ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах [1].
Лексико-грамматическая сторона речи является особенной частью речевого развития дошкольников, особенно с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено тем, что дети рассматриваемой категории сами по себе отстают в речевом развитии, не обладают достаточно сформированным активным лексическим словарем, неправильно употребляют лексические единицы речи, неправильно формируют грамматическую оболочку своего высказывания. В дошкольном возрасте одно из основополагающих направлений логопедической работы по развитию речи является формирование её лексико-грамматического строя. Эта работа необходима для полноценного формирования речи ребенка дошкольного возраста, которая является средством установления долгосрочных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. [8]
Изучением закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития лексико-грамматических возможностей при онтогенетическом развитии речи занимались следующие лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты: В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубряков, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнорович, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и др.
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
В начале второго года жизни словарный запас ребенка все еще невелик - он содержит от 10 до 50 слов, но уже пытается активно использовать эти слова в речевом общении. Первые 50 слов ребенка обычно указывают элементы, на которые ребенок может повлиять.
Тем не менее, ребенок окружен множеством объектов, которые могут действовать сами, и даже больше, которые существуют только в окружающем их мире. Поэтому такие слова, как ложка, стул и куклы, встречаются гораздо чаще в активном словаре ребенка, чем, например, слово - облака. [6]
С одного года, от десяти месяцев до двух лет объем активной лексики ребенка значительно увеличивается и достигает 300 слов. Согласно специальным лингвистическим исследованиям, существительные составляют 60–65% всех слов в языке детей этого возраста, 20–25% глаголов, 10–15% всех других частей речи и почти не имеют союзов в языке. Словарь расширяется очень быстро и новые слова появляются каждый день.
В возрасте двух лет у детей возникает период вопросов «Что это?». Они хотят знать имя мальчика, который пробегал мимо и лаял собаку где-то вдалеке. Когда взрослые не могут удовлетворить интересы ребенка, у детей иногда есть название для одного или другого предмета. Это показатель и в то же время следствие развития более высоких обобщений воспринимаемых предметов и явлений окружающего мира у маленьких детей.
В первой половине второго года жизни ребенок осваивает большое количество названий предметов и действий, которые, однако, все относятся к отдельным предметам и еще не имеют обобщенного значения. Примерно в три года, когда ребенок уже освоил некоторые базовые практические действия, словарь очень быстро расширяется и включает в себя тысячи слов. Кроме того, пассивный словарь содержит от двух до трехсот дополнительных слов, которые ребенок понимает, но не использует на своем языке.
Сильный рост словарного запаса во втором и третьем годах ребенка может быть обусловлен рядом причин. [4]
В данный период в складывающейся системе родного языка формируется так называемая синтагматическая фонетика, которая характеризуется следующими параметрами:
- наличием той или иной акцентной модели при усвоении новых слов. По ведущему способу усвоения новых слов все дети могут быть разделены на две группы;
- стремлением ребенка воспроизвести общий облик слова, часто в ущерб точному воспроизведению его звуко-слоговой структуры. При этом в рамках данного звукокомплекса отдельные артикуляции могут варьироваться;
- унификацией звукового облика слова, уподоблением всех его согласных по месту образования, что приводит к своего рода гармонии согласных,
- усвоение новых слов происходит путем уподобления их готовой фонетической модели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современной концепции развития лексического строя речи отводят значительное место социальному аспекту формирования данного феномена. Другими словами, развитие лексического строя речи неразрывно связано с формированием личности, а также его «корректной» социализации.
Несомненно, если рассматривать социализацию как процесс по принятию индивидом культуры определенного социума, то можно предположить, что рано или поздно перед ним возникнет необходимость овладения языком данного социума с постижением всего глубинного содержания определяемых и определений.
Важно помнить, что и язык в своем сущностном основании – это явление социальное: он является для каждого отдельного индивида носителем традиционного опыта, принадлежащего всему обществу. Соответственно, можно утверждать, что язык выводит сознание личности на уровень социального опыта коллектива, одновременно являясь средством фиксации этого опыта.
На основании анализа основных теоретических концепций формирования лексического строя речи в онтогенезе удалось установить, что данный феномен характеризуется определенной «глубиной», которая зависит не только от уровня освоенности языка, но и от влияния внешних социально-культурных условий в которых происходит процесс формирования личности. Также на глубину лексического строя речи могут влиять количественные и качественные характеристики вербализаторов, определяющих категории рассматриваемого феномена в их парадигматических и синтагматических отношениях.
1. Баринова, И. А. «Языковое сознание»: к вопросу об определении и интерпретации термина / И. А. Баринова, Н. М. Нестерова, И. Г. Овчинникова // Вестник ПНИПУ. – 2010. – № 4. – С. 10–21.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Мысль, 2002. – Т. 2.
3. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: Наука, 2012. -1008 с.
4. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2010. – 400 с.
5. Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. – М.: Прогресс, 2005. – 452 с.
6. Пантелеева, Т. Ю. Языковое сознание как объект исследования гуманитарной парадигмы / Т. Ю. Пантелеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. ‒ Т. 7. ‒ № 1. ‒ С. 92‒95.
7. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
8. Социальная педагогика / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Владос, 2003. – 416 с.
9. Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский; пер. с англ. Б. Ю. Городецкого. – М.: МГУ, 2002. – 123 с.