Записать вопросы детей разных возрастных групп (дошкольный возраст: 3-4; 4-5; 5-6; 6-7), с которыми они обращаются к взрослым (3-4 вопроса для каждого возраста). Проанализируйте вопросы, дайте классификацию, выявите мотивы обращения детей к взрослым.
Группа №1
(Возраст детей 3-4 года)
Вопросы:
1. Кто жирафа назвал жирафом?
2. Зачем нужна ручка?
3. Почему пена белого цвета?
Группа №2
(Возраст детей 4-5 лет)
Вопросы:
1. Отчего движутся облака?
2. Откуда идет дождь?
3. Зачем косточки в вишне? Все равно их надо выплевывать!
4. Откуда взялась самая первая мама?
Группа №3
(Возраст детей 5-6 лет)
Вопросы:
1. Почему рыба не тонет?
2. Зачем верблюду горб?
3. Почему кошка не ходит в ботинках?
Группа №4
(Возраст детей 6-7 лет)
Вопросы:
1. Почему в году 365 дней?
2. Кто придумал Интернет?
3. Почему у человека пять пальцев?
В повседневной жизни дети задают много вопросов. Вопросы различаются по тематике, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребёнка. Детские вопросы являются важным средством развития их познавательной активности.
Вопросы типа «Кто? Зачем? Что?» и т.д. относятся к вопросам идентификации и обычно их задают дети в возрасте 3-4 лет, что и подтверждает Группа №1. Однако, могут присутствовать вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений. Например, в вопросе №3 ребенок спрашивает о цвете пены (т. е. о качестве предмета).
Общение развертывается на фоне совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром. Ребенок задает вопросы, потому что чувствует потребность в внимании, сотрудничестве и уважении. Познавательный мотив: Взрослый выступает как эрудит источник познания о вне ситуативных объектов, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире. Вопросы в данной группе простые по форме, открытые, что неудивительно для детей данного возраста. Дети хотят получить развернутые ответы и новые знания относительно событий, явлений, предметов окружающего мира. В целом, вопросы детей Группы №1 можно охарактеризовать как проявление познавательной деятельности.