Введение
1 Общие вопросы организации работы Управления образования администрации Заводского района г. Минска
2 Основы построения бухгалтерского учета в Управлении образования администрации Заводского района г. Минска
3 Учет бюджетного финансирования денежных средств и расходов
4 Учет расчетных операций
5 Учет основных средств
6 Учет отдельных предметов в составе оборотных средств
7 Учет расчетов с персоналом по заработной плате и стипендиям
8 Учет внебюджетных средств
9 Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности. Исходя из учетной информации, можно прогнозировать показатели развития предприятия и выявить резервы повышения эффективности производства. Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности; устранять субъективность при принятии решений.
Практика проводилась в бухгалтерии Управления образования администрации Заводского района г.Минска, это позволило ознакомиться с вопросами производственной деятельности практикующего бухгалтера.
Основной целью практики является закрепление теоретических знаний, получаемых студентами в процессе обучения в университете и приобретение необходимых практических навыков по организации бухгалтерского учета и аналитической работы.
1 Общие вопросы организации работы Управления образования администрации Заводского района г. Минска
Место прохождения практики – управление по образованию администрации Заводского района г. Минска с 03.09.2018 г. по 11.11.2018 г. Практику проходила по специальности.
Управление по образованию администрации Заводского района города Минска (далее – управление) является самостоятельным, обособленным, структурным подразделением администрации Заводского района (далее – администрация), осуществляющим реализацию государственной политики в сфере образования на территории района. В своей деятельности управление подчиняется администрации района, по вопросам отраслевой деятельности – комитету по образованию Мингорисполкома, Министерству образования Республики Беларусь, а также с соответствующими структурными подразделениями. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, решениями и распоряжениями Минского городского исполнительного комитета, администрации Заводского района г. Минска, приказами, распоряжениями и указаниями Комитета по образованию Мингорисполкома, нормативными, распорядительными, инструктивно-методическими документами Министерства образования Республики и иными актами законодательства Республики Беларусь, а также Положением об управлении по образованию администрации Заводского района г. Минска. Управление является юридическим лицом, имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, действует в пределах выделенных бюджетных ассигнований, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы, бланки со своим наименование. Управление может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2 Основы построения бухгалтерского учета в Управлении образования администрации Заводского района г. Минска
Бухгалтерский учет в управлении по образованию администрации Заводского района г. Минска ведется на основе и в соответствии со сметой расходов по бюджету – основной плановый документ, отражающий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета соответствующего уровня на содержание организации и осуществление централизованных мероприятий на предстоящий год.
Порядок организации бухгалтерского учета, предусматривает:
- мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
- формы регистров бухгалтерского учета (книги, карточки, ведомости, описи);
- формы мемориальных ордеров – накопительных ведомостей;
- порядок оформления регистров бухгалтерского учета, порядок внесения исправлений и хранения регистров учета и документов, основные требования по порядку проведения инвентаризации имущества, обязательств и составлению отчетности.
Руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации в организациях.
В управлении по образованию администрации Заводского района г. Минска применяется децентрализованная форма бухгалтерского учета.
При децентрализации учета организационной формой в бюджетных организациях является самостоятельная бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером.
Управление по образованию администрации Заводского района г. Минска составляют и представляют годовую и текущую бухгалтерскую отчетность по установленным формам в определенные сроки на основании данных синтетического и аналитического учета.
3 Учет бюджетного финансирования денежных средств и расходов
Расходы на образование включают расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:
1. Дошкольное образование. Относятся расходы на содержание детских дошкольных учреждений всех типов и наименований (яслей, детских садов, санаторных дошкольных учреждений, дошкольных центров развития ребенка).
2. Общее образование. Относятся расходы на содержание всех типов общеобразовательных школ, в том числе школ для детей с особенностями умственного и физического развития и классов интегрированного обучения, включая дефектологические пункты, специальных школ, лицеев, гимназий.
3. Учебно-воспитательные учреждения специального назначения. Относятся расходы на содержание школ-интернатов всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с отклонениями в поведении; для способных и талантливых детей; санаторных школ-интернатов); школ-интернатов для детей с особенностями умственного и физического развития; детских домов всех типов; центров коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации; детских социальных приютов и другие.
4. Профессионально-техническое образование. Относятся расходы на содержание профессионально-технических колледжей; высших профессиональных училищ; профессиональных лицеев; учебных центров; учебно-курсовых комбинатов и другие.
5. Среднее специальное образование. Относятся расходы на содержание всех типов средних специальных учебных заведений, высших колледжей и суворовского училища.
6. Высшее образование. Относятся расходы по высшим учебным заведениям, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре и магистратуре.
4 Учет расчетных операций
В плане счетов Управления образования администрации Завадского района г. Минска для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен активно-пассивный субсчет 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На субсчете 150 учитываются:
- расчеты с поставщиками за строительные материалы, конструкции и детали, оборудование к установке и т.п., приобретаемые за счет средств, ассигнованных на капитальные вложения;
- расчеты с подрядчиками по конструкциям и деталям, переданным им для строительства и монтажа;
- расчеты с подрядчиками за выполненные строительно-монтажные работы.
По дебету субсчета 150 записываются суммы, перечисленные поставщикам и подрядчикам за оборудование к установке, за строительные материалы для нового строительства, а также стоимость переданных подрядчикам конструкций и деталей, строительных материалов для осуществления строительно-монтажных работ.
По кредиту субсчета 150 отражается стоимость ценностей, полученных от поставщиков на склад, а также суммы выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ, оформленных актом сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.
Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 150 на конец отчетного периода определяют по данным аналитического учета. Аналитический учет ведется по каждому поставщику и подрядчику в книге учета средств и расчетов формы 292.
Поставщики и подрядчики при получении бюджетных средств на капитальные вложения должны использовать их по целевому назначению.
Корреспонденция счетов по субсчету 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками:
Дт Кт Содержание операции
150 100, 101, 102 - перечисление сумм поставщикам и подрядчикам;
040, 041 150 – получение строительных материалов для капитального строительства и оборудования к установке от поставщиков;
150 040, 041 - передача подрядным организациям оборудования к установке и строительных материалов для капитального строительства;
203 150 – отнесение на расходы стоимости выполненных строительно-монтажных работ.
В Управлении образования администрации Завадского района г. Минска к основным средствам относятся активы организации при одновременном выполнении следующих условий:
1) имеющие материально-вещественную форму;
2) предназначенные для использования в деятельности, направленной на достижение целей, ради которых она создана (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством), для управленческих целей;
3) предназначенные для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев;
4) если на момент приобретения активов не предполагается их перепродажа.
Основные средства Управления образования администрации Завадского района г. Минска обслуживают происходящие в этих организациях процессы по удовлетворению социально-культурных потребностей населения, осуществлению функций государственного управления, поэтому они являются непроизводственными основными средствами.
Независимо от стоимости к объектам основных средств относятся: сельскохозяйственные машины и орудия; строительные механизированные инструменты; рабочий, племенной и продуктивный скот; библиотечный фонд; музейные ценности (кроме музейных экспонатов); экспонаты животного мира; документация по типовому проектированию. Сценические и постановочные средства учитываются в составе основных средств при условии, что стоимость их превышает одну базовую величину за единицу.
Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту основных средств (кроме библиотечных фондов) в момент принятия на учет присваивается индивидуальный инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период его нахождения в бюджетной организации. После выбытия данного объекта инвентарный номер не присваивается вновь поступившим основным средствам. Индивидуальный инвентарный номер состоит из восьми знаков, первые три знака обозначают субсчет.
6 Учет отдельных предметов в составе оборотных средств
Отдельные предметы в составе оборотных средств (далее – отдельные предметы) представляют собой активы, имеющие материально-вещественную форму, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не выше 30 базовых величин за единицу, в отношении которых выполняются следующие условия признания:
активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством; организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов; активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев.
Перечень отдельных предметов, учитываемых в составе оборотных средств. Согласно внесенным изменениям к отдельным предметам в составе оборотных средств (далее — предметы) относятся:
предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
предметы независимо от срока их службы, стоимость единицы (комплекта) которых на дату приобретения не превышает величины, установленной учетной политикой организации, в пределах лимита, определяемого Министерством финансов Республики Беларусь. Исключение составляют сельскохозяйственные машины и орудия, строительные механизированные инструменты, рабочий, племенной и продуктивный скот (независимо от вида животных), библиотечные фонды, сценическо-постановочные средства и оборудование, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.
7 Учет расчетов с персоналом по заработной плате и стипендиям
В бюджетных организациях Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь является инструментом тарифного нормирования оплаты труда и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. На ее основе с использованием других элементов тарифной системы (тарифной ставки первого разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника, иных квалификационных справочников) определяются тарифные ставки (оклады) работников.
Оплата труда работников организаций бюджетной сферы основывается на следующих условиях:
- тарифной ставке первого разряда, размер которой утверждается Советом Министров Республики Беларусь;
- тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, определенных по соответствующим должностям;
- других условиях оплаты труда (установление доплат, надбавок, условий премирования и др.), определенных соответствующими решениями Главы государства, Правительства Республики Беларусь и постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Распределение должностей работников бюджетной сферы по тарифным разрядам (коэффициентам) Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь произведено по основным для отрасли категориям работников. В связи с этим выделяются категории работников по отраслевому признаку: здравоохранение, образование, организации науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, организации культуры и искусства и должности работников межотраслевого характера (инженеры, экономисты, бухгалтера, юристы и т.д.). Это распределение зависит от уровня образования и квалификации, степени ответственности в выполняемой работе.
8 Учет внебюджетных средств
Бюджетные организации в процессе осуществления предпринимательской деятельности могут иметь доходы и производят расходы за счет прочих внебюджетных источников.
К доходам за счет прочих внебюджетных источников относятся:
- стоимость излишков материалов, выявленных при инвентаризации, приобретенных за счет внебюджетных средств;
- стоимость поступивших на склад материалов от ликвидации объектов основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств, которые были приобретены за счет внебюджетных источников;
- суммы списанной кредиторской задолженности, образовавшейся по расчетам за счет внебюджетных средств (по истечении срока исковой давности);
- суммы положительных курсовых разниц по операциям, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- и другие доходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
К фактическим расходам, осуществляемым за счет прочих внебюджетных источников, относятся:
- суммы списанных за счет организации недостач материалов, а также безвозмездно переданных материалов, которые приобретались за счет внебюджетных средств.
9 Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций
Бухгалтерский баланс согласно приложению 2 к Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утв. постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 (далее – Инструкция № 22), составляется бюджетными организациями по всем источникам получения средств (бюджетным и внебюджетным).
Периодичность представления бухгалтерского баланса (далее – баланс) – годовая и квартальная.
Подготовительные этапы перед составлением бухгалтерского баланса
До составления баланса производится сверка оборотов и остатков по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета.
Остатки денежных средств на банковских счетах должны быть подтверждены соответствующими банковскими документами и сверены с выписками банков.
Данные, отраженные по статьям годового баланса (на 1 января), должны быть обоснованы данными инвентаризации активов и обязательств. В бухгалтерском учете за декабрь месяц должны быть сделаны записи по отражению расхождений, выявленных во время проведения инвентаризации (п. 20 Инструкции № 22).
Оценка статей бухгалтерского баланса
Основные средства (субсчета 010 – 019) в балансе отражаются по первоначальной или переоцененной стоимости.
Заключение
Эффективное функционирование деятельности предприятия невозможно без соответствующей организации бухгалтерского учета. Учет – такой вид деятельности, целью которого является упорядочение информационных потоков для использования информации в управленческих решениях и сохранении для архива.
Изучив составляющие предмета исследования (организацию бухгалтерского учета на предприятии Управление образования администрации Заводского района г.Минска и отражение полученных результатов хозяйственной деятельности в отчетности), можно сделать вывод, что учет ведется в соответствии с нормативами. На предприятии имеется учетная политика, состоящая из двух разделов: для бухгалтерского и для налогового учета.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется автоматизировано, с использованием учетной системы 1С Предприятие, формирующей учетные регистры синтетического и аналитического учета. Формирование конечных финансовых показателей Бухгалтерского баланса осуществляется на основании данных Главной книги.
В процессе прохождения практики был собран материал для проведения финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия.
В процессе прохождения практики приобретены практические навыки велению финансовой работы, договорной работы, по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и проведению финансового анализа.
Следует отметить, что организация и порядок ведения бухгалтерского учета на объекте практики соответствует Закону Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", а также не противоречит иным нормативно-правовым актам. Методика анализа в полной мере позволяет дать комплексную оценку показателям финансово-хозяйственной деятельности.
1. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Новое знание, 2007. – 631 с.
2. Бариленко, В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / В.И. Бариленко. – М.: Инфра-М, 2014. – 464 с.
3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
4. Данилов, Е.А., Абарникова, В.Е., Шипиков, Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учеб. Пособие. – Мн.: Интерпресссервис, 2003. – 336 с.
5. Головкова, Е.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит в бюджетных организациях: учебно-методическое пособие по написанию курсовых и дипломных работ. / Е.А. Головкова, Н.М., Дорошкевич, А.А. Чернюк. — Минск: БГЭУ, 2009. - 100 с.
6. Нечитайло, А.И., Нечитайло, И.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ А.И. Нечитайло, И.А. Нечитайло. – СПб: Издательство «Феникс», 2014. – 368 с.
7. Об утверждении бланков смет организаций, финансируемых из бюджета: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2002 № 59// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
8. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22//Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
9. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
10. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая – М.: Инфра-М, 2014. – 544 с.
11. Руденков, В.М., Рудак, И.К. Организация деятельности бюджетных и научных учреждений: учеб. пособие/ В.М. Руденков, И.К. Рудак. – Минск: Современная школа, 2008. – 448 с.