Введение
1 Формирование языкового сознания как междисциплинарный феномен
2 Языковое сознание в контексте филогенеза
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время научное знание характеризуется наличием необходимого теоретико-методологического базиса для обобщения и осмысления результатов исследований, направленных на разработку проблематики формирования языкового сознания как междисциплинарного феномена. Указанный феномен может быть рассмотрен как единый созидательный конструкт, равно затрагивающий языковую, мыслительную и созидательную деятельность индивида. Данная работа будет направлена на рассмотрение и выявление специфики основных концепций, позволяющих проследить процесс формирования языкового сознания в онтогенезе посредством закономерностей, которые определяют процесс формирования личности в целом.
Исследования по заявленной теме несомненно актуальны, поскольку анализ различных подходов и концепций в изучении языкового сознания положительно скажется на реализации важнейшего научного принципа – принципа целостности. Рассмотрение языкового сознания как междисциплинарного феномена позволит изучить его с точки зрения целостности и многоаспектности в контексте социальной значимости данного феномена в развитии не только личности, но и общества в целом. Также необходимо отметить значимость заявленной темы в разрезе взаимосвязи между кросскультурным общением и культурной интеграцией, а также процессом социализации индивида, т. е. тех процессов, для которых язык и языковое сознание исполняют ключевую роль. Рассматриваемый феномен характеризуется наличием конкретного жизненно важного содержания, поскольку вместе с принятием и использованием множества языковых шаблонов индивид усваивает и совокупность мировоззренческих установок конкретного общества или группы. В связи с чем остро стоит вопрос по определению взаимосвязи между такими фундаментальными категориями как «язык», «сознание», «самосознание» и «формирование личности».
1 Формирование языкового сознания как междисциплинарный феномен
По мнению И. А. Бариновой, Н. М. Нестеровой и И. Г. Овчинниковой «термин “языковое сознание” – один из самых широко используемых в современной лингвистической литературе, но, к сожалению, нужно констатировать, что такое его частое употребление (к тому же в различных контекстах) в определенной степени девальвировало его терминологическую строгость, сделав его неопределенным и весьма расплывчатым» [1, c. 1].
В рамках данной работы будет использоваться определение, предложенное И. Г. Овчинниковой, согласно которому «языковое сознание – широко используемый в психолингвистике термин, … которым принято обозначать с трудом поддающийся определению феномен – вербализуемые лексическими средствами национального языка результаты ментальной деятельности. При более широкой трактовке языковое сознание включает психические механизмы, обеспечивающие процесс речевой деятельности человека» [10, c. 1].
Данное определение является актуальным, поскольку именно психолингвистика стала первой отраслью научного знания, в рамках которой были проведены одни из первых специальных исследований по заявленной теме. В частности, разработкой основных подходов и принципов в изучении языкового сознания занимались Ю. Н. Караулов, С. Д. Кацнельсон, Ю. С. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасов, А. А. Залевская и другие [13, с. 124].
Не менее важно учитывать результаты исследований в рамках семиотики, ведь применение семиотического подхода в полной мере позволяет рассмотреть языковое сознание как сложный феномен, который реализует прагматическую функцию и одновременно находится под ее влиянием.
Язык, сознание и мышление в своем взаимодействии формируют скрытые смыслы, которые индивид и его окружение должны быть готовы интерпретировать, соответственно такая переработка информации и структурирование знаний предполагает обращение исследователей к герменевтическому подходу. Стоит отметить, что в рамках данного подхода взаимодействие языкового сознания (его компонентов) и вербализаторов может быть изучено с применением принципа герменевтического круга.
2 Языковое сознание в контексте филогенеза
Гумбольдт вошел в историю мировой науки как теоретик общего языкознания и основатель философии языка. В своем основном лингвистическом труде «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода» и статье «О мышлении и речи» он затронул вопросы языковой способности человека в контексте филогенеза и онтогенеза, соотношения языка и мышления, слова и понятия.
Известно, что во многих направлениях когнитивной науки принимается концепция нативизма, или учения о врожденности языковых структур. Элементы такого представления характерны и для Гумбольдта, который назвал «непосредственно заложенный в человеке» язык «инстинктом разума» и «интеллектуальным инстинктом».
По Гумбольдту, истинное определение языка может быть только генетическим и в его понимании языковая способность – это врожденные задатки человека к языку. В языке, считает философ, различаются два конститутивных принципа: внутреннее языковое сознание и звук, укладывающийся в определенные формы материи. Материальность воспринимаемого на слух звука можно отделить от самого звука, чтобы более отчетливо представить его артикуляцию [7, с. 97]. Язык обладает, по Гумбольдту, известной автономностью по отношению к мышлению: «… язык есть орган, образующий мысль» [6, с. 75], и мышление не просто зависит от языка вообще, но до известной степени обусловливается каждым конкретным языком, образующим промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. В трактовке Гумбольдта язык не представляет собой прямого отражения мира. В нем осуществляются акты интерпретации мира человеком.
Слово, по Гумбольдту, эквивалентно не самому предмету, а его пониманию в акте языкового созидания. Он утверждает, что «вследствие взаимосвязанности мышления и слова становится ясно, что языки, собственно суть средства не изображения уже познанной истины, а намного более того, – открытия еще дотоле непознанного. Различие между ними заключается не в звуках и знаках, а в мировидении как таковом» [6, с. 61]. Следовательно, язык выходит на реальность не непосредственно, как это было в знаковых конструкциях, а опосредствовано – через семантически переработанные единицы, то есть мышление. Различия в видении предметов, по Гумбольдту, отражаются и в способностях выражения понятий в языках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время существуют все необходимые условия для детального изучения языкового сознания как многоаспектного феномена, что подтверждает возможность применения подходов и методов из таких отраслей научного знания как лингвистика, психолингвистика, этнопсихолингвистика, лингвокультурология, семиотика, герменевтика, педагогика, психология и т. д. Вместе с тем, такая многоаспектность обуславливает факт отсутствия единого определения сущности языкового сознания, а, соответственно, и единой концепции к его изучению.
Современные теоретические концепции развития языкового сознания отводят значительное место социальному аспекту формирования данного феномена. Другими словами, развитие языкового сознания неразрывно связано с формированием личности, а также его «корректной» социализации. Несомненно, если рассматривать социализацию как процесс по принятию индивидом культуры определенного социума, то можно предположить, что рано или поздно перед ним возникнет необходимость овладения языком данного социума с постижением всего глубинного содержания определяемых и определений. Важно помнить, что и язык в своем сущностном основании – это явление социальное: он является для каждого отдельного индивида носителем традиционного опыта, принадлежащего всему обществу. Соответственно, можно утверждать, что язык выводит сознание личности на уровень социального опыта коллектива, одновременно являясь средством фиксации этого опыта.
На основании анализа основных теоретических концепций формирования языкового сознания в онтогенезе удалось установить, что данный феномен характеризуется определенной «глубиной», которая зависит не только от уровня освоенности языка, но и от влияния внешних социально-культурных условий в которых происходит процесс формирования личности. Также на глубину языкового сознания могут влиять количественные и качественные характеристики вербализаторов, определяющих категории рассматриваемого феномена в их парадигматических и синтагматических отношениях.
1. Баринова, И. А. «Языковое сознание»: к вопросу об определении и интерпретации термина / И. А. Баринова, Н. М. Нестерова, И. Г. Овчинникова // Вестник ПНИПУ. – 2010. – № 4. – С. 10–21.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Мысль, 1982. – Т. 2.
3. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: Наука, 2012. -1008 с.
4. Глухов, В.П. Психолигнвистика. Теория речевой деятельности./ В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007.
5. Глухов, В.П. Теоретические концепции формирования языкового сознания в онтогенезе / В. П. Глухов // Основы психолингвистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-287.shtml.
6. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2000. – 400 с.
7. Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. – М.: Прогресс, 1985. – 452 с.
8. Леонтьев, А. Н. Язык и сознание / А. Н. Леонтьев // Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://smogendrr.ru/psybooks/leontev-an-lekczii-po-obshhej-psixologii.
9. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; под редакцией Е. Д. Хомской // § библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml.
10. Овчинникова, И. Г. Что скрывается за термином «языковое сознание»? / И. Г. Овчинникова // Филологические заметки [Электронный ресурс]. – ПГНИУ, 2008. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21408873.
11. Пантелеева, Т. Ю. Языковое сознание как объект исследования гуманитарной парадигмы / Т. Ю. Пантелеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. ‒ Т. 7. ‒ № 1. ‒ С. 92‒95.
12. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
13. Социальная педагогика / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Владос, 2003. – 416 с.
14. Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский; пер. с англ. Б. Ю. Городецкого. – М.: МГУ, 1972. – 123 с.
15. Chomsky N. Cartesian Linguistics: A Chapter in the History of Rationalist Thought. -New York: Harper and Row, 1966.