Введение
1 Способы дефинирования правовых понятий
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Основным средством достижения понятийной определенности является логическая процедура дефинирования. Следует заметить, что некоторые логики используют термин «дефиниция» в двух значениях, называя им как логический процесс по раскрытию содержания понятия или установлению значения выражения, так и результат этого процесса. Другие – используют два термина: «дефинирование» и «дефиниция». Термином «дефинирование» обозначается логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия или устанавливается значение выражения. Термином «дефиниция» – результат этой операции. Исходя из принципа однозначности научной терминологии, мы будем использовать два термина: «дефинирование» и «дефиниция» – каждый только в одном, приведенном выше значении.
Дефинирование правовых понятий может осуществляться тремя способами, используемыми в области права: легальным, прикладным либо научным, результатами которых становятся соответственно либо легальные дефиниции, содержащиеся непосредственно в текстах нормативных актов, либо прикладные дефиниции, приводимые в правовых документах ненормативного характера, либо научные дефиниции, излагаемые в квалифицированных научных комментариях законодательства или теоретических научных трудах юристов-ученых.
Следует отметить, что выделение данных способов дефинирования и видов дефиниций осуществляется на основании юридических, а не логических критериев, т.е. учитываются субъекты, осуществляющие дефинирование и источники, в которых содержатся дефиниции, а не логические особенности процесса дефинирования и свойства дефиниций.
Методом исследования выступал общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально-юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, исторического и иных методов познания.
1 Способы дефинирования правовых понятий
Дефинирование правовых понятий может осуществляться тремя способами, используемыми в области права: легальным, прикладным либо научным, результатами которых становятся соответственно либо легальные дефиниции, содержащиеся непосредственно в текстах нормативных актов, либо прикладные дефиниции, приводимые в правовых документах ненормативного характера, либо научные дефиниции, излагаемые в квалифицированных научных комментариях законодательства или теоретических научных трудах юристов-ученых.
Следует отметить, что выделение данных способов дефинирования и видов дефиниций осуществляется на основании юридических, а не логических критериев, т.е. учитываются субъекты, осуществляющие дефинирование и источники, в которых содержатся дефиниции, а не логические особенности процесса дефинирования и свойства дефиниций.
Следует особо отметить юридическую специфику легальных дефиниций. В отличие от научных и прикладных дефиниций, легальные дефиниции носят нормативный характер. Будучи нормативными предписаниями, легальные дефиниции однако не предписывают каких-либо конкретных правил поведения субъектам права, а способствуют единообразному пониманию субъектами языковых знаков, содержащихся в тексте нормативного акта. Данная особенность легальных дефиниций неоднократно указывалась в юридической литературе, в связи с чем они относились к особой группе нормативных предписаний, отличных от типичных по содержанию, структуре и выполняемым функциям. Так, многие европейские исследователи вслед за А. Россом делят нормативные предписания на фундаментальные и предписания действия системы. Фундаментальные предписания непосредственно предписывают определенное поведение субъектам права или предоставляют полномочия на совершение определенных действий. А предписания действия системы не имеют самостоятельного значения и лишь различными способами организуют действие фундаментальных предписаний. Такие предписания некоторые авторы именуют метапредписаниями, потому что они определяют содержание и взаимосвязь других нормативных предписаний.
Советский ученый В.М. Горшенев включил легальные дефиниции в группу нетипичных нормативных предписаний, которые, в отличие от типичных, «лишены традиционной логичности нормы права, не содержат или почти не содержат некоторых ее естественных элементов, в силу чего выглядят композиционно несовершенными, структурно незавершенными. Нетипичные нормативные предписания по отношению к норме права и содержанию всего права имеют субсидиарный характер, выполняют роль обстоятельств, дополняющих всю композицию права, связывающих все его элементы в единую целостность».
Нетипичные нормативные предписания В.М. Горшенев разделил на три группы. В первую группу он объединил нормативные предписания, отличающиеся большей степенью нормативности по сравнению с другими такими предписаниями и содержащие определенный указатель поведения. Это плановые задания, рекомендации, сроки и преюдиции. Ко второй группе В.М. Горшенев отнес нормативные предписания, в которых содержится известная доля условности, допущения. Это презумпции и фикции. В третью группу были включены нормативные предписания, которые выполняют функции своеобразного трафарета. Именно к этой группе он отнес легальные дефиниции и юридические конструкции. «Нормативные свойства легальных дефиниций, - утверждает В.М. Горшенев, - заключаются в том, что они выполняют функции своего рода трафаретных указателей, с помощью которых возможно удостоверить юридическую характеристику определенных фактических обстоятельств или явлений»[1]. Сложно согласиться с В.М. Горшеневым лишь в том, что типичные нормативные предписания обладают логической структурой нормы права, а нетипичные - лишены такой структуры. На наш взгляд, норма права и типичное нормативное предписание имеют различные логические структуры и следует отмечать различие логических структур типичных и нетипичных нормативных предписаний безотносительно к логической структуре нормы права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему курсовой работы «Способы дефинирования правовых понятий» можно сделать ряд выводов. Следует особо отметить юридическую специфику легальных дефиниций. В отличие от научных и прикладных дефиниций, легальные дефиниции носят нормативный характер. Будучи нормативными предписаниями, легальные дефиниции однако не предписывают каких-либо конкретных правил поведения субъектам права, а способствуют единообразному пониманию субъектами языковых знаков, содержащихся в тексте нормативного акта.
Прикладному дефинированию подвергаются менее значимые правовые понятия, неопределенность содержания которых устанавливается в процессе правоприменительной деятельности. Наконец, научным дефинированием охватывается более широкий диапазон правовых понятий – от основополагающих до второстепенных.
Единственным исключением из принципа понятийной определенности являются оценочные понятия. В связи с особой значимостью и наиболее полной научной исследованностью, остановимся на формально-логическом анализе легальных дефиниций. В формальной логике предложены различные классификации дефиниций. Основной классификацией является деление дефиниций на реальные и номинальные, причем в литературе выдвинуты различные критерии разграничения этих двух типов дефиниций. Не менее значимой логической классификацией дефиниций является их деление на явные и неявные. Критерием данной классификации является структура дефиниции. Распространенной логической классификацией дефиниций является также их деление на аналитические и синтетические. Посредством аналитической дефиниции имплицитное содержание какого-либо понятия делается эксплицитным.
1. Антропов, В.Г. Правовая логика: непротиворечивость права / В.Г. Антропов // Философия права. - 2001. - № 1 (3). - С. 62 - 66.
2. Антропов, В.Г. Правовая логика: системность права / В.Г. Антропов. - Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 1999. - 146 с.
3. Антропов, В.Г. Правовая логика: формализация и определимость правовых модальностей / В.Г. Антропов. - Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 1998. - 94 с.
4. Бабаев, В.К. Логические проблемы социалистического права: автореф. … дис. д-ра юрид. наук: 12.00.01 / В.К. Бабаев; ВНИИСЗ. - М., 1980. - 34 с.
5. Власенко Н.А. Язык права / Н.А. Власенко. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1997. - 186 с.
6. Губаева, Т.В. Словесность в юриспруденции: Учебник для вузов по напр. и спец. «Юриспруденция» / Т.В. Губаева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1995. - 301 с.
7. Губаева, Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности / Т.В. Губаева. - М.: НОРМА, 2003. - 160 с.
8. Кнапп, В. Логика в правовом сознании / В. Кнапп, А. Герлох. - М.: Прогресс, 1987. - 310 с.
9. Ковкель, Н.Ф. Логика и язык закона / Н.Ф. Ковкель. - Мн.: Право и экономика, 2009. - 283 с.
10. Нерсесянц, В.С. Право: многообразие определений и единство понятия / В.С. Нерсесянц // Советское гос-во и право. - 1983. - № 10. - С. 10 - 17.