Введение
1. Воображение нуждается в интеллектуальной подпитке
2. Театр как искусство наблюдения жизни
3. Воображение должно быть активным
4. Кинопленка внутренних видений
Список использованных источников
Введение
Станиславский считал, что умственному и эмоциональному развитию артист должен уделять не меньше внимания, чем развитию физического и голосового аппарата. При этом главным он считал именно воспитание мыслительных способностей. Многие актеры эмоциональны по своей природе. Однако если эмоциональность не подкреплена знаниями и впечатлениями, получается использование эмоций, и игра сильно напоминает истерический припадок. Возможно, неискушенному зрителю такая игра покажется вполне искренней, однако настоящие актеры знают, что способность «выжимать слезу» не имеет никакого отношения к настоящему чувству. Так как чувство не возникает само собой, его появление непосредственно зависит от тех эмоций, событий, интересов, которыми человек живет в реальности. А обработка этих эмоций, событий и интересов - функция мысли.
1. Воображение нуждается в интеллектуальной подпитке
Как известно, воображение для любого человека, занимающегося искусством, очень многое значит. Без воображения не будет артиста, художника, музыканта или писателя. При этом воображение подобно чувству: оно не является само собой, ему нужна пища. И пищу эту предоставляет интеллект, накапливая в памяти различные впечатления. Без интеллектуального «хранилища впечатлений» воображение не будет работать. А это «хранилище» чаще всего можно создать лишь путем целенаправленного усилия, то есть с помощью тренировки. Только единицы обладают великолепной способностью самопроизвольно подмечать все вокруг, получать знания, запоминать события в мельчайших подробностях. Однако и таким одаренным людям трудно представить себе то, чего они никогда в жизни не видели. Ведь артисты на сцене перевоплощаются в самых различных людей. Как советовал Станиславский, «нам, артистам, приходится передавать жизнь человеческого духа, роли всех эпох, народов, существующих и могущих существовать как в реальной действительности, так и в жизни нашего воображения. Для этого нужны огромные знания во всех областях. При этих условиях можно сказать, что не существует в мире того, что не нужно было бы знать артисту, так как все, что существует на свете, может быть в той или иной мере, в том или ином виде изображено в театре». Отсюда следует, что артиста должна интересовать жизнь во всех ее аспектах.
2. Театр как искусство наблюдения жизни
Станиславский все время напоминал, что наблюдательность - это основа для творческого воображения артиста. Он советовал актерам использовать записные книжки для того, чтобы отмечать в них, что впечатляет их в жизни. Он отмечал, что актеры должны брать пример с писателей в этом смысле. Жизнь наблюдать можно не только здесь и сейчас. Важным моментом в развитии воображения является наблюдение из памяти. Вспоминая давно прошедшие события или пережитые эмоции, мы как бы заново наблюдаем и переживаем их, открывая новые подробности.
Театральное искусство основано на наблюдениях, которые приносят на сцену драматург, режиссер и актеры из жизни.
3. Воображение должно быть активным
Воображение – это творческая способность, обладает которой только человек. Творчество можно рассматривать прежде всего, как умение менять мир, трансформировать действительность и создавать что-то новое, не существующее ранее. «Через воображения - писал Константин Сергеевич - можно внутренне перерождать для себя мир вещей. Не нужно его отталкивать. Наоборот, следует включать его в создаваемую воображением жизнь».
Воображение сильно связано с активной деятельностью ума, как и любой вид творчества. Станиславский акцентировал внимание на особой важности этой активности:
Есть инициативное воображение, которое способно работать самостоятельно. Оно может развиться без особых усилий и будет работать настойчиво, неустанно, наяву и во сне. Есть другое воображение, которое лишено инициативы, однако легко схватывает то, что ему подсказывают, и далее продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже относительно легко иметь дело. Но если воображение схватывает, но не развивает подсказанного, то работать становится труднее. А есть такие люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали. Если актер способен воспринимать из показанного лишь внешнюю, формальную сторону без содержания - это признак отсутствия воображения, без которого нельзя стать артистом.
Такое воображение, которое развито без приложения усилия воли, встречается в жизни редко. Тем не менее, многие люди думают, что имеют хорошее воображение. Их заблуждение заключается в том, что они принимают мечтания за воображение. Что такое мечтание? Это блуждание мысли «без руля и без ветрил», которое не имеет никакой цели. Например, человек мечтает побывать за границей, но сам не представляет, где конкретно, когда, с кем и зачем. Мечта остается лишь мечтой - до тех пор, пока человек не начнет планировать поездку. Тогда и включится активное воображение. Оно создает в сознании образы страны, куда собирается отправиться человек, новые встречи, достопримечательности, развлечения и т. д. Строго говоря, воображение - это и есть планирование, с той лишь разницей, что, планируя, мы задаем себе вопрос «что будет, если?..». А воображение дает нам иную установку - «что было бы, если бы?». «Магическое "если бы"» - так говорил Станиславский, подчеркивая способность воображения на самом деле изменять мир - используя действие, которое неизменно следует за активным воображением.
4. Кинопленка внутренних видений
Активное воображение необходимо актеру также и потому, что оно оказывает воздействие не только на сознание самого актера, но и на сознания других людей - его коллег по сцене, зрителей, сидящих в зале. Данный «выход наружу» для воображения возможен лишь в том случае, если перед внутренним взором актера все время проносятся воображаемые им образы. Данные образы Станиславский называл «кинопленкой внутренних видений». Внутренние видения помогают актеру «заражать» зрителей чувствами и мыслями персонажа. Ученица Станиславского М. О. Кнебель вспоминает:
Внутренние видения помогают в борьбе с извечным врагом любого актера - «заболтанностью» текста. Как обогатить и разукрасить новыми красками ту роль, которая играется десятки, а то и сотни раз? Это возможно только с помощью внутренних видений. Важно создавать эти видения в самом начале работы над ролью, и лишь затем учить текст. Как раз об этом говорит Станиславский:
Во-первых, как я уже говорил, не учите текста, пока не изучите досконально его содержание, только тогда он станет нужен. Во-вторых, надо заучивать что-то иное - надо запоминать видение в роли, тот материал внутренних ощущений, который нужен при общении.