Введение
1 Теоретические основы организации информационного обеспечения коммерческой деятельности в организации
1.1 Понятие, сущность и источники получения коммерческой информации
1.2 Комплексное исследование рынка и технология формирования информационного обеспечения коммерческой деятельности
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «8 Марта»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ организации и использования системы информационного обеспечения
3 Пути повышения эффективности системы информационного обеспечения ОАО «8 Марта»
3.1 Современные подходы к совершенствованию системы внутреннего финансового контроля, направленные на снижение расходов организации
3.2 Передача на аутсорсинг информационного обеспечения и управления сетями и интернет-источниками, направленное на повышение качества информации из Интернета
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В процессе формирования и развития человечества роль информации изменяется. Особенно при современном состоянии развития производственных сил роль информации занимает одно из важнейших мест в коммерческой деятельности.
В связи с ускоряющимися темпами развития человеческой деятельности информация становится рабочим инструментом как экономической деятельности, приводящей в действие и регулирующей ее механизмы, а также применимая во многих областях. Процесс развития обуславливает выход на новый уровень информационного обеспечение. При этом, требования к нему растут гораздо быстрее, чем оно совершенствуется.
Информация становится важнейшим из компонентов коммерческой деятельности. В настоящее время необходимость в качественном информационном обеспечении значительно возрастает. Роль информации выходит на первый план как в производственной, так и в непроизводственной сфере. В этих условиях формируются информационные системы, которые и призваны обеспечить выход на новый уровень. Который был способен оптимизировать информационное обеспечение предприятий в условиях динамического развития. По этим причинам и проявляется реальная необходимость создания эффективного информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия.
Эти системы необходимы для оптимизации деятельности. На примере некоторых предприятий можно наблюдать, как качественное информационное обеспечение наряду с другими факторами может являться решающим элементом в осуществлении коммерческой деятельности предприятия. Некоторые теоретики выделяют информационные системы в категорию присущую только корпорациям, но это не так, прежде всего по тому, что информация существует как неотъемлемая часть коммерческой деятельности и присуща предприятиям любого размера.
Важность информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятий и организаций для повышения их эффективности обусловливает актуальность темы дипломного исследования.
Объектом исследования является деятельность ОАО «8 Марта» – организации, осуществляющей производство и реализацию трикотажной продукции.
Предмет исследования – информационное обеспечение коммерческой деятельности организации.
Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения коммерческой деятельности на ОАО «8 Марта».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и источники получения коммерческой информации
Коммерческая информация – это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Сюда относят:
- количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы (коммерческой структуры, торгового организации и т.п.);
- различные сведения и данные о коммерческой деятельности (цены, поставщики, конкуренты, условия поставок, расчеты, ассортимент товаров и др.) [12, c. 38].
Коммерсанту для успешной работы необходима как воздух коммерческая информация. Ему нужна постоянная информация о клиентах, конкурентах, дилерах (дельцах-посредниках). Оперативные данные для анализа, планирования, контроля.
Дня обоснования коммерческих решений, прогнозирования развития рыночной ситуации торговому предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации, которую по содержанию можно разделить на пять основных групп:
- информация о потребителях и мотивах их покупок;
- информация о товаре;
- информация о конкурентной среде;
- информация о конъюнктуре рынка;
- информация о потенциальных возможностях торговой фирмы [12, c. 38].
Коммерческая информация является важнейшим связующим звеном, обеспечивающим деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения, основой для анализа, планирования и контроля за результатами получения прибыли.
Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволяет торговым организациям (организации) проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее, осуществлять контроль за результатами этой деятельности (эффективностью работы).
К информации предъявляют следующие требования:
- достоверность (информация должна быть аргументированной и пол-ной);
- надежность (информация должна быть конкретной и качественной);
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «8 МАРТА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Открытое акционерное общество «8 Марта» – одно из крупнейших организаций легкой промышленности в Республике Беларусь, оснащенное высокопроизводительным оборудованием по выпуску трикотажных и чулочно-носочных изделий.
ОАО «8 Марта» было создано в 1926 году как ремесленническая мастерская. После реконструкции в 1930 году оно существовало уже как чулочно-трикотажная фабрика «8 Марта». С 1 января 1997 года государственная организация Гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта» была преобразована в открытое акционерное общество «8 Марта» на основании приказа Министра по Управлению государственным имуществом и приватизацией Республики Беларусь от 31 декабря 1996 года № 344, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Учредителем общества от имени государства является Министерство Экономики Республики Беларусь.
Акционерами общества являются следующие юридические лица:
- Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;
- ООО «Инвестпромсервис»;
- ООО «Инвестиционная компания «Реестр»;
- ИЧУП «Миквант».
В соответствии с Уставом, общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, расчетный и валютный счета.
Профиль деятельности – производство и сбыт трикотажных и чулочно-носочных изделий.
Основные виды деятельности акционерного общества:
- производство трикотажного полотна;
- производство чулочно-носочных изделий;
- отделка тканей и текстильных изделий;
- производство верхней одежды;
- производство нательного белья;
- оптовая торговля трикотажными и чулочно-носочными изделиями;
- ремонт и переделка трикотажных и вязанных изделий;
- ремонт и переделка швейных изделий.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «8 МАРТА»
3.1 Современные подходы к совершенствованию системы внутреннего финансового контроля, направленные на снижение расходов организации
Как было выявлено в результате проведенного анализа, действующая на ОАО «8 Марта» система информационного обеспечения коммерческой деятельности является экономически неэффективной, что в том числе приводит к росту текущих затрат на осуществление деятельности организации и снижению ее прибыли. Поэтому для ОАО «8 Марта» в первую очередь необходимо усовершенствовать систему внутреннего контроля за информацией о финансовых ресурсах, что позволит повысить эффективность ее обработки и качество принимаемых управленческих решений.
В целях совершенствования системы внутреннего контроля и получения достоверной и своевременной информации о финансовом состоянии организации необходимо внедрение системы финансового мониторинга.
Создание системы регулярного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации преследует следующие цели:
- оперативное получение комплексного представления о текущем финансовом состоянии организации и тенденциях его изменения;
- обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности организации путем эффективного управления активами;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию структуры активов, источников формирования капитала, привлечению заемных средств, улучшению платежной дисциплины, развитию деловой активности, увеличению прибыльности.
Кроме того, постановка регулярного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организации на основе ключевых показателей дает возможность:
- делать сравнения по ключевым показателям деятельности компаний конкурентов, осуществляющих идентичные виды деятельности;
- производить анализ изменений и прогноз экономической эффективности организации, оценку производительности на предприятии;
- создать систему оценки результатов и мотивации деятельности работников организации.
В качестве исходной информации для построения системы финансового мониторинга используются данные бухгалтерского и управленческого учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объектом исследования в работе выступало открытое акционерное общество «8 Марта» – одно из старейших и крупнейших организаций легкой промышленности Республики Беларусь – берет свое начало с 1926 года, когда была открыта трикотажная мастерская в составе 5 человек.
Открытое акционерное общество «8 Марта» – одно из крупнейших организаций легкой промышленности в Республике Беларусь, оснащенное высокопроизводительным оборудованием по выпуску трикотажных и чулочно-носочных изделий.
Проведенный анализ финансово-экономических показателей развития ОАО «8 Марта» за 2013-2014 гг. позволяет сделать следующие выводы:
- в организации отмечались снижение объемов реализации продукции и рентабельности деятельности при одновременном росте затрат, в том числе – расходов на реализацию, и снижении эффективности использования трудовых ресурсов, вызванном чрезмерным ростом расходов на содержание персонала и снижением производительности труда;
- рост стоимости имущества организации происходил за счет наращивания стоимости основных средств в результате начатой модернизации производства, на реализацию которой были привлечены долгосрочные заемные средства;
- негативной динамикой характеризовались прирост дебиторской за-долженности и стоимости запасов готовой продукции, что свидетельствовало об увеличении проблем со сбытом продукции и снижением ее конкурентоспособности;
- текущие ликвидность и платежеспособность организации в анализируемом периоде в целом возрастали, в том числе увеличилась и обеспеченность организации собственными оборотным капиталом, однако чрезмерное привлечение долгосрочных заемных средств снизило финансовую устойчивость и ухудшило платежеспособность организации в долгосрочной перспективе.
Наибольший удельный вес в объеме производства и реализации продукции на протяжении трех лет занимает трикотаж. Также на протяжении трех лет меняется общая структура объемов производства по основным видам экономической деятельности. Это говорит о том, что каждый год меняется портфельный заказ предприятия. В течение трех лет снижается удельный вес чулочно-носочных изделий.
Объем реализации продукции по основным видам деятельности за 2011-2013 гг. вырос по всем товарным группам. Реализация трикотажа в 2012 году увеличилась на 55,09%, в 2013 году на 63,07%. Реализация чулочно-носочных изделий в 2012 году увеличилась на 22,09%, в 2013 году на 63,06%.
1. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 79 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Современ-ная школа, 2006. – 736 с.
3. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: учеб. пособие / под ред. В. К. Козлова, С. А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000. – 316 с.
4. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов. – М.: Изда-тельскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 442 с.
5. Коммерческая логистика / А.У. Альбеков, О.А. Митько. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 410 с.
6. Король, А.Н. Конкурентные закупки в коммерческой деятельности промышленного предприятия / А.Н. Король, В.С. Лосев // Актуальные во-просы управления организацией: материалы региональной научно-практической конференции. – Хабаровск, 2008. – С. 163 – 170.
7. Логистика: учебник для студентов вузов / А.М. Гаджинский. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и Ко», 2004. – 509 с.
8. Международное коммерческое дело: учебник / И.Н. Герчикова. – М., 1996. – 415 с.
9. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. – М.: Информационно-внедренческий центр «Марке-тинг», 2001. – 380 с.
10. Организация коммерческой деятельности. Учеб. пособие. / С.А. Каплина. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 170 с.
11. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: учебник. – М.: Дашков и К, 2009. – 360 с.
12. Холоповский, В. П. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / В. П. Холоповский. – Минск: ЧУО ИПД, 2009. – 155 с.
13. Чуйкова, В.М. Совершенствование управления деятельностью ор-ганизаций потребительской кооперации / В. М. Чуйкова. – Белгород: Коопе-ративное образование, 2004. – 137 с.
14. Эффективность логистического управления: учебник для ВУЗов / под общ. ред. д. т. н., проф. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 247 с.