ВВЕДЕНИЕ
Характеристика управления принудительного исполнения г. Могилева (Положение о главном управлении юстиции Могилевского областного исполнительного комитета)
1. Ознакомление с организационной структурой управления принудительного исполнения г. Могилева, изучение законодательства, регулирующего деятельность органов принудительного исполнения
2. Рассмотрение основных задач и функций управления принудительного исполнения г. Могилева
3. Изучение полномочий начальника управления принудительного исполнения г. Могилева и судебных исполнителей
4. Рассмотрение порядка возбуждения исполнительного производства.
5. Изучение порядка принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа
6. Изучение деятельности судебных исполнителей по возбужденным исполнительным производствам
7. Рассмотрение порядка отложения, приостановления и возобновления исполнительного производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с учебным планом я проходила преддипломную практику в управлении принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области, с 12 февраля 2018 года по 20 апреля 2018 года.
Происходящие в настоящее время в стране преобразования оказывают воздействие на все сферы общественного развития и определяют основные направления перестройки государственного механизма. Именно поэтому в сложившихся условиях особую актуальность и интерес представляют исследования, в области деятельности и реорганизации органов принудительного исполнения Республики Беларусь.
Целью прохождения данной практики являлась реализация полученных теоретических знаний, умений и навыков, а также получение представления о практической деятельности управления принудительного исполнения.
Целью преддипломной практики являлось ознакомление с организацией и деятельностью управления принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области.
Задачами преддипломной практики являлись:
- Изучение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов принудительного исполнения;
- Изучение основных задач и функций управления принудительного исполнения;
- Изучение прав и обязанностей начальника управления принудительного исполнения и судебных исполнителей;
- Изучение работы судебных исполнителей по исполнению вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов по гражданским и экономическим делам;
- Изучение оснований и порядка принятия мер по обеспечению исполнительного производства.
Кроме того, в процессе прохождения преддипломной практики я ознакомилась с законодательством Республики Беларусь регламентирующем деятельность судебных исполнителей.
Характеристика Управления принудительного исполнения г. Могилева
УТВЕРЖДЕНО
Решение
Могилевского областного
исполнительного комитета
20.02.2015 № 10-2
ПОЛОЖЕНИЕ
о главном управлении юстиции
Могилевского областного исполнительного комитета
1. Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) является структурным подразделением Могилевского областного исполнительного комитета (далее – облисполком), наделенным правами юридического лица, в своей деятельности подчиняется облисполкому и Министерству юстиции Республики Беларусь.
2. Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением.
3. Главное управление юстиции имеет текущий (бюджетный) и иные счета в банке, бланки, штампы, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.
4. Полное наименование главного управления юстиции:
на русском языке: Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета;
на белорусском языке: Галоўнае ўпраўленне юстыцыі Магiлеўскага абласнога выканаўчага камiтэта.
5. Место нахождения главного управления юстиции: 212030, город Могилев, улица Первомайская, 71.
6. – 8. Основные задачи, функции и права главного управления юстиции г. Могилева я рассмотрю в основной части своего отчета.
9. Главное управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции Республики Беларусь.
Начальник главного управления юстиции имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником главного управления юстиции по согласованию с председателем облисполкома и Министром юстиции Республики Беларусь, за исключением заместителя, курирующего вопросы принудительного исполнения.
1. Ознакомление с организационной структурой управления принудительного исполнения г. Могилева, изучение законодательства, регулирующего деятельность органов принудительного исполнения
Управление принудительного исполнения г. Могилева является структурным подразделением главного управления юстиции Могилевского областного исполнительного комитета и входит в систему органов принудительного исполнения.
Структура и штатная численность управления принудительного исполнения г. Могилева определяется штатным расписанием, утвержденным Министром юстиции.
Работники управления принудительного исполнения г. Могилева назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником главного управления юстиции Могилевской области.
Управление принудительного исполнения г. Могилева осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими органами принудительного исполнения.
Структура Управления принудительного исполнения г. Могилева Могилевской области:
Пимашкова Алла Владимировна - Начальник Управления принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области – главный судебный исполнитель.
Аникеев Сергей Петрович – Заместитель начальника Управления принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области – начальник отдела принудительного исполнения г. Могилева.
Бодунова Татьяна Викторовна – Заместитель начальника отдела принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области.
Алексеенко Инна Ивановна – Судебный исполнитель отдела принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области.
Малей Анастасия Владимировна - Судебный исполнитель отдела принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области.
Ценёв Владимир Алексеевич - Судебный исполнитель отдела принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области.
Гроскрейц Татьяна Николаевна - Судебный исполнитель отдела принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области.
Конозобко Дмитрий Валерьевич - Судебный исполнитель отдела принудительного исполнения г. Могилева, Могилевской области.
2. Рассмотрение основных задач и функций Управления принудительного исполнения г. Могилева
Основными задачами управления принудительного исполнения г. Могилева являются:
своевременное и полное исполнение исполнительных документов;
оказание практической и методической помощи отделам принудительного исполнения;
обеспечение соблюдения законодательства по рассмотрению процессуальных жалоб, обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан и юридических лиц.
В целях реализации возложенных задач управление принудительного исполнения г. Могилева осуществляет следующие функции и полномочия:
организует принудительное исполнение исполнительных документов в соответствующем регионе;
оказывает практическую и методическую помощь судебным исполнителям на местах, в том числе по единообразному применению норм законодательства, в необходимых случаях непосредственно участвуют в принудительном исполнении исполнительных документов;
изучает организацию и практику работы отделов принудительного исполнения;
осуществляет контроль по ведению исполнительного производства в отделах принудительного исполнения, а также реализуют иные мероприятия, направленные на выполнение задач органов принудительного исполнения;
обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения;
обеспечивает формирование и ведение банка данных исполнительных производств;
вносит предложения по повышению эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения и совершенствованию законодательства по вопросам исполнения, о разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов принудительного исполнения, применении и модернизации программно-технологических средств;
обеспечивает рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
3. Изучение полномочий начальника управления принудительного исполнения г. Могилева и судебных исполнителей
Управление принудительного исполнения г. Могилева возглавляет начальник управления, который является главным судебным исполнителем по Могилевской области (далее - начальник управления) и назначается, освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с Могилевским областным исполнительным комитетом.
Начальник управления осуществляет руководство управлением принудительного исполнения г. Могилева, несет персональную ответственность за выполнение задач и реализацию возложенных на него полномочий.
В целях реализации возложенных на управление принудительного исполнения г. Могилева задач начальник управления:
запрашивает у подчиненных территориальных органов принудительного исполнения сведения по исполнительным производствам и необходимые документы для изучения, разрешения возникших вопросов по исполнению исполнительных документов;
организует проведение анализа практики исполнения исполнительных документов, разрабатывает и вносит в Министерство юстиции предложения о совершенствовании деятельности органов принудительного исполнения;
организует выполнение постановлений, приказов Министерства юстиции по вопросам исполнительного производства;
обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности территориальных органов принудительного исполнения;
пользуется иными правами, предоставленными судебным исполнителям законодательством и иными актами законодательства Республики Беларусь.
При осуществлении обязанностей по исполнению исполнительных документов судебные исполнители являются представителями власти.
Законные требования судебного исполнителя по принудительному исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.
Неисполнение или воспрепятствование исполнению законных требований судебного исполнителя, оскорбление его чести и достоинства, насилие в отношении судебного исполнителя, посягательство на его жизнь, здоровье и имущество либо угроза совершения такого насилия или посягательства, а также иные действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
4. Рассмотрение порядка возбуждения исполнительного производства
Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению судебным исполнителем, установлен частью первой статьи 10 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".
Исполнительные документы должны соответствовать требованиям, установленным статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".
Копия исполнительного документа к исполнению не принимается, за исключением случаев, установленных законодательными актами (в частности, статьей 15.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).
В случае предъявления к исполнению исполнительного документа, не соответствующего установленным требованиям, судебный исполнитель в соответствии с абзацем седьмым части первой статьи 45 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства, о чем выносит постановление (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
В случае утраты исполнительного документа исполнению подлежит дубликат этого исполнительного документа.
В случае утраты исполнительного документа, выданного судом, по представлению судебного исполнителя или по заявлению стороны исполнительного производства суд может выдать дубликат исполнительного документа в порядке, установленном процессуальным законодательством.
В случае утраты исполнительной надписи по заявлению взыскателя нотариусы, дипломатические агенты дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь вправе выдать дубликат исполнительной надписи в порядке, установленном законодательством о нотариате.
Участники исполнительного производства вправе на любой стадии исполнительного производства подать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа, которые должны соответствовать требованиям, установленным статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".
Если заявление, ходатайство участника исполнительного производства не соответствуют требованиям статьи 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", судебный исполнитель оставляет их без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя с указанием недостатков, подлежащих устранению.
5. Изучение порядка принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа
При поступлении в орган принудительного исполнения определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению, судебный исполнитель рассматривает вопрос о возбуждении исполнительного производства.
Срок должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, указанного в части первой настоящего пункта, в соответствии со статьей 46 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" не предоставляется.
При окончании исполнительного производства постановление судебного исполнителя с приложением акта ареста имущества (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) и (или) акта судебного исполнителя об отсутствии имущества (ПРИЛОЖЕНИЕ 10), иными документами направляется в суд.
После возбуждения исполнительного производства могут быть приняты меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, установленные частью четвертой статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".
Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа могут быть приняты на любой стадии исполнительного производства в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.
При окончании исполнительного производства принятые судебным исполнителем меры по обеспечению исполнения исполнительного документа отменяются, если в отношении того же должника не возбуждены другие исполнительные документы.
Судебный исполнитель принимает меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, указанные в абзацах втором- седьмом, одиннадцатом части четвертой статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", по ходатайству взыскателя или по собственной инициативе посредством вынесения постановления (ПРИЛОЖЕНИЕ 11) или отказывает в их принятии на основании постановления (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).
Ходатайство о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа подается взыскателем в орган принудительного исполнения, на исполнении в котором находится исполнительный документ, должно соответствовать требованиям, установленным статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", и рассматривается судебным исполнителем не позднее трех дней со дня его поступления.
6. Изучение деятельности судебных исполнителей по возбужденным исполнительным производствам
Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право:
вызывать должника или его представителей, а также собственников имущества (учредителей, участников) должника - юридического лица для дачи объяснений, представления необходимых документов;
истребовать у должника сведения об имеющемся у него имуществе, источниках получения доходов, а также другие сведения, необходимые для исполнения исполнительного документа;
истребовать от сторон исполнительного производства и иных лиц устную и письменную информацию, материалы и (или) документы, необходимые для исполнения исполнительного документа, в том числе с последующим изъятием их в порядке, установленном законодательством;
получать по находящимся в его производстве исполнительным документам от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, должностных лиц государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе необходимые материалы и (или) документы, информацию (за исключением первичных статистических данных), включая информацию, содержащую банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, в случаях, установленных законодательными актами;
получать по находящимся в его производстве исполнительным документам на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведения из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные, а также иметь доступ, включая удаленный, к информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных государственными органами и (или) иными организациями, в том числе с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы;
объявлять розыск должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, через органы внутренних дел;
7. Рассмотрение порядка отложения, приостановления и возобновление исполнительного производства
Судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе приостанавливает исполнительное производство полностью или частично.
Вопрос о приостановлении исполнительного производства рассматривается судебным исполнителем без вызова сторон исполнительного производства. По результатам рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства судебный исполнитель выносит постановление.
Сроки приостановления исполнительного производства установлены частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".
Исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению судебным исполнителем в случаях, установленных статьей 49 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", статьей 12.6 и частью 3 статьи 14.8 ПИКоАП.
Судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство в случаях, установленных статьей 50 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве". При отсутствии оснований для приостановления исполнительного производства судебный исполнитель выносит постановление об отказе в приостановлении исполнительного производства.
Исполнительное производство возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и по истечении предельного срока приостановления исполнительного производства, предусмотренного статьей 51 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".
Вопрос о возобновлении исполнительного производства рассматривается без вызова сторон исполнительного производства. О возобновлении исполнительного производства судебный исполнитель выносит постановление.
Если исполнительное производство приостановлено на определенный срок, отдельное постановление о возобновлении исполнительного производства не выносится.
Судебный исполнитель вправе отложить совершение исполнительного действия на срок не более тридцати дней:
по ходатайству стороны исполнительного производства;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе преддипломной практики я ознакомилась с особенностями профессиональной деятельности сотрудников управления принудительного исполнения г. Могилева.
Во время прохождения практики, я ознакомилась с законодательной базой, регламентирующей деятельность управления принудительного исполнения, ознакомилась со структурой и работой управления принудительного исполнения г. Могилева.
Историография проблемы деятельности органов принудительного исполнения, а также выполняемая ими административная функция, достаточно четко разделяется на два этапа.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных деятельности и развития органов принудительного исполнения Республики Беларусь, работ, по исследованию административной деятельности органов принудительного исполнения на территории Беларуси, практически нет, зачастую административная функция, как отдельное направление деятельности органов принудительного исполнения, не рассматривается.
На органы принудительного исполнения были возложены задачи по урегулированию вопросов оптимально быстрого осуществления деятельности по принудительному взысканию и (или) исполнению исполнительных документов.
Стремление организовать работу по возложенным на органы принудительного исполнения задачам, заставило исследуемый орган разработать и установить единые или весьма похожие правила работы с документами во всех подведомственных ему учреждениях.
В связи с чем, деятельность органов принудительного исполнения была направлена на формирование основных правил и принципов по накапливанию, хранению и поддержанию в рабочем состоянии информационных массивов, отражающих принятые управленческие решения. Процесс совершенствования и разработки основных положений документирования сыграл роль ускорителя, усиливающего значение и роль делопроизводства, так как документирование и документационное обеспечение управления стало неотъемлемой и главной частью в деятельности исследуемого органа, без которого невозможно было осуществить эффективное функционирование ведомством.