Введение
Глава 1. Анализ теоретических подходов к процессу познания окружающего мира
1.1. История становления диалектики и марксистской философии материализма
Глава 2.Основные идеи марксисткой интерпретации познания
2.1. Принципы и законы материалистической диалектики К.Маркса
2.2. Марксистская теория субъекта и объекта научного познания
Заключение
Список источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Философское представление об окружающей действительности предполагает весьма конкретное понимание о том, что значит наука, как она структурирована и как эволюционирует, каковы ее возможности и что остается вне сферы ее досягаемости. У мыслителей предыдущих столетий можно обнаружить множество значимых догадок, касающихся возрастающей роли науки, а также разработок уникальных методов познания. В рассуждениях о степени познаваемости окружающей действительности среди мыслителей также отмечаются различные подходы, где выделяются две крайние позиции. Одна из них получила наименование гносеологического оптимизма, в соответствии с которой утверждается, что познавательные возможности индивида в принципе не ограничены, и он рано или поздно сможет понять интересующие его законы природы и социума, раскрыть сущность вещей и определить истинную картину мира. В этом контексте следует отметить Г.В. Гегеля, К. Маркса и многочисленных сторонников его философского учения.
Иную позицию занимают агностики, считающие, что полное или даже частичное познание мира, природы вещей и явлений в принципе невозможно. Данные воззрения наиболее характерны для Д. Юма. Как правило, сюда относят и И. Канта, что является спорным и вызывает дискуссию в философском сообществе.
Проблемы, с которыми встречается сегодняшний социум, вынуждают использовать ключевые парадигмы всемирной и отечественной философии. Процесс становления общества в его глобальном историческом формате являлся объектом исследования мыслителей разнообразных временных эпох. Одно из значимых мест в интерпретации процессов формирования научной методологии занимает диалектический материализм К. Маркса. Диалектико-материалистические представления о пространстве, времени и движении строятся на основе предположения о том, что материальная действительность неопределенно разнообразна в своих качественных выражениях, внутренне противоречива и охвачена всеобъемлющим процессом развития.
На сегодняшний день, когда часто упоминается о «прощании с Марксом», идейные взгляды философа на социум, в которых не всегда гармонично сочетались наука и идеология, играют значимую роль в понимании не только событий прошлого, но и современного времени. Во всемирной науке К. Маркса определяют как одного из выдающихся мыслителей, оказавших влияние на становление истории, экономики, социологии, политологии, методологии. «Нормативный идеал Маркса – это общегуманистический образец европейской цивилизации: равенство, справедливость, человечность, любовь, братство, способность к гармоничному сосуществованию», – высказывает свое мнение советский и российский ученый-философ А.А. Гусейнов. Марксистское учение весьма принципиальным образом воздействовало и на воззрения отечественной интеллигенции, и на рассмотрение глобальных вопросов развития нашей страны, что признавалось многими. Советский мыслитель Н.А.Бердяев говорил о нём: «Маркс был интеллектуален, он акцентировал внимание на теории, философии, науке, он не верил в политику, базирующуюся на эмоциях, он придавал огромную значимость формированию сознания и организации».
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОЦЕССУ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Концепция познания традиционно близко переплетается с такими разделами философской науки, как онтология – учение о бытие как таковом, диалектика – учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой в ее различных вариациях и методологией. Так как предметом познания, «ядром» исследования всей гносеологии является человек, то она масштабно применяет сведения философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. При исследовании личности познающего субъекта теория познания исходит из данных психологической науки, физиологии, нейрофизиологии, медицинских знаний. Глобальный и разнообразный материал для обобщающих заключений ей предоставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в комплексе всех своих разносторонних дисциплин, истории философии и науки и др . Опора теории познания на данные сферы человеческой жизни тем более становится необходимой потому, что познавательный процесс обязательно осуществляется в конкретном социокультурном пространстве. Расширение объекта изучения теории познания происходит вместе с обновлением и увеличением ее методологического инструментария: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные итоги и методы узконаправленных наук о познании и сознании, социальных и культурологических дисциплин.
Одним из ключевых вопросов гносеологии является размышление о том, способен ли индивид, человечество в целом производить знание, соответствующее процессам, функционирующим в реальности, получить достоверное знание о мире? Большинство философов и ученых дают утвердительный ответ на данный вопрос. И данную убежденность можно назвать гносеологическим оптимизмом. Скептики ставят под сомнение возможность получения истинного и объективного знания о сущности внешнего мира, считают, что человеческое «знание» не что иное, как озвучивание мнений, которые могут быть или не быть достоверными. Так, Рене Декарт утверждал, что начинать процесс познания необходимо с кардинального сомнения. Чтобы выстроить фундамент новой, рациональной культуры исследователь нуждается в чистой «строительной площадке». А это говорит о том, что следует изначально «расчистить почву» от традиционной культуры. Данную функцию у Декарта выполняет сомнение: все сомнительно, но несомненным остается факт сомнения. Для Декарта сомнение – это не бесполезный скептицизм, а нечто плодотворное, всеобщее и универсальное. Однако последующие скептики, прежде всего Давид Юм, утверждали его преодоление скептицизма недостаточно строгим. Они считали, что из универсального сомнения вовсе нет возможности выбраться. Более того, при универсальном скептицизме исследователь не будет знать даже того, в чем собственно необходимо сомневаться, ибо это тоже ведь есть некое знание. Это послужило основанием выработать такую гносеологическую позицию, приверженцы которой отрицают принципиальную возможность достоверного познания природы – агностицизм (от греческого agnostos – непознаваемый). В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Давид Юм и немецкий философ Иммануил Кант.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МАРКСИСТКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЗНАНИЯ
2.1. Принципы и законы материалистической диалектики К. Маркса
Специфический синтез классической и неклассической формы научности в сфере социологии представляет собой материалистическая теория К.Маркса, а также его последователей. При разработке данной парадигмы мыслитель отталкивался от натуралистических установок позитивизма, призывающих интерпретировать общественные явления как факты и формировать обществоведение по алгоритму естественнонаучных дисциплин, с характерной для них причинно-следственной трактовкой фактов. Объектом исследования в социологической науке марксизма является общество, центральные закономерности его прогресса, а также основные социальные общности и институты. К наиболее значимым принципам диалектики можно отнести принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и принцип изменения и развития.
В классической традиции диалектика предполагает рассмотрение вещей не в изолированном их состоянии, а в целостной всеобщей их взаимосвязи и взаимообусловленности. Не случайно, Ф.Энгельс определяет диалектику как науку о связях. Благодаря многочисленным связям предметы взаимодействуют и таким образом пребывают в изменении и развитии.
Признание универсальной закономерной связи и взаимодействия процессов предметного мира находит свое непосредственное проявление в категории детерминизма, то есть функционирования причинно-следственных связей и зависимостей. В материалистической диалектике теория детерминизма раскрывается в учении о множественных формах объективной взаимоопределенности явлений, учет которых является значимым условием для осуществления практической активности индивида. К.Маркс подчеркивал необходимость из всей совокупности многогранных естественных систем, связей и взаимоотношений выбрать главные и определяющие. Соответствует данному критерию способ производства материальных благ, включающий производительные и производственные отношения. Утверждение причинной обусловленности, оказывающей воздействие на социальное бытие способа производства, является еще одним ключевым положением марксистского учения об обществе. В работе «К критике политической экономии» К.Маркс отмечал, что производство непосредственно материальных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономики народа и эпохи создают базу, из которой появляются государственные учреждения, правовые взгляды, искусство и даже религиозные взгляды людей, из которых они поэтому должны быть интерпретированы, а не наоборот, как это происходило ранее.
Другим важнейшим принципом выступает принцип развития, выражающий глобальный постулат диалектики, с признанием которого соединено заключение о непрерывной изменчивости вещественного мира. Универсальность данного принципа непосредственно наблюдается в практической стороне жизни. В окружающей нас реальности все существует в постоянном преобразовании и развитии; все определенные предметные образования появляются и исчезают, превращаясь в иные качественные состояния. Диалектическое развитие в мире происходит на основе борьбы противоположных сторон, то есть противоречий, которые являются внутренним источником перемены всех предметов. Развитие всегда осуществляет переход вещи в свою противоположность, в качественно иное состояние. Оно выражает не простое количественное изменение предмета, а качественные структурные его преобразования, связанные с появлением новых свойств и признаков, а в некоторых случаях и самих вещей. Необходимо, однако, отметить, что всякое развитие есть изменение, но не всякое изменение может быть развитием, а только то, которое выражает процесс новообразования вещей, переход их в качественно иное состояние [8, c. 46].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день при описании категории практики все чаще употребляются понятия субъекта и объекта, к которым обратился Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе». Он утверждал, что основной недостаток всего ранее существующего материализма – включая и фейербаховский – состоит в том, что предмет, действительность, чувственность рассматриваются лишь в виде объекта, или в виде созерцания, а не как человеческая чувственно-эмоциональная активность, практика, не субъективно.
Для Маркса ключевыми образами практической деятельности были: «обработка природы людьми», т. е. материально-производственная деятельность, и «обработка людей людьми» – социально-трансформирующая работа. К. Маркс называет общественную жизнь практической по природе, благодаря тому, что базой всей социальной жизни считает трудовую деятельность граждан.
Одновременно категория практики явилась основополагающей и для изучения проблем онтологии. Так, по Марксу, понимание сути сознания означает указание на отражение в нем, прежде всего, вещественной материальной стороны жизни людей и всех обстоятельств их общественного бытия. Даже само целеполагание индивида связано, в конечном итоге, с материальными условиями формирования и достижения цели, наличием необходимых средств для ее осуществления. Процесс разработки цели является процессом отражения внешней действительности в форме образа предстоящей практической деятельности.
К. Маркс заключает, что идеалистическая диалектика не дает возможности выявить природу процессов, без диалектического метода природа не раскрывается, но этот метод должен быть методом материалистической диалектики. Существенным считается обращение к действительным явлениям, вещам, источникам реального достоверного знания. Марксистская философия воспринимает связь диалектики – объективной и субъективной – как диалектики природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, концепцией диалектики.
1. Кондрашов, П.К. Философия практики Карла Маркса и материализм / П.К. Кондрашов // Вестн. Ом. ун-та. – 2015. – № 3. – С. 79–84.
2. Любутин, К.Н. Диалектика субъекта и объекта / К.Н. Любутин, Д.В. Пивоваров.— Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1993. – 416 с.
3. Любутин, К.Н. Философия как общая теория субъекта и объекта / К.Н. Любутин, П.Н. Кондрашов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. – 2010. – Вып. 10. – С. 7-22
4. Наумова, Т.В. Марксистская социальная философия как основа для исследования человеческого общества в настоящем и будущем (рецензия на книгу Ю.А. Плетникова «Материалистическое понимание истории и проблемы теории социализма» Москва:Альфа-М, 2008. 368 с.) / Т.В. Наумова // Вестник ОГУ. – 2010. – №7. – С.156-159.
5. Перевалов, В.П. Марксистская теория личности / В.П. Перевалов // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М. : Республика, 1995. – С 157-162.
6. Полатайко, С.В. Исторический материализм К. Маркса и его современная оценка / С.В. Полатайко [и др.] // Вестник МГТУ. – 2012. – №3. – С. 666-671.
7. Рыбаков, Н.С. Проблема человека у раннего Маркса / Н.С. Рыбаков // Вестник Псковского гос. пед. ун-та. – №7. – 2009. – С. 3-28.
8. Рябоконь, Н.В Философия и методология науки : лекции / Н.В. Рябоконь. – Минск : Минский университет управления, 2015. – 288 с.
9. Спирин, А.Д. Становление человека и личности в философии К. Маркса / А.Д. Спирин // Вестник КузГТУ. – 2005. – №4.1. – C. 117-122
10. Удалов, В.Л. Принцип активности субъекта и объекта в познании и научных исследованиях / В.Л. Удалов // Филологическая регионалистика. – 2016. – №1 (17). – С. 5-14
11. Устинов, О.А. Концепция человека в философии К. Маркса: опыт реконструкции / О.А. Устинов // Вестник Пермского ун-та. – 2016. – Вып. 4 (28). – С.14-21.
12. Философия: Учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. – М. : Норма, 2005. – 928 с.
13. Философия: учеб. пособие / Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевича. – Минск : Выш. шк., 2012. – 474 с.
14. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. – Минск : Выш. шк., 2008. – 479 с.
15. Фромм, Э. Вклад Маркса в познание человека / Э. Фромм // Философия и общество. – 1998. – №3. – С. 234-250.
16. Штанько, В. И. Философия и методология науки : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов / В. И. Штанько. – Харьков : ХНУРЭ, 2002. – 292 с.