея (Калейникова Анастасия Олеговна, Дмитрий Николаевич).
Краткое содержание консультации.
В ходе изучения особенностей познавательного и психического развития Калейникова Матвея были проведены следующие методики:
1. диагностика особенностей внимания: «Корректурная проба», «Да – Нет»;
2. определение доминирующих мотивов учения: методика «Мотивы учения»;
3. исследование уровня самооценки: методика «Лесенка»;
4. определение преобладающего типа памяти: «Определение типа памяти»;
5. изучение особенностей произвольной сферы ребенка: «Домик»;
6. изучение особенностей обучаемости ребенка: «Сапожки»;
7. исследование развития логического мышления: «Последовательность событий»;
8. диагностика степени сформированности фонематического слуха: «Звуковые прятки».
Итак, при изучении уровня развития познавательных процессов нами было уделено внимание вниманию, памяти, мышления, речи.
Методика «Корректурная проба» показала, что Матвей способен с умеренной скоростью распределять и переключать внимание, его объем и устойчивость находятся в норме для данного возрастного отрезка. Уровень развития внимания средний. Данный показатель подтверждается и наблюдением: на занятиях мальчик легко привлекается к новой деятельности, но при ослаблении интереса не способен долго удерживать собственную сосредоточенность на задании, то есть преобладает непроизвольное внимание. Этот же показатель подтвердился при проведении методики «Домик».
Консультация по результатам индивидуальной диагностики психологической готовности к обучению в школе Пашко Полины
Дата проведения: 13 марта 2020 года.
Цель: обсуждение уровня психологической готовности Пашко Полины к обучению в школе
Форма проведения: консультирование индивидуальное.
Участники: родители воспитанника старшей группы №8 Пашко Полины (Пашко Елена Владимировна, Григорий Александрович).
Краткое содержание консультации.
В ходе изучения особенностей познавательного и психического развития Пашко Полины были проведены следующие методики:
1. диагностика особенностей внимания: «Корректурная проба», «Да – Нет»;
2. определение доминирующих мотивов учения: методика «Мотивы учения»;
3. исследование уровня самооценки: методика «Лесенка»;
4. определение преобладающего типа памяти: «Определение типа памяти»;
5. изучение особенностей произвольной сферы ребенка: «Домик»;
6. изучение особенностей обучаемости ребенка: «Сапожки»;
7. исследование развития логического мышления: «Последовательность событий»;
8. диагностика степени сформированности фонематического слуха: «Звуковые прятки».
Итак, изучение уровня развития внимания свидетельствует о высоком уровне развития данной психической функции. Так, выявлена большая скорость распределения и переключения внимания; его объем и устойчивость соответствуют возрастному развитию девочки. Лена показала хорошую работоспособность и низкую истощаемость внимания.
Таким образом, внимание девочки устойчивое, привлекается легко, концентрация внимания сильная, степень произвольности внимания высокая. Преобладает эмоциональное внимание над непроизвольным и пассивным. В процессах распределения и переключения внимания девочка затруднений не испытывает.
Методические материалы просветительской деятельности в соответствии с проблематикой, заявленной в проекте
Дата проведения: 17 марта 2020 года
Тема: «Готовим детей к школе. Что это значит?».
Цель: информирование родителей о составляющих готовности к школе; повышение компетентности в процессе подготовки детей к школе.
Участники: ведущий, родители старшей группы №8, воспитанники (6 детей).
Форма проведения: родительское собрание (совместно с детьми).
Методические материалы профилактической работы в соответствии с проблематикой, заявленной в проекте
Дата проведения – 14 марта 2020 года
Тема: «Мотивационная готовность детей к школе»
Цель:
1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе.
2. Поделиться опытом работы по данной теме и определить приоритетные направления в работе.
3. Разработка рекомендаций педагога-психолога для педагогов.
Участники – педагоги УДО №182 г.Минска
Форма проведения – круглый стол.
План-конспект – Приложение 5.
Материал: экран, ноутбук для презентации, мольберты, столы, листочки, ручки, раздаточные карточки с ситуациями, мяч, клубок ниток.
План занятия:
1. Знакомство с участниками «круглого стола». (Участники сидят в кругу)
• Игра в кругу «Передай мяч соседу и назови своё имя».
• Упражнение – игра на сплочение, внимание «Поменяются местами те, кто…»
Игра проводится в кругу. Один стул убирается.
Водящий произносит: «Поменяются местами те, кто... (имеет кольца, пуговицы, заколки; в джинсах, юбках, сапогах; чистил зубы утром, любит брюнетов и т. д.)
Участникам в соответствии с указанными признаками надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел занять освободившееся место, выбывает и игра начинается снова.
- Самый внимательный в нашем коллективе - ……
Программа и методические материалы коррекционно-развивающей или тренинговой работы и анализ ее эффективности в соответствии с проблематикой, заявленной в проекте
Коррекционно-развивающая (тренинговая) программа
Тема: «Путешествие в мир знаний»
Цель: создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.
В основе коррекционно-развивающей программы лежат следующие принципы:
1. Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
3. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.
4. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Основная задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.
1. Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции “школьника”. А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
2. Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
3. Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.
1. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002
2. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
3. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003
4. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006
5. Учебная программа дошкольного образования/М-во образования Респ. Беларусь. - . Минск: НИО, 2019. – 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Знакомство с деятельностью психологической службы в дошкольном учреждении.
Приложение 2 Рекомендации родителям по результатам индивидуальной диагностики психологической готовности к обучению в школе Калейникова Матвея
Приложение 3 Рекомендации родителям по результатам индивидуальной диагностики психологической готовности к обучению в школе Пашко Полины
Приложение 4 Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Приложение 5 Круглый стол с педагогами на тему «Мотивационная готовность детей к школе»
Приложение 6 Конспекты занятий тренинговой программы «Путешествие в мир знаний
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты