ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Анализ проблемы и проблемная ситуация
1.2 Объект исследования и его предварительный анализ
1.3 Предмет и его предварительный анализ
1.4 Цель и задачи исследования
1.5. Гипотезы исследования
1.6 Основные понятия, их интерпретация и операционализация
2. МЕТОДИКО-ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Обоснование выборки
2.2 Обоснование метода сбора и обработки информации
2.3 Стратегический план исследования
2.3.1 Инструментарий
2.3.2 Анализ пилотажа
2.3.3. Отчет о прохождении практики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Процессы, связанные с формированием человека как субъекта труда, постоянно находятся в центре внимания социологов и психологов. При этом вопросы профессионального самоопределения и становления, самореализации личности в профессии приобрели в настоящее время особую значимость, так как общество предъявляет к человеку новые требования, среди которых – способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, умение осуществлять свободный выбор [9].
Проблема отношения студентов к избранной профессии является сложным вопросом, требующим разрешения. Особой категорией, для которой данная проблема является наиболее актуальной, является молодежь. Молодежь – это категория населения, характеризующаяся, прежде всего, стремлением к высшему образованию, что обусловлена также вступлением человечества в эпоху постиндустриального общества, где главенствующую роль играют знания и информация [15].
Выбор профессии – одно из важнейших событий, во многом определяющих жизненный путь человека, поэтому вопрос о научном понимании этого процесса приобретает все большую актуальность [14].
С точки зрения, общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека, профессия представляет собой деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Выбор профессии представляет собой довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью [5, с. 128]. В целом профессиональная деятельность представляет собой важнейшую сторону жизнедеятельности человека, которая способствует самореализации личности, актуализации всех ее возможностей.
Отношение как категория отражает разнообразные связи человека с миром, характеризуется наличием стремления личности, его активности, т.е. чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение [6, с. 130].
Отношение студентов к профессии зависит от степени адекватности представлений о ней, а также от оценки ее социального престижа. С возрастом у человека претерпевают изменения его ценностные ориентации, связанные с его
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Анализ проблемы и проблемная ситуация
На современном этапе развития система высших учебных заведений столкнулась со следующими проблемами: во-первых, в связи с тем, что высшее образование стало массовым, изменились мотивы его получения – стало значительно меньше студентов, нацеленных на содержательные аспекты образования, и больше тех, кто идет в вузы за «корочками». Соответствующая смена контингента обучающихся обозначила для вузов проблему мотивирования студентов на обучение, которая ранее была характерна исключительно для средней школы. Во-вторых, поменялись условия выпуска студентов. Если в административной системе студент был обязан отработать в соответствующем месте «по распределению», то в современных конкурентных условиях работодатели стали сами предъявлять к выпускнику, как специалисту, явно выраженные требования. Эти требования, заявляемые работодателями, гораздо шире, чем знания и подходы к решению задач, системность и логичность мышления, которое дает образование [11].
Требования к системе высшего профессионального образования как социокультурного института обоснованы потребностями современного уровня производства и общества. Система образования и рынка труда связаны не только с подготовкой компетентного специалиста профессионала, но и с формированием готовности молодого поколения к трудовой деятельности. Среди молодёжи утрачены ценности труда, что привело к снижению престижа ряда нужных профессий для общества. Изменениям ценностных ориентаций молодежи посвящены ряд исследований. Современная молодежь характеризуется индивидуалистичностью, способностью адаптироваться к рынку, в большей мере полагаясь на собственные возможности в решении жизненных проблем [7].
Одной из актуальных проблем юридического образования в Республике Беларусь является быстрое разочарование молодежи в профессии. Молодые специалисты не готовы профессионально развиваться: читать нормативные правовые акты, юридическую теорию, заниматься не только оплачиваемой работой, но и вести какие-то неоплачиваемые проекты: писать статьи, поддерживать интернет-форумы, которые в значительной степени помогают саморазвитию. Они не готовы много работать на начальном этапе своей карьеры, не готовы брать на себя ответственность за свое профессиональное развитие и качество работы [8].
2. МЕТОДИКО-ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Обоснование выборки
Генеральная совокупность – это вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования. В генеральную совокупность входят все студенты УО «Международный университет «МИТСО».
Выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала. В выборочную совокупность должны войти студенты юридического факультета УО «Международный университет «МИТСО».
Выборочная совокупность данного социологического исследования была сформирована методом случайного отбора. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную.
Для формирования выборочной совокупности испытуемых был использован метод сплошного опроса, который охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе.
Обоснование метода в данном исследовании: изучаемая совокупность студентов УО «Международный университет «МИТСО» не является многочисленной. Это позволяет полностью устранить ошибки выборки, но при этом никак не отражается на ошибках наблюдения или ошибках, обусловленных систематическим отсевом.
Также метод анкетного опроса является одним из наиболее гибких и стандартизированных методов сбора социологической информации, во время проведения которого возможно объективное выявление отношения студентов к избранной профессии.
Опросу подверглись все студенты юридического факультета УО «Международный университет «МИТСО».
Всего в социологическом опросе приняло участие 50 человек, среди которых:
– юноши в количестве 22 человека, что составляет 44%;
– девушки в количестве 28 человек или 56%.
Выборочная совокупность условно может быть разделена на три группы:
– группа 1131 (адвокатура и нотариат) – 20 человек или 40%;
– группа 1132 (хозяйственное право) – 15 человек или 30%;
– группа 1133 (корпоративное право) – 15 человек или 30%.
1. Белканов, Е.А. Структура и функции правосознания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е.А. Белканов. – Екатеринбург, 1996. – 16с.
2. Гудиева, М.С. Проблема формирования правосознания студентов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spch64.ucoz.org/publ/pravovaja_politika_rossii/gudieva_m_s_problema_formirovanija_pravosoznanija_studentov_rossii/5-1-0-28. – Дата доступа: 14.02.2017
3. Елизарова, М.А. Формирование правового мышления студента юриста как условие становления будущего профессионала / М.А. Елизарова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 342-346.
4. Есенкова, Н.Ю. Особенности мотивационных процессов и их влияние на удовлетворенность студентов медицинского ВУЗа / Н.Ю. Есенкова // Известия РГПУ. – 2009. – № 112. – С. 256-259.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
6. Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. – СПб.: Облик, 1997. – 213 с.
7. Карманова, О.А. Проблема трудоустройства выпускников Высших учебных заведений / О.А. Карманова, Л.П. Куницина // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. – 2014. – № 4. – С . 21-27.
8. Латышева, М. Проблемы юридического образования в Республике Беларусь / М. Латышева // Юридический мир. – 2012. – № 3. – С. 1-6.
9. Мансуров, В.А. Социология профессий: история, методология и практика исследований / В.А. Мансуров, О.В. Юрченко // Социс. – 2009. – № 8. – С. 36-46.
10. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – М.: Академия, 2004. – 640 с.
11. Морозова, Е.А. Профессиональное определение студентов кемеровского госуниверситета / Е.А. Морозова // Вестник КемГУ. – 2013. – № 4 (56). – С. 247-253.
12. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
13. Пономарева, Е.П. Факторы, влияющие на развитие ценностного отношения студентов к образованию / Е.П. Пономарева // Вестник ЮАГУ. – 2013. – № 2. – Т. 5. – С. 111-115.
14. Ретунская, Т.Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т.Н. Ретунская // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 126-130.
15. Сергеев, Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа / Р.В. Сергеев // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2010. – № 1. – С. 1-7.
16. Шипилова, З.С. Развитие правосознания у будущих юристов в ВУЗе / З.С. Шипилова // Вестник КГПУ. – 2015. – № 1 (31). – С. 238-241.
17. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: учеб. пособие / В.А. Ядов. – Самара: Самар. гос. ун-т. – 1995. – 331 с