Введение
1 Организация бухгалтерского учета на филиале «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс»
2 Учет кассовых операций
3 Учет расчетных операций
3.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Учет расчетов с заказчиками
3.3 Учет кредитов банков
3.4 Учет расчетов по налогам и сборам
3.5 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
3.6 Учет расчетов с подотчетными лицами
3.7 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
3.8 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
4 Учет основных средств, доходных вложений в материальные активы и нематериальных активов
5 Учет вложений в долгосрочные активы
6 Учет производственных запасов
6.1 Учет топливно-смазочных материалов
6.2 Учет запчастей, агрегатов и автомобильных шин
6.3 Учет специальных приспособлений, инструментов и специальной одежды
7 Учет труда и его оплаты
8 Учет затрат на содержание и эксплуатацию подвижного состава транспортной организации
9 Анализ деятельности филиала «Автобусный парк №4 ОАО «Минскоблавтотранс»
9.1 Организация аналитической работы на предприятии
9.2 Анализ объемов перевозок грузов (пассажиров) на предприятиях транспорта
9.3 Анализ интенсивности и эффективности использования основных средств
9.4 Анализ трудовых ресурсов
9.5 Анализ себестоимости перевозок
9.6 Анализ финансовых результатов деятельности организации
Индивидуальное задание
Заключение
Список использованных источников
Приложения А Учетная политика
ВВЕДЕНИЕ
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности. Исходя из учетной информации, можно прогнозировать показатели развития предприятия и выявить резервы повышения эффективности производства. Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности; устранять субъективность при принятии решений.
Учетно-аналитическая практика проводилась в бухгалтерии филиала «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс», это позволило ознакомиться с вопросами производственной деятельности практикующего бухгалтера.
Основной целью учетно-аналитической практики является закрепление теоретических знаний, получаемых студентами в процессе обучения в университете и приобретение необходимых практических навыков по организации бухгалтерского учета и аналитической работы.
Для достижения указанной цели было осуществлено:
– ознакомление со специализацией предприятия, организационной структурой и структурой управления производством;
– ознакомление с формой ведения бухгалтерского учета в филиале «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс»;
– овладение практическими навыками документального оформления хозяйственных операций, сбора, обработки учетной информации и ее отражения в регистрах бухгалтерского учета по всем темам программы в условиях формы учета, применяемые на предприятии;
– научились практически оценивать действующую практику организации и состояния бухгалтерского учета на предприятии;
– приобретены практические навыки работы по проведению анализа хозяйственной деятельности.
Объектом исследования является филиал «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс».
Анализ производственной деятельности предприятия выявил необходимость проведения реконструкции существующего производства с целью увеличения объемов производства.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ФИЛИАЛЕ «АВТОБУСНЫЙ ПАРК №4» ОАО «МИНСКОБЛАВТОТРАНС»
В настоящее время Филиал «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс» — современное и хорошо оснащенное предприятие, которое обслуживает 25 городских, 66 пригородных и 17 междугородных маршрутов., в том числе производственный участок Мядель осуществляет 2 городских, 20 пригородных и 14 междугородних маршрутов.
Активно выполняются заказные перевозки по территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Средняя численность работающих 560 человек
Численность подвижного состава на 1 апреля 2015 года:
Автобусы – 136 единиц, грузовые автомобили – 63 единицы, 5 легковых автомашины, 3 автопогрузчика.
Услуги для пассажиров в целом стали более качественными. Этому способствовало, во-первых, применение на городских, пригородных и междугородных перевозках автоматизированной системы диспетчерского управления. И во-вторых постепенное обновление эксплуатационного парка.
Совсем недавно приобретены автобусы марки Ivecо, которые станут хорошим подспорьем в продвижении транспортных услуг на внешнем рынке. Сеть международных маршрутных перевозок уже включает такие страны, как Франция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Польша, Чехия, Словакия, Черногория, Болгария, Украина, Россия.
Филиал осуществляет и внутрикарьерные, междугородные, внутриобластные, межобластные и международные перевозки грузов. Для этих целей автопарк располагает соответствующими автомобилями. Вся предоставляемая техника соответствует экологическим стандартам Евро-5. На сегодняшний день осуществляются внутриреспубликанские и международные перевозки грузов по следующим направлениям: Россия, Литва, Германия, Дания, Франция.
В 2009 году после реконструкции вступил в строй новый автовокзал в г. Молодечно, и практически сразу занял одно из первых мест в рейтинге самых современных и комфортабельных пассажирских терминалов не только в Беларуси, но и в странах СНГ.
Ремонтные мастерские автобусного парка оснащены современным оборудованием, отделением с полным набором станков для обработки деталей, двигателей и последующей термической обработкой, отделением по ремонту таксомоторов, диагностики, зоной ремонта и обслуживания ТО-1 и ТО-2, а также электроцех, аккумуляторное, сварочное, шиномонтажное, карбюраторное отделение, кузнечный цех. Облагорожены и благоустроены комната отдыха и территория ремонтной зоны
2 УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Организации обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. В отдельных случаях организации участвуют в процессе налично-денежного обращения, при оплате труда штатных и нештатных сотрудников, закупке материалов, выдаче авансов сотрудникам на командировочные расходы и др. В связи с этим в кассах организаций могут находиться наличные денежные средства.
Ведение кассовых операций возлагается на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей и не может передоверять кому бы то ни было выполнение своих обязанностей. В кассе можно хранить суммы в пределах установленного лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Для установления такого лимита организация предоставляет в обслуживающее учреждение банка расчет-заявку по установленной форме.
В случае, когда организация не представляет расчет на установление лимита остатка средств наличных денег в кассе, этот лимит считается нулевым. Превышение установленных лимитов в кассе допускается в течение 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке, в период выдачи заработной платы работникам организации. Не использованные в трехдневный срок наличные денежные средства, полученные на выдачу заработной платы, подлежат сдаче в обслуживающие учреждения банка.
На предприятии филиал «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс» лимит кассы не установлен.
Прием наличных денег, полученных по чекам в учреждении банка, поступивших за реализацию продукции, товаров, работ, услуг, топлива, материалов, излишне выданной зарплатой и др., оформляется приходным кас¬совым ордером, заполняемым на бланке формы № КО-1 в одном экземпляре (Приложение Г), квитанция от которого передается сдатчику денег за подписью главного бухгалтера, кассира с проставлением печати (штампа).
В приходном кассовом ордере указывается: от кого поступи¬ли деньги, на какие цели или за что их вносят, сумма и дата хозяй¬ственной операции, учетный номер налогоплательщика, НДС.
При получении денег из банка квитанцию можно не запол¬нять или заполнить и приложить ее к выписке по расчетному и ва¬лютному счетам.
Выдача наличных денег на командировочные, представительские и прочие расходы, а также их сдача в банк оформляется расходным кассовым ордером (Приложение Д), типовой формы КО-2. В самом банке сдача денег на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличными.
3 УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
Любая организация, осуществляющая деятельность, не может функционировать односторонне. Поставщики и подрядчики составляют одну из сторон взаимодействия. Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь, отопление. Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это нам предоставляют поставщики.
Все организации как коммерческие, так и бюджетные имеют поставщиков или подрядчиков, а также и тех и других.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Рыночные отношения повышают ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.
4 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ДОХОДНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В МАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства представляют собой совокупность средств труда, многократно участвующих в процессе производства, сохраняющих свою натуральную форму и переносящих свою стоимость на готовую продукцию (работы, услуги) по частям в течение всего срока эксплуатации.
Для учета и обеспечения контроля сохранности основных средств каждому их инвентарному объекту присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарный номер - это регистрационный признак объекта основных средств, присваиваемый ему в момент принятия к бухгалтерскому учету. Он должен быть обозначен на объекте путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним весь период его нахождения в данной организации.
Для учета поступления, выбытия, ликвидации и внутреннего перемещения основных средств Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2003 г. № 168 утверждены следующие типовые формы первичных документов по учету основных средств:
• акт о приеме-передаче объекта основных средств (ф. № ОС-1);
• акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (ф. № ОС-1а);
• накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. № ОС-2);
• акт о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3);
• акт о списании объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4);
• акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а);
• инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. № ОС-6);
• инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (ф. № ОС-6а);
• инвентарная книга учета объектов основных средств (ф. № ОС-6б).
Аналитический учет основных средств ведется бухгалтерией организации в инвентарных карточках учета основных средств (ф. № ОС-6). Они открываются на каждый объект основных средств.
Основные средства организации в процессе использования постепенно изнашиваются, теряют свои первоначальные свойства, а, следовательно, и стоимость в результате износа.
5 УЧЕТ ВЛОЖЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Счет 08 "Вложения в долгосрочные активы" предназначен для отражения информации о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов, в том числе о затратах по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются как запасы).
По дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
Сформированная первоначальная стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов отражается по дебету счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные активы", 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 08 "Вложения в долгосрочные активы".
При выбытии вложений, учитываемых на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы", их стоимость отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 08 "Вложения в долгосрочные активы".
Сальдо по счету 08 "Вложения в долгосрочные активы" отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции по приобретению или созданию основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов, по формированию основного стада.
Аналитический учет по счету 08 "Вложения в долгосрочные активы" ведется:
по затратам, связанным с приобретением и созданием основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов, - по каждому приобретаемому или создаваемому объекту основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов;
по затратам, связанным с приобретением предметов финансовой аренды (лизинга), - по каждому приобретаемому предмету финансовой аренды (лизинга);
по затратам, связанным с формированием основного стада, - по видам животных.
В филиале «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс» счет 08 "Вложения в долгосрочные активы" имеет следующие субсчета:
08/1 – приобретение земельных участков
08/2 – Приобретение объектов природопользования
08/3 – Строительство и создание объектов основных средств
08/4 – Приобретение объектов основных средств
6 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
6.1 УЧЕТ ТОПЛИВНО СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В филиале «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс» для бухгалтерского учета ГСМ используется активный счет 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо».
Аналитический учет ведется по видам топлива и смазочных материалов, ответственным лицам (водителям), местам хранения (на складе, в баках транспортных средств).
Складской и бухгалтерский учет ГСМ ведется в натуральном выражении в единицах массы. Значит, объемные единицы (литры) пересчитываются в единицы массы исходя из средней плотности каждого вида ГСМ за отчетный месяц по нефтескладу.
На каждый автомобиль ведется карточка учета расхода конкретного вида ГСМ (бензин А-76, бензин А-95 и т.д.).
Данные о наличии топлива в баках транспортных средств по окончании месяца подтверждают акты снятия остатков.
По данным карточек учета расхода ГСМ и замеров бензина или дизельного топлива в баках определяют фактический расход топлива, а также нормативный расход топлива с учетом пробега автомобиля в километрах. Таким образом определяют экономию или перерасход топлива.
На затраты производства ГСМ списываются по нормам, а перерасход относится на виновное лицо (водителя).
Основанием для списания бензина и дизельного топлива на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период.
На основе документов на прием и отпуск ГСМ (ТТН-1, требований, ведомостей учета выдачи топлива и смазочных материалов) материально ответственное лицо составляет для бухгалтерии отчет о движении ГСМ.
6.2 УЧЕТ ЗАПЧАСТЕЙ, АГРЕГАТОВ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
В составе производственных запасов в филиале «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс» особое место принадлежит запасным частям, а также автомобильным шинам в обороте и в запасе.
Кто касается учет автомобильных шин, то здесь сам учет осуществляют в комплектах, к котором относятся покрышки (в том числе бескамерные), камеры и обводные ленты.
На основание сопроводительных документов осуществляется прием новых запчастей частей и автомобильных шин на склад.
7 УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
При оперативном учёте персонала предприятия одним из важных документов, регулирующим трудовые отношения между нанимателем и работником, является трудовой договор. Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнить работу, а наниматель – создать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, своевременно и в полном объёме выплачивать работнику заработную плату.
Основанием для начала ведения бухгалтерских расчётов с работниками по оплате труда являются приказы о приёме. Поэтому отдел кадров передаёт в бухгалтерию выписки из приказов, на основании которых в бухгалтерии на каждого работника открывается лицевой счёт. Каждому принятому работнику присваивается табельный номер.
Основным первичным документом и источником информации об использовании рабочего времени является табель учёта рабочего времени (приложение П). В нём указывается фамилия, имя работника, количество отработанных дней, выходные и праздничные дни, неявки на работу и т.д.
Все неявки должны быть оформлены специальными документами, приказами и так далее. После отметки в табеле эти документы передаются в бухгалтерию для осуществления расчёта.
Составляется табель начальником цеха, табельщиком или лицом, на это уполномоченным.
В конце месяца в табеле подсчитываются дни и часы фактической работы, дни явок и неявок, праздничные и выходные дни, часы ночной и сверхурочной работы каждого работника.
Оформленные табели передают в бухгалтерию для начисления заработной платы. В середине месяца табель передаётся в бухгалтерию для выплаты аванса.
Табель учёта рабочего времени составляется на всех работников, состоящих в списках предприятия по цехам, сменам, отделам за исключением локомотивных бригад, проводников вагонов, водителей и других работников, занятых в поездной работе.
Выплаты, включаемые в фонд заработной платы, а также выплаты, не входящие в этот фонд, возмещаются за счёт различных источников. Источники подразделяются на собственные и внешние. К собственным источникам относится себестоимость и прибыль, а к внешним – фонд социальной защиты населения и целевые финансирования.
Составной частью заработной платы работника являются доплаты и надбавки. Доплаты – выплаты компенсирующего характера, которые связаны с условиями труда и режимом работы. Надбавки – выплаты стимулирующего характера. Они устанавливаются за качественное и квалифицированное выполнение работы.
8 УЧЕТ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Согласно учетной политике филиала «Автобусный парк №4» ОАО «Минскоблавтотранс» (приложение А).
Затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями вспомогательных производств, учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». Аккумулированные на указанном счете затраты ежемесячно филиалами распределяются между видами оказываемых услуг в соответствии с методом, определенным и закрепленным в приказе об утверждении дополнений по филиалу в Положение об учетной политике, и списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
Учет общепроизводственных затрат осуществляется на счете 25 «Общепроизводственные затраты». Аккумулированные на указанном счете затраты ежемесячно филиалами распределяются между видами оказываемых услуг в соответствии с методом, определенным и закрепленным в приказе об утверждении дополнений по филиалу в Положение об учетной политике, и ежемесячно списываются в дебет счета 20 «Основное производство». На конец месяца счет 25 «Общепроизводственные затраты» сальдо не имеет.
К общепроизводственным затратам относятся:
амортизационные отчисления основных средств административного корпуса и нематериальных активов;
коммунальные услуги, услуги отопления, водоснабжения и услуги связи;
расходы по технической эксплуатации имущества административного корпуса;
износ отдельных предметов в составе оборотных средств;
списание канцелярских товаров;
хозяйственные расходы;
комиссионное вознаграждение банков;
информационные услуги;
расходы по арендной плате;
расходы, понесенные филиалами по соблюдению санитарных норм и охране труда;
консультационные услуги;
расходы на рекламу;
командировочные расходы прочего персонала;
прочие расходы.
Общепроизводственные затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, ежемесячно при списании на себестоимость продукции, работ, услуг распределяются между отдельными объектами учета затрат. Метод распределения расходов между объектами учета затрат (видами перевозок и т.п.) филиал определяет самостоятельно и закрепляет в приказе об утверждении дополнений по филиалу в Положение об учетной политике.
9 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА «АВТОБУСНЫЙ ПАРК №4» ОАО «МИНСКОБЛАВТОТРАНС»
9.1 ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аналитическая работа касается всех сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Содержанием аналитической деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого хозяйствующего субъекта в целях принятия оптимальных управленческих решений.
Экономический анализ базируется на разнообразной исходной информации, которую можно рассматривать как систему потоков нормативных, статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, а также информации, разрабатываемой специализированными фирмами. Все источники информации делятся на официальные, нормативно-плановые, учетные и вне учетные.
Основным источником информации об устойчивости финансового состояния партнера является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность организации базируется на обобщении данных бухгалтерского учета и выступает информационным звеном, связывающим организации с обществом и их партнерами, которые являются пользователями информации об их деятельности.
Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, цель и методику. Источниками информации служат формы отчета (включая приложения), а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.
Цель анализа бухгалтерского отчета -- возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность. Анализ должен показать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии, предоставить сведения, необходимые для суждения, например, о рациональности использования вложенных к предприятие дополнительных инвестиций и т.п.
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в де нежной оценке.
Баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса ясно, чем собственник владеет, т.е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться, и кто принимал участие в создании этого запаса.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ В БАНКЕ И ПРОЧИХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Большая часть расчетов между организациями в процессе их хозяйственной деятельности осуществляется безналичным путем, т.е. перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником в этих расчетах является банк.
Порядок открытия счетов, документы, необходимые для этого, и другие вопросы определены Правилами открытия банками счетов клиентам в РБ.
Для открытия счета в банк необходимо представить следующие документы:
- заявление на открытие счета, в котором приведены полное и точное наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, телефакса, скрепленное двумя подписями и печатью. На обороте заявления банковский работник фиксирует номер присваиваемого клиенту счета;
- копии документов о регистрации, заверенные в установленном порядке;
- документ о государственной регистрации;
- копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке;
- справку о регистрации В Фонде социальной защиты населения в качестве налогоплательщика;
- документ о регистрации в налоговой инспекции и дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
- банковские карточки установленной формы с образцами подписей директора и главного бухгалтера и их заместителей и оттиском печати, заверенные нотариально.
С расчетного счета банк выплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него денежных средств банк производит на основании письменных распоряжений владельцев счета (денежный чек, платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, объявление на взнос наличными). Исключение составляют платежи, осуществляемые в бесспорном порядке (без согласия плательщика) по решению:
- государственного арбитража;
- финансовых и налоговых органов.
Бесспорный порядок списания средств с расчетного счета плательщика производится также на основании требования поставщика, в верхней части которого делается запись «Без акцепта». Такое требование может выставляться за коммунальные услуги, почтово-телеграфные расходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективное функционирование деятельности предприятия невозможно без соответствующей организации бухгалтерского учета. Учет – такой вид деятельности, целью которого является упорядочение информационных потоков для использования информации в управленческих решениях и сохранении для архива.
Изучив составляющие предмета исследования (организацию бухгалтерского учета на предприятии филиала «Автобусный парк №4 ОАО «Минскоблавтотранс» и отражение полученных результатов хозяйственной деятельности в отчетности), можно сделать вывод, что учет ведется в соответствии с нормативами. На предприятии имеется учетная политика, состоящая из двух разделов: для бухгалтерского и для налогового учета.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется автоматизировано, с использованием учетной системы 1С Предприятие, формирующей учетные регистры синтетического и аналитического учета. Формирование конечных финансовых показателей Бухгалтерского баланса осуществляется на основании данных Главной книги.
В процессе прохождения практики был собран материал для проведения финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия. По итогам проведенного анализа получены результаты, что предприятие является достаточно ликвидным и платежеспособным, однако в отчетном году наблюдается снижение эффективности деятельности предприятия.
В процессе прохождения практики приобретены практические навыки велению финансовой работы, договорной работы, по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и проведению финансового анализа.
Следует отметить, что организация и порядок ведения бухгалтерского учета на объекте практики соответствует Закону Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", а также не противоречит иным нормативно-правовым актам. Методика анализа в полной мере позволяет дать комплексную оценку показателям финансово-хозяйственной деятельности.
1 Бухгалтерское дело: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования: практическое пособие / А.Н. Сушкевич. – 2-е изд., изм. – Мн.: Белстан, 2011. – 128 с.
2 Елисова, Т.А., Елисова, Т.В. Бухгалтерский учет. Практикум: учеб. пособие / Т.А. Елисова, Т.В. Елисова. - Минск: Выш. шк., 2011. – 384 с.
3 Левкович, О.А., Бурцева, И.Н. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - Минск: Амалфея, 2016.
4 Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г. № 57-З.
5 Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 г. № 18.
6 Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 г. № 107.
7 Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утв. Постановлением Министерства труда РБ от 10.04.2000 № 47.
8 Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства от 27.02.2009 г. № 37/18/6.
9 Инструкция о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденная Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 05.11.2010 г. № 162/131/37.
10 Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50.
11 Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.07.2014 г. № 48.
12 Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 г. № 115.
13 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2011 г. № 102.
14 Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов 30.04.2012 № 25, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь.
15 Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств от 30.04.2012 г. № 26.
16 Левкович, О.А., Бурцева, И.Н. Сборник задач по бухгалтерскому учету: учеб. пособие / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. – 9-е изд. – Минск: Амалфея, 2015. – 355 с.
17 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 г. № 80.
18 Папковская, П.Я. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / П.Я. Папковская [и др.]; под ред. П.Я. Папковской. - Минск: РИПО, 2016. – 379 с.
19 Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств» (в ред. от 17.11.2014 № 81 ).