ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Анализ проблемы и проблемная ситуация
1.2 Объект исследования и его предварительный анализ
1.3 Предмет и его предварительный анализ
1.4 Цель и задачи исследования
1.5. Гипотезы исследования
1.6 Основные понятия, их интерпретация и операционализация
2. МЕТОДИКО-ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Обоснование выборки
2.2 Обоснование метода сбора и обработки информации
2.3 Стратегический план исследования
2.3.1 Инструментарий
2.3.2 Анализ пилотажа
2.3.3. Отчет о прохождении практики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
В жизненной траектории молодого человека получение профессионального образования – это первый этап прохождения во взрослую самостоятельную жизнь. Он связан с необходимостью выбора будущей специальности и профессионального самоопределения. Следующим таким этапом является трудоустройство. И здесь перед молодежью есть ряд альтернатив: устроиться на работу по специальности, получив возможность развития полученных в учебном заведении профессиональных компетенций; или же найти любую оплачиваемую работу, отказавшись тем самым от изначально выбранного вектора профессионального развития [4].
Молодежь играет не последнюю роль в политических, экономических и социальных структурах общества. Вместе с тем, она является одной из особо уязвимых социально-демографических групп на рынке труда. Проблема молодежного рынка труда в целом достаточно многогранна. Вместе с тем в нашей стране она мало изучена в силу различных, прежде всего политических, причин.
Рынок труда представляет собой соответствующую рыночной экономике систему общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование трудовых ресурсов. В качестве относительно самостоятельного сегмента рынка рабочей силы рассматривается рынок труда молодежи как социально-демографической группы, характеризующейся не только возрастными признаками, но и особенностями социального становления и развития [2].
Необходимость изучения молодежного рынка труда вызвана особой ролью молодежи в период становления рыночной экономики. Будущее суверенной Республики Беларусь, успех экономической трансформации во многом зависят от того, в какой степени удастся сохранить и приумножить интеллектуальный потенциал нации. Решение задач активного включения молодежи в трудовые отношения является залогом социально-экономической стабильности в будущем. В условиях переходного периода данная проблема - одна из наиболее важных [2].
Сложное положение молодежи на рынке труда обусловлено рядом факторов, которые затрудняют трудоустройство данной социально-демографической группы:
– недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что порождает неуверенность у работодателей в производительности труда молодого человека, претендующего на получение работы;
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Анализ проблемы и проблемная ситуация
Молодежь составляет пятую часть населения Беларуси, является потенциально активной ее частью и ежегодно пополняет рынок труда новой рабочей силой. Однако, на рынке труда Беларуси имеется ряд проблем, требующих решения.
Одной из проблем трудоустройства выпускников является уровень безработицы молодежи. Сейчас очень остро стоит вопрос о трудоустройстве выпускников учебных заведений. Работодатели не хотят брать молодых на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. В качестве безработных по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 01.01.2017 зарегистрировано 2,3% выпускников высших учебных заведений [8]. Но стоит учитывать, что приведенные данные не совсем точные, так как они основаны на статистике центров занятости, реальные цифры еще больше, т.к. скрытая безработица имеет место быть. При этом, с учетом новых требований по трудовому стажу для получения пенсии по возрасту молодежи будет сложнее устроиться на работу в связи с увеличением количества лиц пенсионного возраста, которые будут удерживать рабочие места до момента накопления необходимого стажа для пенсии, эта цифра может вырасти.
Напряженность на рынке труда, уязвимость на нем выпускников вузов осознается ими самими. Поэтому большинство современных студентов пытаются найти работу по специальности, параллельно обучаясь в вузе. Конечно, далеко не все из студентов, вовлеченных во вторичную занятость, мотивированы последующим трудоустройством по специальности. Значительная часть из них пытается таким образом повысить уровень своего благосостояния или заработать на какие-то насущные нужды, в том числе, оплату обучения. Но многие, несомненно, исходят из стремления получить определенный опыт по своей специальности, дабы в будущем найти подходящую, высокооплачиваемую и перспективную работу [4].
Студенты, совмещающие работу и учебу, сталкиваются с рядом трудностей. Не все преподаватели одобряют такое совмещение, так как это пагубно влияет на изучение дисциплины и учебный процесс в целом. В своей профессиональной деятельности такие студенты испытывают недостаток профессиональных знаний и умений, получая, как правило, низкую зарплату. Основным плюсом для них
2. МЕТОДИКО-ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Обоснование выборки
Выборочная совокупность данного социологического исследования была сформирована методом случайного отбора. В выборочную совокупность должны войти студенты «Индустриально-педагогического колледжа».
Для формирования выборочной совокупности испытуемых был использован метод сплошного опроса, который охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе.
Обоснование метода в данном исследовании: изучаемая совокупность студентов «Индустриально-педагогического колледжа» не является многочисленной. Это позволяет полностью устранить ошибки выборки, но при этом никак не отражается на ошибках наблюдения или ошибках, обусловленных систематическим отсевом.
Опросу подверглись все студенты «Индустриально-педагогического колледжа». Анкетирование было раздаточным, очным, групповым.
Всего в социологическом опросе приняло участие 50 человек.
В выборочную совокупность вошли:
Юноши – 30 человека или 60%;
Девушки – 20 человек или 40%
Условно всех респондентов, принявших участие в опросе, можно разделить на 3 возрастные группы:
1 группа – респонденты 18 лет – 29 человек или 58%;
2 группа – респонденты 19 лет – 17 человек или 34%;
3 группа – респонденты 20 лет – 4 человек или 8%.
1. Гневашева, Т.В. Перспективы трудоустройства выпускников учебных заведений среднего профессионального образования / Т.В. Гневашева // Вестник ЧГУ. – 2010. – № 1. – С. 183-188.
2. Дубовик, А.К. Рынок труда молодежи в Республике Беларусь: проблемы теории и практики / А.К. Дубовик // Наука и техника. – 2010. – № 5. – С. 67-72.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004 – 384 с.
4. Капустина, Н.Н. Технологизация трудоустройства выпускников в белгородских ВУЗов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.icbci.info/?page_id=480. – Дата доступа: 11.02.1017
5. Лопаткин, И.В. Адаптация молодежи на современном рынке труда: социологический аспект: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.03 / И.В. Лопаткин. – Саратов: Саратовск. гос. ун-т, 2015. – 16 с.
6. Молодежь Беларуси на рынке труда: гендерный анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.praca-by.info/index.php/ru/library/item/481-molodezh-belarusi-na-rynke-truda-gendernyj-analiz. – Дата доступа: 11.02.1017
7. Насретдинова, М.М. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов / М.М. Насретдинова // Социологические науки. – 2013. – Вып. 7 (14). – Ч. 5 . – С. 94-97.
8. Ситуация в сфере занятости и безработицы в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/sostojanie. – Дата доступа: 11.02.2017
9. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: учеб. пособие / В.А. Ядов. – Самара: Самар. гос. ун-т. – 1995. – 331 с.