2 Научно-исследовательский раздел
2.1 Маркетинговый комплекс субъекта товаропроводящей сети промышленного предприятия
2.1 Маркетинговый комплекс субъекта товаропроводящей сети промышленного предприятия
Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условиях рыночной сиQстемы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких сторон, как менеджмент и маркетинг. Как показывает практика, в условиях рыночной экономики, маркетинг нередко является наиболее «узким местом».
В настоящее время на белорусских предприятиях маркетинг принято рассматривать: во-первых, как составную часть общей системы управления деятельностью предприятия, направленной на удовлетворение потребностей покупателей и потребителей; во-вторых, как средство обеспечения преимуществ в удовлетворении запросов потребителей (по сравнению с конкурентами); в-третьих, как метод принятия лучших управленческих решений в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Использовать маркетинг – значит реализовать системный подход в управленческой деятельности предприятия [4, с. 7].
Маркетинг – это деятельность, способствующая получению предприятием прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей потребителей.
Иными словами, использование принципов маркетинга позволяет выяснить, чего хотят покупатели вашей продукции (потребности потребителей) и предложить им именно такой товар или услугу. Если ваше предложение окажется лучше предложения конкурентов, вы сможете получить больше прибыли, так как ваши товары будут покупать охотнее. Это и есть лучшее, чем у конкурентов, удовлетворение потребностей потребителей. Маркетинг объединяет возможности предприятия и желания потребителя:
• покупатель удовлетворяет свои потребности, приобретая полностью устраивающий его товар;
• предприятие получает доход от реализации товара, необходимого потребителю [16, с. 18].
К сожалению, на многих предприятиях до сих пор наблюдается прямо противоположная ситуация: вместо того, чтобы продавать покупателям те товары, которые они хотят купить, производители пытаются продать им то, что сумели произвести, не думая о том, нужно это покупателям или нет. Таким образом, отсутствие маркетинговой деятельности на предприятии приводит к серьезным проблемам со сбытом.
Отправной точкой маркетинговой деятельности является анализ рыночных возможностей, после чего следуют отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга и претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Понятие «комплекс маркетинга» впервые научно закреплено в 1964 году профессором Гарвардской школы бизнеса Нейлом Борденом. Однако, истоки его уходят в далекие 40-е годы прошлого столетия, когда Д. Каллитон впервые применил так называемый «рецептный подход» в изучении затрат на маркетинг. Продавец был определен им как «составитель маркетинговой программы из ингредиентов», так как именно он осуществляет планирование стратегии конкуренции, одновременно являясь менеджером, способным интегрировать все составляющие в комплекс маркетинга. В 1960 Маккарти, в целях создания квалифицированных кадров маркетологов, синтезировал комплекс маркетинга из таких элементов, как товар, цена, распределение и продвижение, создав модель «4P» [9, с. 32].
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать ответную реакцию со стороны целевого рынка. То есть, это те мероприятия, которые способна осуществить та или иная компания с целью продвижения своего товара на рынке [14, с. 41].
Комплекс маркетинга (часто называют маркетинг-микс) состоит из элементов (объектов, процессов и функций), манипулируя которыми маркетологи стараются наилучшим образом удовлетворить клиентов.
В комплекс маркетинга «4P» включаются только четыре элемента, названия которых в английском языке начинаются с буквы «P»:
• product (товар, услуга);
• price (цена);
• place (место);
• promotion (продвижение).
Именно эти элементы принимаются во внимании маркетингом, признаются ключевыми и требующими постоянного пристального внимания. Более того, все эти элементы комплекса маркетинга взаимосвязаны между собой и именно в этой взаимосвязи отдельных элементов маркетинг планирует, разрабатывает и реализует маркетинговые действия [1, с. 57].
Товар представляет собой продукт, созданный для удовлетворения потребностей. В системе маркетинга товар рассматривается как совокупность полезных свойств, наиболее полно обеспечивающих потребности целевой группы потребителей [2, с. 24].
Практическая ценность товара для потребителя определяется набором атрибутов (существенных, неотъемлемых свойств данного предмета). В рамках
1. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учеб. пособие / М. Н. Григорьев. – М. : Гардарики, 2012. – 366 с.
2. Желток, Н. С. Товарная политика предприятия отрасли / Н. С. Желток, Г. Н. Плаксина, Д. М. Мудрогелов; под общ. ред. Н. С. Желтока. – Могилев: Могилевская облтипография им. Спиридона Соболя, 2010. – 259 с.
3. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 439 с.
4. Ковалев, М. Н. Управление маркетингом: учеб. пособие для вузов / М. Н. Ковалев. – Гомель: ЦИИР, 2009. – 195 с.
5. Лашкова, Е. Г. Маркетинг: практика проведения исследований : учебное пособие для вузов / Е. Г. Лашкова, А. И. Куценко. – М. : Академия, 2008. – 240 с.
6. Мак-Куэрри, Э. Ф. Методы маркетингового исследования: учеб. пособие / Э. Ф. Мак-Куэрри. – СПб. : Питер, 2012. – 176 с.
7. Малхотра, Н. К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство / Н. К. Малхотра – 4-е изд. – М. : Вильямс, 2010 – 1200 с.
8. Маркетинг: активные методы обучения : учеб. пособие для вузов / Т. Н. Парамонова [и др.]. – М.: Кнорус, 2009. – 416 с.
9. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. – 3-е изд.,– М. : Омега-Л, 2009. – 476 с.
10. Маркетинг : учебник / Н. Д. Эриашвили [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 631 с.
11. Платонова, Л. А. Теория и практика потребительского поведения : учеб. пособие / Л. А. Платонова. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 200 с.
12. Саевец, А. Н. Поведение покупателей / А. Н. Саевец. – Минск : БГЭУ, 2009. – 201 с.
13. Светуньков, С. Г. Методы маркетинговых исследований: учеб. пособие / С. Г. Светуньков. – СПб. : ДНК, 2010 – 352 с.
14. Соловьев, Б. А. Маркетинг : учебник / Б. А. Соловьев. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 383 с.
15. Судас, Л. Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере: учебник / Л. Г. Судас, М. В. Юрасова. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 272 с.
16. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка : учеб. пособие / В. Е. Хруцкий, И. Н. Корнеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 560 с.