ОЗЕЛЕНЕНИЕ УЧАСТКА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Озеленение, ландшафт, планирование, санитарно-гигиеническое значение, воспитательно-образовательное значение, растения, природа.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ
В настоящее работе используется словесно-наглядный метод работы со студентами.
Данная работа объединяет два вида лекционных занятий: лекция-рассказ и лекция-объяснение.
ЗНАЧЕНИЕ ОЗЕЛЕНЕНИЯ УЧАСТКА ДЕТСКОГО САДА
По современным стандартам уровень озеленения в детском саду должен составлять 60 %. Как правило, детские сады расположены в самом центре жилых кварталов, где они хорошо освещены, хорошо вентилируются, сухие и имеют нормальный естественный поверхностный сток воды.
Для защиты участка детского сада от ветра, шума и пыли границы увеличивают ширину полосы на обочине дороги и создают живую изгородь из обычных посадок деревьев и кустарников.
В каждом детском саду есть место, где дети могут провести время, особенно в теплые месяцы. Места игр для детей разных возрастных групп изолированы друг от друга естественными зелеными стенами. Свободно расположенные взрослые деревья обеспечивают тень в течение всего дня, но при этом они не должны затмевать здание детского сада, огород или бассейн, если таковой имеется.
Хорошо озелененный участок является одним из важнейших условий для организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию дошкольников. Особенно важной является хорошая территория для городских детских садов, так как они продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
Озеленение территории несет важное санитарно-гигиеническое значение, а также важный воспитательно-образовательный аспект.
Санитарно-гигиеническое значение определяется следующими положениями:
1. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом и снижают содержание углекислого газа, углеводов и их производных, в том числе канцерогенов.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ОЗЕЛЕНЕНИЯ УЧАСТКА
Относительно вопроса планирования озеленения участка детского сада, принято выделять три основные группы требований:
1. Требования к организации ландшафтной среды: контраст; зонирование территории учреждении дошкольного образования; сочетание открытого солнечного пространства и теневых участков; сочетание особенностей рельефа участка с размещением игрового оборудования; зонирование рельефа участка (склон, засеянный травой, плато, посыпанное гравием, горка с деревом или кустарником на вершине).
2. Требования к размещению озеленения: учет характера подземных и наземных коммуникаций; бережное отношение и сохранение существующих зеленых насаждений; перегруженность участка посадками; расстояние до здания учреждения дошкольного образования и так далее; учет солнечного освещения.
3. Требования к подбору растений для озеленения участка дошкольного учреждения.
Рассмотрим эти требования подробнее.
Площадь участка должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35-45 кв. м. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа.
Правильно выбранная территория в значительной степени облегчает хорошую планировку участка.
Форма участка может быть любой, но наиболее удобна прямоугольная или квадратная.
ВИДЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ УЧАСТКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выделяют несколько видов озеленения участка дошкольного образования:
• защитные насаждения,
• разделительные насаждения,
• декоративные насаждения,
• цветники, газоны,
• огород и плодово-ягодный сад.
Защитные насаждения
В целях безопасности пребывания детей на участке его следует ограждать забором. Изолировать участок можно также путем устройства живой изгороди. Для защиты участка детского сада от улиц и дорог на его границе создаются плотные двух-трехрядные полосы из деревьев и кустарников. Такие защитные насаждения украсят участок и надежно защитят от ветра, пыли, шума, выхлопных транспортных газов и копоти.
Ширина защитной изгороди - 0,75 – 1,0 м. Расстояние между отдельными растениями в живой изгороди зависит от вида выбранных для изгороди растений.
Обычно растения в живой изгороди высаживают в один ряд: это проще и дешевле, но двурядная посадка лучше она плотнее и, кроме того, дает возможность получить более прочную и более красивую изгородь.
Посадка деревьев и кустарников в три ряда применяется в тех случаях, когда требуется создать защитные полосы, например, если участок дошкольного учреждения выходит на магистраль, в межквартальный или внутриквартальный проезд.
Разделительные насаждения
Данный вид озеленения используется внутри участка детского сада для изоляции игровых площадок друг от друга.
Низко подстриженные кустарники очень украшают участок. Стрижку растений производят в апреле, июне, октябре. Важно учитывать определенную высоту кустарников. Она должна соответствовать росту детей старшей группы.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Экологизация, предметная среда, УДО, экологическая комната, экологическая лаборатория, экологический музей, экологическая тропа, цветник, растения, уголок природы, уход за растениями, планирование экологической предметной среды.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ
В настоящее работе используется словесно-наглядный метод работы со студентами.
Данная работа объединяет два вида лекционных занятий: лекция-рассказ и лекция-объяснение.
ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ПОМЕЩЕНИИ ДЕТСКОГО САДА
Создание эколого-развивающей среды в учреждениях дошкольного образования является одним из условий экологического воспитания детей.
Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:
• познавательного развития ребенка: возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов;
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА
Экологическая среда в детском саду – это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.
При этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
Другими словами, правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
• безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
• неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные – это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).
РАСТЕНИЯ ЦВЕТНИКА
Значение и виды цветников. Планировка цветников
В цветнике в течение всего года воспитатели с детьми выращивают разные растения. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений.
С младшей дошкольной группой в цветнике педагог рассматривает растения, обращает внимание на их различную окраску, форму и величину. Для лучшего восприятия детьми младших групп на клумбу следует высаживать растения одного наименования и одного цвета: например, посадить только белые нарциссы или только красные маргаритки.
С двух лет детям прививают бережное отношение к природе. Например: «Как хорошо у нас в саду, много красивых цветов! Мы не будем их рвать, польем водой, чтобы в нашем саду стало еще лучше».
Чтобы закрепить у детей полученные знания, можно поиграть с детьми в такие игры, как «Покажите мишке цветник. Что там растет?».
Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами.
У детей воспитывают интерес к природе, способность любоваться ею в разное время года, в разную погоду, стремление охранять ее. Развивают интерес к труду взрослых и желание трудиться самим.
Осенью стоит обратить внимание, что в цветнике стало меньше цветущих растений. Рассмотреть цветы, оставшиеся в цветниках.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 1
1. Чем определяется санитарно-гигиеническое значение озеленение территории учреждений дошкольного образования?
2. В чем ценность воспитательно-образовательного аспекта озеленения территории учреждений дошкольного образования?
3. Перечислите основные требования к планированию озеленения территории учреждений дошкольного образования.
4. Какая форма территории для учреждения детского сада наиболее удобна? Квадратная или прямоугольная.
5. Каково процентное соотношение озелененной и не озеленённой зон на территории детского сада?
6. Назовите основные элементы, которые должны находится на территории учреждения дошкольного образования.
7. Какие растения не следует выращивать на территории детского сада?
8. В чем ценность хвойных деревьев на территории детского сада?
9. Перечислите основные виды озеленения участка дошкольного образования.
10. В чем разница между защитными и разделительными насаждениями?
11. Каковы особенности организации огорода на территории учреждения дошкольного образования?
Ответ
1. Санитарно-гигиеническое значение определяется следующими положениями:
1. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом и снижают содержание углекислого газа, углеводов и их производных, в том числе канцерогенов.
2. Оздоравливающее воздействие зеленых насаждений проявляется в очистке воздуха от вредных микробов. Угнетающее, а иногда и смертельное воздействие растения оказывают не только на микробов, но и на насекомых в домашних условиях. Это объясняется тем, что растения выделяют летучие соединения, которые ученые разделили на две группы: колины и фитонциды.
3. Зеленые насаждения помогают создать хороший микроклимат для человеческого организма
2. Воспитательно-образовательный аспект заключатся в том, что правильно озелененный участок дошкольного учреждения рассматривается как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера.
3. 1. Требования к организации ландшафтной среды: контраст; зонирование территории учреждении дошкольного образования; сочетание открытого солнечного пространства и теневых участков; сочетание особенностей рельефа участка с размещением игрового оборудования; зонирование рельефа участка (склон, засеянный травой, плато, посыпанное гравием, горка с деревом или кустарником на вершине). 2. Требования к размещению озеленения: учет характера подземных и наземных коммуникаций; бережное отношение и сохранение существующих зеленых насаждений; перегруженность участка посадками; расстояние до здания учреждения дошкольного образования и так далее; учет солнечного освещения. 3. Требования к подбору растений для озеленения участка дошкольного учреждения.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 2
1. Раскройте понятие «экологический развивающая среда» для учреждений дошкольного образования.
2. Какие виды комнат/помещений призваны реализовать цеди экологически развивающей среды?
3. Какие составляющие экологической комнаты вы знаете?
4. Каковы особенности коллекций для экологической комнаты?
5. Назовите задачи экологического музея в учреждении дошкольного образования.
6. Какие экологические функции способен выполнить экологический музей?
7. В чем особенности экологической лаборатории в детском саду?
8. Каким требованиям должны соответствовать растения и животные к детском саду?
9. Назовите составляющие уголка природы в учреждении дошкольного образования.
10. В чем отличи уголка природы от экологической комнаты?
Ответ
1. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей.
2. Экологическая среда, экологическая тропа, экологический музей, экологическая лаборатория, уголок природы, мини-ферма, цветник, огород, теплица и т.д.
3. Зона обучения, Зона коллекций, Зона релаксации, Зона библиотеки.