ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экологические преступления — преступные посягательства на экологическую безопасность, то есть безопасность окружающей природной среды как условия и средства обитания человека и живых организмов, а в принципе — и их выживания.
В доктрине уголовного права к смежным преступлениям относятся те преступления, которые имеют как совпадающие, так и несовпадающие характеристики. Это означает, что один из смежных элементов преступлений имеет черту, которая отсутствует в другом, но в то же время другая ком-позиция имеет черту, которая отсутствует в первом [1, с. 215].
Экологический вред может быть также причинен совершением определенных преступлений, ответственность за которые предусмотрена за пределами главы 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Наступление экологического времени в таких случаях является очень совпадающим признаком, который порождает сходство соответствующего преступления с преступлением (ями) против экологической безопасности и природной среды.
При наличии связанных преступлений оценка уголовного права должна проводиться на основе следующего общего правила квалификации: норма Уголовного кодекса, которая применяется к совершенному преступлению, подлежит в высшей степени. Однако, чтобы избежать квалификационных ошибок в следственной и судебной практике, важно, основываясь на сравнении характеристик смежных преступлений, выявить несоответствующие признаки, по которым можно провести различие.
В силу своей законодательной структуры некоторые преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления вызваны причинением вреда окружающей среде в его различных разновидностях: экоцид (ст. 131), применение оружия массового уничтожения, запрещенного международным договором (ст. 134 УК) международное гуманитарное право в форме умышленного причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде (п. 2 ст. 136 УК). Эти преступления отличаются от экологических преступлений прежде всего тем, что экологический ущерб в таких случаях приобретает характер экологической катастрофы. Конечно, экологический ущерб этого уровня включает использование специальных средств, которые, очевидно, способны нанести серьезный и обширный ущерб природной среде (оружие массового уничтожения, различные виды боевого оружия и т. д.). Как правило, такой вред может быть причинен совместными и преднамеренными действиями группы лиц. Масштаб ущерба окружающей среде в таких ситуациях таков, что безопасность всего человечества находится под угрозой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Результат геноцида (ст. 127 УК) может опосредованно через экологический вред проявиться в причинении антропогенного вреда группе людей, определённой виновным лицом на основе любого произвольно критерия. При совершении этих международных преступлений экологический вред не обязательно должен обладать большой глубиной поражения компонентов природной среды. Но идентифицировать эти преступления в качестве международных поможет установление целей, которые не свойственны экологическим преступлениям. Предположим, что по факту совершённого взрыва, уничтожившего природный объект, установлено, что виновное лицо стремилось таким образом спровоцировать международные осложнения или дестабилизировать внутренне положение иностранного государства.
Содеянное в таком случае следует квалифицировать не как экологическое преступление, а как международный терроризм – ст. 126 УК.
В главе 19 УК есть ряд норм, в которых предусматривается ответственность за причинение по неосторожности физиологического вреда (причинение смерти по неосторожности (ст. 144 УК), причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности (ст. 155УК)). Элементы несовпадения для экологических преступлений, связанных с причинением по неосторожности смерти человеку, или, повлекших по неосторожности заболевание людей, выражаются в следующем. Во-первых, для экологического преступления физиологический вред, как правило, является вторичным проявлением экологического вреда. Этот момент подчёркнут в уголовном законе даже терминологически. В соответствующих статьях главы 26 УК идёт речь не о причинении по неосторожности соответствующего вида телесного повреждения, а о «заболевании людей». Не исключены ситуации, когда физиологический вред может наступить одновременно с экологическим ущербом. Но в таких случаях физиологический вред является спутником экологического ущерба. Он не может проявиться в объективной действительности самостоятельно. Главное, что причиной возникновения физиологического вреда в любом случае является нарушение норм экологической безопасности. Во-вторых, при совершении экологических преступлений физиологический вред по своему содержанию и характеру проявления является антропологическим. Он содержит в себе опасность изменений на генетическом уровне, что порождает достаточно серьёзные угрозы здоровью будущим поколениям. Этот момент учтён законодателем в санкциях норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, связанные с наступлением антропогенного вреда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представляется, что ограничивать действие ст. 325 УК только причинением имущественного вреда, исключая при этом экологический вред, методологически и практически было бы неправильно.
Радиоактивное заражение в силу специфики свойств ионизирующего излучения имеет тотальный характер.
Радиация способна проникать и поражать фактически любые объекты материального мира, будь то тело человека, имущество или отдельные компоненты природной среды.
Более того, радиоактивное заражение природной среды создаёт реальные угрозы для здоровья людей, не подвергшимся радиоактивному заражению, но оказавшимися впоследствии в заражённой зоне, что согласуется с содержанием объекта уголовно-правовой охраны, предполагаемом главой 29 УК.
Нет различий между этими преступлениями и по субъективным признакам. Хотя совершение этих преступления лицом, обладающим признаками общего субъекта преступления, позволяет провести отграничение от ст. 463 УК, тоже предусматривающей ответственность за нарушение правил обращения, в частности, с радиоактивными материалами.
В ст. 463 УК установлена ответственность за воинское преступление и в соответствие с частью первой примечаний к главе 37 УК субъектом этого преступления может быть только военнослужащий.
Таким образом, если в результате нарушения правил обращения с радиоактивными веществами злой джин вырвется из бутылки, то, о каком преступлении мы должны вести речь: о преступлении против здоровья населения (ст. 325 УК) или о преступлении против экологической безопасности (ст. 278)? Сектор совпадающих уголовно-правовых признаков в данном случае настолько велик, что провести отграничение между этими преступлениями фактически невозможно.
Проблема усугубляется ещё и тем, что ч. 1 ст. 278 УК предусматривает в качестве альтернативного варианта преступного поведения нарушение соответствующих правил обращения с радиоактивными материалами с признаками административной преюдиции, а ч. 2 ст. 278 УК для констатации экологического вреда требует наличие ущерба в крупном размере.
В целях упразднения противоречий в квалификации преступлений целесообразно из ст. 278 УК исключить позицию о нарушении правил безопасности обращения с радиоактивными материалами и отходами [6].
Представляется, что содержание гипотезы и санкции норм, содержащихся в ст. 325 УК, в большей степени соответствует основаниям и условиям криминализации.
1. Кудрявцев, В.Н. Общая теория квалификации преступлений. – 2-е изд., перераб. и дополн. / В.Н. Кудрявцев. – М.: «Юрист», 2004. – 304 с.
2. О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 13: текст по состоянию на 22 дек. 2005 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
3. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З: по состоянию на 2 июля 2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
4. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. А. В. Баркова, В.М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – 1007 с.
5. О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст. ст. 302 - 306 УК): постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 8 // // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Калинин И.Б. Природоресурсное право / И. Б. Калинин. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 2009. – 350 с.
8. Боголюбов С.А. Экологическое право: учеб. для вузов / С.А. Боголю-бов. – Москва: НОРМА, 2001. – 448 с.
9. Бринчук М.М. Экологическое право: Учеб. для вузов. – М.: Юристъ, 2008. – 670 с.
10. Гусев Р.К. Экологическое право: Учеб. пособие. – М., 2007.
11. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: учеб. / Д.М. Демичев. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 494 с.
12. Демичев Д.М. Экологическое право: учеб. пособие / Д.М. Демичев, С.А. Балашенко. – Минск: Ураджай, 1999. – 398 с.
13. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 688 с.
14. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. пособие / О.Л. Дубовик. – Москва: Проспект, 2007. – 688 с.
15. О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 96-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС: Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 1991 г., № 1227-XII (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 141-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. . – Минск, 2019.
18. Об утверждении инструкции о порядке осуществления государственного контроля за охраной и использованием земель: постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 60 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.