Тема 1. Ознакомление с торговой организацией (объектом)
Тема 2. Организационная структура торговой организации (объекта), коммерческая служба и ее задачи
Тема 3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности
Тема 4. Коммерческая деятельность по оптовым закупкам и оптовой продаже
Тема 5. Коммерческая работа по обеспечению конкурентоспособности розничного торгового объекта
Тема 6. Финансово-экономические показатели деятельности торговой организации (объекта)
Тема 7. Выводы и предложения
Тема 1.Ознакомление с торговой организацией (объектом)
1.1 Предприятие организованно в форме общества с ограниченной ответственностью в 1999г. Полное наименование предприятия - Общество с ограниченной ответственностью «Дом торговли «Березка».
ООО «Дом торговли «Березка» - юридическое лицо, занимающееся розничной торговлей. ООО «Дом торговли «Березка» создано на основании решения Гомельского Областного исполнительного комитета от 27.09.1999 г.
В своей деятельности организация руководствуется действующим Законодательством Республики Беларусь, Уставом ООО «Дом торговли «Березка».
Зарегистрирована организация Гомельским Областным исполнительным комитетом от 27.09.1999 г. в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с присвоением регистрационного номера 400015117.
Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.
Общество расположено по адресу: Гомельская область, г. калинковичи, ул. Кирова, д 10.
Главной целью деятельности общества является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников Общества посредством осуществления хозяйственной деятельности.
Общество вправе самостоятельно осуществлять выбор своего вида деятельности в зависимости от коньюнктура рынка. При осуществлении лицензируемых видов деятельности, Общество приобретает лицензию.
Классификация видов деятельности Предприятия произведена по общегосударственному классификатору Республики Беларусь — 2005-2008 «Виды экономической деятельности», утвержденному Постановлением Госстандарта РБ от 28 декабря 2008 года № 65 и
Тема 2: Организационная структура торговой организации (объекта), коммерческая служба и ее задачи
2.1 В ООО «Дом торговли «Березка»» существует установленная структура управления, главным в которой является директор (приложение 3).
В ООО «Дом торговли «Березка»» самая распространённая структура управления – линейно-функциональная.
Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей "организационной реакцией" на усложнение производства и внешней среды. Усложнение производства привело к необходимости углубления специализации управленческих функций. Появились руководители, которые специализировались либо на общих функциях управления (планирование, контроль), либо на функциях, отражающих специфику горизонтального разделения труда (главный технолог, главный конструктор и т. п.). В отличие от линейных руководителей, которые сосредоточили всю власть в своих руках и несут ответственность за деятельность всего управляемого ими объекта (подразделения), функциональные руководители координируют, контролируют и отвечают за результаты выполнения только одной определенной функции, но в рамках предприятия или стратегического бизнес-подразделения.
Линейные подразделения, как правило, осуществляют основную производственную деятельность, функциональные подразделения создаются на ресурсной основе (кадры, финансы, сырье и материалы и т. п.) и тем самым обеспечивают деятельность основных подразделений.
В первой половине XX в. линейно-функциональные структуры обеспечивали рост вертикально интегрированных организаций, которые, в конечном счете, превратились в гигантские корпорации. С ростом размеров организации стали давать о себе знать недостатки линейных схем организационных структур.
В целом линейно-функциональные структуры производственных предприятий сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной и в дальнейшем в развитии технически сложных производств.
Тема 3: Информационное обеспечение коммерческой деятельности
3.1 Важнейшим элементом коммерческой деятельности является комплексное исследование рынка товаров и услуг. С развитием рыночных отношений появляется потребность в качественной и своевременно поступающей коммерческой информации.
Коммерческая информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.
В рыночной экономике эту информацию получают за счет проведения комплексных маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торговой организации. Такие исследования позволяют обосновывать коммерческие решения, прогнозировать развитие рыночной ситуации, своевременно и правильно реагировать на ее изменения. Эта работа является наиболее важной составляющей комплексного исследования рынка, требует исследования социально-психологических особенностей покупателей, их типов.
Достаточно сложно получить объективные данные о мотивах покупок. Не менее трудно правильно измерить и оценить их. Но для того, чтобы ориентировать деятельность торговой организации на конечного потребителя, необходимо располагать такой информацией. Исследуются формы и методы, применяемые в торговой практике с определенным товаром, то есть устанавливается, какие виды договоров (сделок) заключают партнеры; какие используют каналы и формы продвижения товара, стимулирования сбыта, методы продажи и услуги и так далее.
Комплексное исследование рынка предполагает тщательное изучение его конъюнктуры. Исследования конъюнктуры включают анализ спроса и предложения на рынке и его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса, степени и условий рыночной конкуренции и тому подобное.
Эта информация необходима для принятия соответствующих решений на всех уровнях коммерческой деятельности: стратегическом, тактическом и оперативном.
Наблюдения за текущей конъюнктурой рынка и ее анализ позволяют решать оперативные коммерческие задачи, а выявление длительных тенденций и закономерностей дает возможность делать прогнозы, вырабатывать правильную коммерческую стратегию. В рыночных комплексных исследованиях существенное место отводится
Тема 4: Коммерческая деятельность по оптовым закупкам и оптовой продаже
4.1 Эффективность оптовых закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков.
Источники поступления товаров являются отрасли народного хозяйства, частный сектор экономики, оптовые посредники.
Поставщиками выступают конкретные субъекты хозяйствования, с которыми оформлены договорные отношения. Основными источниками поступления потребительских товаров являются производство и сельское хозяйство. Кроме того, потребительская кооперация вовлекает местные и собственные ресурсы в товарооборот. Часть товаров поступает по импорту. Все источники товарных ресурсов по территориальному признаку подразделяются на местные, внеобластные, внереспубликанские.
В первую очередь необходимо максимально вовлекать местные ресурсы в товарооборот: непосредственные контакты изготовителя и покупателя повышают эффективность взаимоотношений, снижают расходы по доведению товаров до потребителя, позволяют лучше и оперативнее реагировать на изменения, происходящие на местном рынке. Все источники оптовых закупок находятся в ведении определенных организаций и предприятий различных форм собственности и различного уровня управления: местных, республиканских. Товары можно закупить непосредственно у заготовителей или через посредника.
К поставщикам-изготовителям относятся: государственные промышленные предприятия, предприятия заготовительных организаций, кооперативные, совместные предприятия, колхозы, совхозы.
К поставщикам-посредникам относятся: оптовые организации государственной и кооперативной торговли. Перечень поставщиков ООО «Дом торговли «Березка» представлен в приложении 6.
По принадлежности к хозяйственной системе все поставщики подразделяются на внутрисистемных - когда поставщики и покупатели принадлежат одной системе (например, потребительская кооперация), и межсистемных - когда поставщики и покупатели принадлежат разным системам (например, поставщик-фабрика какого-либо министерства или ведомства и оптовая база потребительской кооперации).
Тема 5: Коммерческая работа по обеспечению конкурентоспособности розничного торгового объекта
5.1 Коммерческая деятельность осуществляется на всем пути продвижения товара на рынок.
Для того чтобы началось продвижение товаров, необходимо выполнить ряд коммерческих операций: рассчитать и обосновать потребность в товарах, выбрать поставщиков и пути продвижения, заключить с ними договор на поставку товаров.
В розничной торговле коммерческая работа предполагает организацию продажи товаров покупателям: формирование товарного ассортимента магазинов, выбор наиболее целесообразных методов продажи товаров и системы расчетов за них, активизация продажи и стимулирование сбыта, оказание услуг, сервисное обслуживание.
Таким образом, можно выделить группы коммерческих операций, обслуживающих различные процессы товародвижения.
Конкурентоспособность торгового объекта, определяется многим, но главное иметь в продаже конкурентоспособный товар, то есть каждая товарная позиция должна быть рентабельной. Наличие у торговой организации товара, необходимого рынку,- залог ее устойчивого финансового положения.
Коммерческая служба торговой организации должна уметь оценить товар глазами покупателей, то есть уметь встать на другую сторону прилавка и объективно взглянуть на все положительные и отрицательные стороны товара.
Важной коммерческой задачей является достижение соответствия товара запросам конкретного рынка и конкретных потребителей.
5.2 Конкурентоспособность товара – это совокупность его характеристик, сопутствующих продаже и потреблению услуг, отличающих его от товара – аналога по степени удовлетворения потребностей конкретного потребителя, по уровню совокупных затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и быть проданным с прибылью.
Торговые организации, имеющие в ассортименте конкурентоспособный товар, не испытывают затруднения при его реализации. Если же товар неконкурентоспособный, растут издержки, связанные с его хранением.
Тема 6: Финансово-экономические показатели деятельности торговой организации (объекта)
6.1 Одним из основных требовании функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.
ООО «Дом торговли «Березка» занимается розничной торговлей.
В таблице 6.1 представим структуру розничного товарооборота по ООО «Дом торговли «Березка» за 2013-2015 гг.
Как видно из таблицы 6.1 основную долю в реализации продукции составляют непродовольственные товары, доля которых в 2015 году составила 91,6%. Что меньше по сравнению с 2014 годом на 0,1%. Отметим, что весь розничный товарооборот увеличился на 2293 млн руб либо 5,4%.
Анализ розничного товарооборота представлен в таблице 6.2
Исходя из данных таблицы 6.2, стоит отметить, что за отчётный период т/о увеличился по сравнению с прошлым периодом на 5,4 % или на 2293 млн руб, при этом аналогичная картина наблюдается при сопоставлении розничного товарооборота в сопоставимых ценах.
С целью увеличения розничного товарооборота предприятие может использовать следующие направления :
1. Ускорить товарооборачиваемость.
2. Произвести модернизацию торгово-технологического процесса продажи товаров.
3. Внедрить новые методы торговли, позволяющие сократить материальные затраты предприятия.
4. Увеличить спрос путём проведения различных акций.
5. Повысить производительность труда.
6.2 В таблице 6.3 рассмотрим показатели по труду и заработной плате за 2013-2015 года по ООО «Дом торговли «Березка».
Тема 7: Выводы и предложения
7.1 ООО «Дом торговли «Березка» - юридическое лицо, занимающееся розничной торговлей. ООО «Дом торговли «Березка» создано на основании решения Гомельского Областного исполнительного комитета от 27.09.1999 г.
В своей деятельности организация руководствуется действующим Законодательством Республики Беларусь, Уставом ООО «Дом торговли «Березка».
В ходе прохождения практики были выявлены как положительные так и отрицательные моменты деятельности организации.
Положительными моментами является рост розничного товарооборота, рост производительности труда, сокращение уровня расходов.
Предприятию в дальнейшем необходимо стремиться сокращать расходы, для этого можно использовать следующие направления:
-закупать товар у ближайших поставщиков;
-подбирать более выгодные условия сотрудничества с банками;
- уделять должное внимание сохранению товаров при транспортировке и соблюдению условий хранения.
Также отметим, что предприятию необходимо повышать рентабельность, так как она идет на спад.
В качестве направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента в ООО «Дом торговли «Березка» можно предложить следующее:
- проводить оценку влияния факторов на формирование ассортимента и учитывать результаты данного анализа при разработке ассортиментных перечней и типизации розничной торговой сети;
- проводить оценку и ассортимента с учетом обновления, производственного ассортимента предприятий-поставщиков товаров;
- усилить контроль за состоянием ассортимента в розничной торговой сети, повысить ответственность работников магазина, в первую очередь, заведующих, за соблюдение ассортиментного перечня и обеспечение полноты и устойчивости ассортимента.
7.2 Таким образом, проведенный анализ коммерческой деятельности ООО «Дом торговли «Березка» позволил выработать предложения по совершенствованию:
- необходимо ввести в штат единицу коммерческого работника, так как на данный момент данные функции выполняет товаровед и