ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Анализ проблемы и проблемная ситуация
1.2 Объект исследования и его предварительный анализ
1.3 Предмет и его предварительный анализ
1.4 Цель и задачи исследования
1.5. Гипотезы исследования
1.6 Основные понятия, их интерпретация и операционализация
2. МЕТОДИКО-ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Обоснование выборки
2.2 Обоснование метода сбора и обработки информации
2.3 Стратегический план исследования
2.3.1 Инструментарий
2.3.2 Анализ пилотажа
2.3.3. Отчет о прохождении практики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Семья, как институт социализации, необходима каждому человеку для полноценного включения в жизнедеятельность современного общества. Воспитываясь в семейных условиях, дети формируют необходимые социальные качества, облегчающие процесс социализации. У детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, этот процесс имеет свою специфику в силу дефицита доступа к ресурсам семьи [6].
В последние годы государственная политика Республики Беларусь направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. Наибольшее распространение в республике получила такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. Ежегодно всё большее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находят свои новые семьи. Активно развивается профессиональное замещающее родительство – приемная семья, увеличивается число усыновленных детей. Приемная семья является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства. Организация деятельности приемных семей основана на ряде нормативных документов, основным из которых является «Положении о приемной семье» [1].
Республика Беларусь имеет небольшой практический опыт, связанный с функционированием данного института, однако обнаруживается тенденция к положительным результатам в данной сфере. Число воспитанников интернатных учреждений в Беларуси за пять лет сократилось почти в два раза. В 2016 году в интернатных учреждениях воспитывалось 2 645 детей-сирот, тогда как в 2011 году их было 4 823. Уменьшение происходит за счет двух факторов: развития института приемных семей и усыновления. Институт приемной семьи за последние 10 лет получил большое развитие. И это признак и результат преодоления нашим обществом проблемы социального сиротства [8].
Отношение к приемной семье выражает общественные приоритеты и интересы, уровень информированности о проблеме функционирования приемной семьи, особую оценку семейных пар, которые берут на воспитание детей из детского дома и т.д.
Анализ литературных научных источников показывает, что проблема отношения к приемным семьям недостаточно разработана. Отдельные аспекты проблемы отражены в работах таких белорусских исследователей как
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Анализ проблемы и проблемная ситуация
Отношение к приемным семьям не всегда положительное. Очень часто люди не понимают, зачем семье столько детей, зачем ввязываться в трудности, зачем брать на себя проблемы, чужие заботы. Одни сторонятся, другие – иногда боятся, у некоторых – есть какое-то любопытство. Непонимание и не очень положительное отношение к приемным семьям может складываться из-за того, что люди не достаточно понимают ситуацию, которая сложилась с детьми-сиротами (как биологическими, так и социальными). Есть средства массовой информации, которые транслируют определенную информацию, откладывающуюся в сознании у людей. Есть социальные стереотипы, под влиянием которых все полагают, что дети-сироты обязательно имеют какие-либо отклонения. Существует мнение, что приемная семья не может иметь и приемный ребенок является последним шансом осуществить свою родительскую функцию, что предполагает пренебрежительное отношение к таким семьям. Таким образом, с развитием института приемной семьи начало формироваться общественное мнение и отношение социума к таким семьям, ведь, взяв приемного ребенка, семья оказывается в центре пристального внимания окружающих, которые в своем отношении руководствуются сложившимися социальными стереотипами о детях-сиротах, а также репортажами СМИ.
Анализ зарубежного и отечественного опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н. Максимов, И.И. Осипова, Н.Ф. Рыбакова, И.Н. Старостина, А.Б. Холмогорова), свидетельствует о том, что воспитание в приемной семье имеет ряд преимуществ по сравнению с условиями жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа. Приемной семье присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость отношений, возможность обеспечения индивидуального подхода, удовлетворения базовых потребностей ребенка. Такая микросреда способствует развитию надежной привязанности, доверия к окружающему миру, положительного отношения к себе, формирует активную позицию в отношении собственной жизни [4, с. 384].
В нашей стране существует система оказания своевременной профессиональной помощи специалистов из службы семейного устройства вместе с системой контроля за соблюдением прав ребенка и мониторинга развития ребенка в виде профессионального сопровождения семьи, принявшей ребенка. В систему помощи входят:
2. МЕТОДИКО-ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Обоснование выборки
Для формирования выборочной совокупности испытуемых был использован метод сплошного опроса. В связи с тем, что объём генеральной совокупности небольшой и составляет 50 человек, можно добиться 100% охвата единиц опроса.
Целесообразность такого метода в данном исследовании можно объяснить тем, что изучаемая совокупность жителей г.Минска не является многочисленной. Это позволяет полностью устранить ошибки выборки, но при этом никак не отражается на ошибках наблюдения или ошибках, обусловленных систематическим отсевом.
Опросу подверглись все посетители Центра «Мать и дитя», без каких-либо предпочтений. Опрос проходил в отдельном кабинете, предоставленном для проведения данного социологического исследования.
Всего в социологическом опросе приняло участие 50 человек. Среди них:
Мужчин – 22 человека или 44%;
Женщин – 28 человек или 56%
Условно респондентов можно разделить на 3 возрастные категории жителей г.Минска:
1 группа – лица в возрасте 18-24 года – 15 человек или 30%;
2 группа – лица в возрасте 25-33 лет – 20 человек или 40%;
3 группа – лица в возрасте 34-40 лет – 15 человек или 30%.
1. Об утверждении Положения о приемной семье: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic47/text302.htm. – Дата доступа: 07.02.2017
2. Базарова, Е.Б. Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Б. Базарова // Вестник БурГУ. – 2014. - № 5. – С. 120–123.
3. Захарова, Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи как условие успешности воспитания приемного ребенка / Ж.А. Захарова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – № 4. – Т. 14. – С. 174–177.
4. Леганькова, О.В. Социально-психологические проблемы организации деятельности приемной семьи / О.В. Леганькова // Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика: материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь (г. Минск, 26–27 нояб. 2015 г.) / отв. ред. Э.И. Зборовский. – Минск : БГУ, 2016. – С. 384–389.
5. Петрановская, Л.В. Семейное устройство детей-сирот и стереотипы общественного сознания [Электронный ресурс] // Cборник конференции «Родительство в зеркале СМИ». – Режим доступа http://www.psypress.ru/articles/d17354.shtml. – Дата доступа: 07.02.2017
6. Шоканова, Д.Ч. Проблема институализации приемной семьи / Д.Ч. Шоканова // Актуальные социологические исследования. – 2011. – № 1. – С. 68–71.
7. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: учеб. пособие / В.А. Ядов. – Самара: Самар. гос. ун-т, 1995. – 331 с.
8. Якжик, В. Число воспитанников интернатов в Беларуси за пять лет сократилось почти в 2 раза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kirovsk.by/2016/01/chislo-vospitannikov-internatov-v-belarusi-za-pyat-let-sokratilos-pochti-v-2-raza/. – Дата доступа: 07.02.2017