Первый этап ознакомительной (учебной) практики
1. Изучить профессиональное назначение специалиста-маркетолога
2. Изучить функционирование предприятий и организаций потребительской кооперации с позиций маркетинговой ориентации их деятельности для обеспечения их конкурентных преимуществ на рынке
3. Изучить типовое положение об отделе маркетинга производственного предприятия и типовое положения об отделе маркетинга производственного предприятия потребительской кооперации
4. Изучить должностные инструкции сотрудников отдела маркетинга
5. Ознакомиться с тенденциями развития маркетинговых служб и с вариантами организации отдела маркетинга на предприятиях Республики Беларусь
6. Проанализировать конкурентную среду организации
Второй этап ознакомительной (учебной) практики
7. Ознакомиться с организацией работы отдела маркетинга в ООО «Окна 777»
8. Провести беседу с руководителем отдела маркетинга
9. Ознакомиться с организацией работы структурных подразделений предприятия, принимающих участие в формировании комплекса маркетинга
Третий этап ознакомительной (учебной) практики
10. Перечень контрольных вопросов и ответов для закрепления полученных знаний в ходе прохождения ознакомительной (учебной) практики
Список использованных источников
Приложения
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ
1. Изучить профессиональное назначение специалиста-маркетолога
В первую очередь, следует отметить, что маркетолог относится к категории специалистов. (Приложение А)
Результат деятельности специалиста-маркетолога зависит от устойчивого функционирования и развития организации в современных условиях, основанного на гармонизации интересов потребителей и организации. [7, с. 69]
Основными задачами специалиста-маркетолога являются:
- оценка, координация, контроль и регулирование деятельности структурных подразделений при условии изменения внешней среды;
- исследование конъюнктуры рынка и спроса;
- разработка маркетинговой стратегии;
- разработка предложений по развитию ассортимента товаров;
- определение ценовой политики, выбор каналов распределения и товародвижения;
- формирование коммуникационной политики;
- разработка рекламных программ;
- внедрение современных технологий в рекламную деятельность.
Применение труда специалиста-маркетолога актуально на сегодняшний день в различных отраслях: промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, строительной, торговой и др.
Маркетолог относится к той категории специалистов, где помимо профессиональных компетенций сильно важны личностные качества, т. к. он занимается социальной работой в области развития отношений, возникающих при разработке и реализации рыночной стратегии.
Специалист-маркетолог необходим в любой организации для:
- обеспечения использования маркетинговой концепции в управлении организацией;
- обеспечения устойчивости функционирования организации с помощью рационального применения инструментария маркетинга;
- выявления слабых и сильных сторон, угроз и потенциальных возможностей организации по удовлетворению товарного спроса;
- контроля и поддержки трудовой и производственной дисциплины;
- составления документации;
- управления маркетингом организации;
- продвижения продукции на товарном рынке.
- изучения поведения покупателей и потребителей.
ВТОРОЙ ЭТАП ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ
7. Ознакомиться с организацией работы отдела маркетинга в ООО «Окна 777»
Специализированные функциональные подразделения, которые взаимосвязаны между собой информационными потоками в ООО «Окна 777», образуют организационную структуру управления, связывающую подразделения процессами принятия и реализации управленческих решений.
В ООО «Окна 777» деятельность структурных подразделений направлена на единую основную задачу – создание конкурентоспособной продукции (работ или услуг), совершенствование системы управления, создание единой команды, получение положительного финансового результата. Схема организационной структуры управления ООО «Окна 777» изображена в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных элементов организации (Приложение К).
Организационная структура ООО «Окна 777» имеет ряд следующих преимуществ:
– обязанности между звеньями распределены четко (каждое структурное подразделение во главе со своим руководителем отвечает за работу перед руководителем организации);
– каждый руководитель структурного подразделения на основе данных, представленных своим отделом, принимает управленческие решения и подотчетен руководителю организации;
– линейно-функциональная структура нацелена на долгосрочную перспективу;
– возможен выход на более высокий уровень использования мощностей организации;
– при разработке новых процессов и продукции решения принимаются быстро;
– за счет сложившейся иерархии на всех уровнях управления уменьшается потребление ресурсов, в том числе трудовых (снижаются трудовые затраты на принятие решений);
– появление возможности для поиска новых рынков сбыта;
– организационная структура является привлекательной для инвесторов.
Также организационная структура ООО «Окна 777» имеется ряд следующих недостатков:
– при передаче информации могут возникать проблемы во взаимосвязи звеньев друг с другом;
– руководители структурных подразделений заинтересованы только в результатах своего труда, а не в достижении общей цели;
ТРЕТИЙ ЭТАП ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ
10. Перечень контрольных вопросов и ответов для закрепления полученных знаний в ходе прохождения ознакомительной (учебной) практики
1. Значимость и актуальность вопросов подготовки высококвалифицированных специалистов-маркетологов в настоящее время. В последние годы на рынке труда Республики Беларусь наблюдается тенденция увеличения спроса на профессиональных маркетологов. В рейтинге востребованных профессий специалист по маркетингу занимает 3 позицию. Это обусловлено тем, что зарубежные компании открывают свои представительства на территории стран постсоветского пространства, а отечественные предприятия и организации активно формируют собственные службы маркетинга. Кроме того, повысился спрос на обучение и консалтинг в сфере маркетинга вследствие необходимости решать насущные экономические проблемы. Широкое проникновение информационных технологий в сферу социально-экономических отношений определяет необходимость получения, аккумулирования и анализа существенного и все более возрастающего объема маркетинговых данных в процессе рыночного управления организациями. [2, с. 103]
2. Необходимая база знаний специалистов-маркетологов для успешной маркетинговой деятельности на рынке. Специалист-маркетолог должен знать: действующее законодательство; методические, нормативные и другие руководящие материалы по вопросам маркетинга; сущность исследовательской деятельности на основе сбора и непрерывной обработки информации о всех аспектах ситуации на рынке с учетом научного подхода; организацию работы исследований, методы анализа, систему сбора и обработки информации, ее объем и структуру, способы ее эффективного поиска и сбора; методы передачи, обработки и хранения информации; перспективы технического и экономического развития отрасли экономики, предприятия; производственные мощности, технологию производства на предприятии; передовой отечественный и зарубежный опыт по организации и совершенствованию рыночных и прогнозных исследований; экономику, организацию производства, труда и управления; трудовое законодательство.
3. Сфера профессиональной деятельности специалиста по маркетингу. Сфера профессиональной деятельности специалиста по маркетингу следующая: маркетинговые исследования; маркетинговая деятельность по разработке товаров и управлению товарным ассортиментом; разработка цен и осуществление ценовой политики; разработка и осуществление сбытовой политики;
1. Акулич, И.Л. Основы маркетинга : учеб. для вузов / И.Л. Акулич. - Минск : БГЭУ, 2015. - 538 с.
2. Акулич, И.Л. Маркетинг : учеб. для вузов / И.Л. Акулич. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 543 с.
3. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент : учеб. пособие для вузов / Л.А. Дробышева. - М. : Дашков и К, 2016. - 152 с.
4. Жукова, Т.Н. Управление и организация маркетинговой деятельности : учеб. пособие для вузов / Т.Н. Жукова. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 197 с.
5. Казакова, Н.А. Маркетинговый анализ : учеб. пособие для вузов / Н.А. Казакова. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 240 с.
6. Мамонтов, С.А. Управление маркетинговыми проектами на предприятии : учеб. пособие для вузов / С.А. Мамонтов, Н.М. Глебова. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 174 с.
7. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учеб. пособие для вузов / [Н.А. Нагапетьянц, Е.В. Исаенко, Р.Н. Нагапетьянц] ; под ред. Н.А. Нагапетьянца. - М. : Вузовский учеб., 2014. - 282 с.
8. Маркетинговая деятельность промышленных предприятий: вопросы теории и практики / [Т.Н. Байбардина, И.И. Грищенко, С.А. Шингирей и др.]; под ред. Т.Н. Байбардиной. – Гомель: ЦИИР, 2008. – 391.