1. Наследование признаков при моно-, ди- и полигибридных скрещиваниях. Законы Г. Менделя.
2. Хромосомная теория наследственности Моргана и ее доказательства. Сцепление генов и кроссинговер.
3. Молекулярные механизмы генетических процессов: репликация, транскрипция, трансляция и их роль в реализации наследственной информации.
4. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная (комбинативная, мутационная, модификационная) изменчивость. Генные, хромосомные, геномные мутации. Спонтанный и индуцированный мутационный процесс.
5. Медицинская генетика. Значение генетики для медицины. Этиология наследственных болезней. Классификация наследственных болезней. Диагностика и профилактика наследственной патологии.
6. Строение и морфология хромосом человека. Нормальный кариотип человека в митозе и мейозе. Идиограмма. Индивидуальные характеристики хромосом человека. Классификация хромосом в кариотипе человека. Современная номенклатура хромосом человека.
7. Общие закономерности генетического действия ионизирующей радиации. Относительная генетическая эффективность (ОГЭ) ионизирующих излучений разных типов. Зависимость доза-эффект. Роль фактора времени. Зависимость эффекта фракционирования от величины дозы.
8. Общая характеристика и отличия видового и приобретённого иммунитета.
9. Фагоцитоз, роль в обеспечении иммунитета. Механизм фагоцитарной реакции.
10. Взаимодействие антитела с антигеном: механизмы и закономерности формирования иммунного комплекса.
11. Эффекторные реакции клеточного иммунного ответа.
12. Экологические факторы, обладающие иммунотропной активностью: группы факторов, влияние на иммунитет и иммунную систему.
13. Влияние факторов окружающей среды на кроветворение. Изменения системы крови при лучевой болезни и массивной радиотерапии.
14. Обмен железа в организме. Железодефицитные анемии: этиология, патогенез, лабораторная диагностика.
15. Инструментальные методы диагностики в пульмонологии.
16. Лабораторная диагностика заболевания почек.
17. Методы диагностики заболеваний пищеварительной системы.
18. Основные этиологические и экологические факторы в развитии пульмонологических заболеваний. Наиболее грозные осложнения бронхо-легочной патологии.
19. Характеристика желез внутренней секреции человека и гормонов, выделяемых ими.
20. Химическая классификация гормонов и их основные свойства.
21. Определение понятия «опухоли». Основные биологические особенности опухолей; методы экспериментального воспроизведения новообразований.
22. Пути и механизмы выведения лекарств из организма. Возможности управления выведением лекарств.
23. Побочные и токсические эффекты лекарственных веществ. Тератогенное, эмбриотоксическое, мутагенное действие лекарств.
24. Единицы дозы излучения и радиоактивности.
25. Индивидуальная радиочувствительность.
26. Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений.
27. Действие ионизирующих излучений на биологические мембраны.
28. Действие ионизирующих излучений на клетку.
29. Учение об этиологии. Классификация этиологических факторов болезни. Понятие о полиэтиологических заболеваниях и факторах риска.
30. Учение о патогенезе. Определение понятия “патогенез”. Роль “порочных кругов” в развитии болезни. Патологические и компенсаторно-приспособительные реакции организма.
31. Воспаление, его биологическое значение. Стадии воспаления. Общие реакции, внешние проявления, классификация воспаления.
32. Характеристика опухолевого роста. Основные биологические особенности опухолей. Методы экспериментального воспроизведения опухолей.
33. Факторы окружающей среды, формирующие здоровье населения.
34. Эндогенные факторы организма, определяющие основные показатели здоровья в процессе жизни человека (раса, пол, возраст, темперамент, конституция).
35. Методы лабораторного контроля воздушного бассейна, водной среды и почвы за содержанием основных токсических веществ.
36. Мутагенное, эмбриотоксическое, канцерогенное действие вредных веществ.
37. Астенические состояния (причины, виды, профилактика, реабилитация).
38. Экологическая реабилитация.
39. Современное учение об эпидемическом процессе. Основные движущие силы эпидемического процесса. Эпидемиологическая значимость различных источников инфекции.
40. Механизмы и пути передачи возбудителей инфекций. Связь механизма передачи с локализацией возбудителя в организме хозяина. Горизонтальные и вертикальный механизмы передачи.
41. Характеристика традиционных проявлений эпидемического процесса Проявления эпидемического процесса в многолетней, годовой динамике.
42. Противоэпидемические и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекционных болезней среди населения.
43. Профессиональные вредности. Профессиональный риск. Гигиеническая классификация условий труда по степени вредности и прогнозируемого профессионального риска.
1. Наследование признаков при моно-, ди- и полигибридных скрещиваниях. Законы Г. Менделя.
Моногибридное скрещивание – родители отличаются друг от друга по одной паре альтернативных признаков. При скрещивании гороха с пурпурными и белыми цветками в первом поколении все потомство имело пурпурные цветки (АА*аа = Аа и Аа) – закон единообразия первого поколения – 1 закон Менделя.
2. Хромосомная теория наследственности Моргана и ее доказательства. Сцепление генов и кроссинговер.
Многие исследователи независимо друг от друга приходили к одинаковым выводам. К первому десятилетию ХХ века было известно о роли хромосом в наследовании, был введён в употребление термин «ген», были выявлены половые хромосомы и способы передачи наследственной информации. Знаковой работой стало исследование под руководством Моргана.
3. Молекулярные механизмы генетических процессов: репликация, транскрипция, трансляция и их роль в реализации наследственной информации.
Передача генетической информации осуществляется с помощью трех механизмов: репликации, транскрипции, трансляции.
Репликация (досл. «удвоение» ДНК) – это многоэтапный, упорядоченный процесс, идущий по матрице ДНК в направлении 5`à3`, в результате которого из каждой молекулы ДНК образуется 2 абсолютно идентичные, «дочерние» ДНК.
4. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная (комбинативная, мутационная, модификационная) изменчивость. Генные, хромосомные, геномные мутации. Спонтанный и индуцированный мутационный процесс.
Изменчивость — способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости, организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания.
5. Медицинская генетика. Значение генетики для медицины. Этиология наследственных болезней. Классификация наследственных болезней. Диагностика и профилактика наследственной патологии.
Для развития медицины генетика сделала многое, в том числе и помогла, раскрыть течение многих заболеваний, благодаря чему удалось синтезировать необходимые лекарства.
6. Строение и морфология хромосом человека. Нормальный кариотип человека в митозе и мейозе. Идиограмма. Индивидуальные характеристики хромосом человека. Классификация хромосом в кариотипе человека. Современная номенклатура хромосом человека.
Хромосо́мы (др.-греч. χρῶμα — цвет и σῶμα — тело) — нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки (клетки, содержащей ядро), которые становятся легко заметными в определённых фазах клеточного цикла (во время митоза или мейоза).
7. Общие закономерности генетического действия ионизирующей радиации. Относительная генетическая эффективность (ОГЭ) ионизирующих излучений разных типов. Зависимость доза-эффект. Роль фактора времени. Зависимость эффекта фракционирования от величины дозы.
Вопросы действия ионизирующих излучений на наследственность имеют громадное значение. В настоящее время ими занимается специальный раздел науки – радиационная генетика. К генетическим эффектам относятся наследственные заболевания, уродства и другие пороки развития, возникающие в потомстве облученных родителей, как следствие радиационных мутаций в их зародышевых клетках. Еще в 30-тых годах 19-го века было обнаружено, что рентгеновские лучи вызывают повышенную частоту появления мутантных потомков у дрозофил, родителей которых подвергали облучению.
8. Общая характеристика и отличия видового и приобретённого иммунитета.
Иммунная система – важнейшая система, необходимая для выживания организма. В нее входят клетки и ткани, защищающие наш организм от различных повреждающих факторов и инфекций. Иммунная система обеспечивает иммунитет, то есть способность организма бороться с инфекциями и другими патогенными факторами без признаков болезни. Иммунитет подразделяется на два типа: врожденный и приобретенный. Чем схож и чем отличается врожденный и приобретенный иммунитет?
9. Фагоцитоз, роль в обеспечении иммунитета. Механизм фагоцитарной реакции.
Фагоцитоз — это уничтожение чужеродного объекта и представление антигена для запуска цепи иммунных реакций, приводящих к формированию иммунитета. Функция фагоцитоза является центральной, поскольку она запускает секрецию обширного круга биологически активных веществ широкого спектра действия, в том числе медиаторов иммунного ответа, реакции воспаления, а также обеспечивает процессинг и представление антигена.
10. Взаимодействие антитела с антигеном: механизмы и закономерности формирования иммунного комплекса.
Антитела обладают способностью отличать один антиген от другого. Они взаимодействуют только с теми антигенами (за редким исключением), против которых они выработаны и подходят к ним по пространственной структуре. Эта способность антитела получила название комплиментарное. Специфичность антитела обусловлена химической структурой, пространственным рисунком антидетерминант.
11. Эффекторные реакции клеточного иммунного ответа.
Эта форма иммунного ответа необходима для уничтожение вирус-поражённых и опухолевых клеток.
Клетками-эффекторами являются Т-лимфоциты-киллеры с фенотипом CD3+CD8+, клон которых формируется в рамках Т-клеточного иммунного ответа и функционирует под регуляторным воздействием ИЛ-2,12.
12. Экологические факторы, обладающие иммунотропной активностью: группы факторов, влияние на иммунитет и иммунную систему.
Иммунотропные экологические факторы:
Природные: излучение (ультрафиолет, естественная радиация), температура, уровень микроэлементов и др.
13. Влияние факторов окружающей среды на кроветворение. Изменения системы крови при лучевой болезни и массивной радиотерапии.
Система крови прямо и опосредовано реагирует на воздействия различных факторов. Особенностью крови как функциональной системы является то, что она объединяет работу многих физиологических систем организма. Поэтому реакция системы крови часто оказывается в поле зрения авторов, занимающихся проблемами воздействия производственных, экологических, физических и химических факторов, окружающих человека.
14. Обмен железа в организме. Железодефицитные анемии: этиология, патогенез, лабораторная диагностика.
У взрослого здорового человека в среднем содержится около 3-4 г железа (40-50 мг Fe/кг массы тела). Около 60 % (2,4 г) всего железа находится в гемоглобине, а примерно 30% железа входит в состав ферритина - депо железа. Депо железа - величина непостоянная, и определяется разницей между поступившим и выделенным из организма железом. Около 9% железа находится в миоглобине, белке, переносящем кислород в мышцах.
15. Инструментальные методы диагностики в пульмонологии.
Одной из актуальных задач современной пульмонологии является создание единых стандартов диагностики и лечения различных заболеваний легких. Диагноз необходимо строить на основании данных анамнеза, клинических, лабораторных и других видов исследований.
16. Лабораторная диагностика заболевания почек.
Исследование мочи позволяет судить о характере и выраженности пат процесса в почках.
Определение физических свойств.
Кол-во мочи, выделяемой почками у здорового чел. 0,8-1,5 л в сутки. Частота мочеиспускания 3-4 раза в сутки (частое мочеиспускание - палакиурия, расстройство мочеиспускания – дизурия, ночное – никтурия).
17. Методы диагностики заболеваний пищеварительной системы.
Физикальные методы обследования. Разумеется, первым шагом на пути к установлению диагноза является консультация у специалиста. Необходимо подробно ответить на все вопросы гастроэнтеролога или терапевта, который по вашим жалобам сможет составить общую картину заболевания. Далее специалист приступает к более детальному осмотру, который включает в себя такие методы, как пальпация, аускультация, перкуссия.
18. Основные этиологические и экологические факторы в развитии пульмонологических заболеваний. Наиболее грозные осложнения бронхо-легочной патологии.
Заболевания органов дыхания распространены достаточно широко во всём мире. Согласно данным Европейского респираторного общества, более 25 % всех больных, ежедневно обращавщихся за медицинской помощью в конце 90 гг. ХХ века, страдали патологией дыхательных путей.
19. Характеристика желез внутренней секреции человека и гормонов, выделяемых ими.
Железы внутренней секреции (ЖВС) – вырабатывают гормоны, т.е. биологические активные вещества, которые вызывают специфические изменения обмена веществ, функций и структуру других органов и тканей.
20. Химическая классификация гормонов и их основные свойства.
По химическому строению гормоны делят на 3 группы:
1. пептидные или белковые;
2. производные аминокислот;
3. стероидные
4. производные арахидоновой кислоты – эйкозаноиды (оказывают местное действие)
21. Определение понятия «опухоли». Основные биологические особенности опухолей; методы экспериментального воспроизведения новообразований.
Опухоль - патологическое разрастание тканей, состоящих из качественно изменившихся клеток, ставших атипичными в отношении дифференцировки, характера роста и передающих эти свойства при последующем делении. Все опухоли подразделяют в зависимости от их потенций к прогрессии и клинико-морфологических особенностей на две основные группы: доброкачественные опухоли, злокачественные опухоли.
22. Пути и механизмы выведения лекарств из организма. Возможности управления выведением лекарств.
Выведение лекарственных и других веществ из организма носит название экскреция. Более широким является термин элиминация, включающий обезвреживание лекарственных и других веществ путем выведения (экскреции) и путем биотрансформации (метаболизма).
23. Побочные и токсические эффекты лекарственных веществ. Тератогенное, эмбриотоксическое, мутагенное действие лекарств.
Побочные эффекты – те эффекты, которые возникают при применении веществ в терапевтических дозах и составляют спектр их фармакологического действия {анальгетик морфин в терапевтических дозах вызывает эйфорию}, могут быть первичными и вторичными.
24. Единицы дозы излучения и радиоактивности.
Доза излучения — величина, используемая для оценки воздействия ионизирующего излучения на любые вещества, ткани и живые организмы.
25. Индивидуальная радиочувствительность.
Радиочувствительность — это чувствительность биологических объектов к действию ионизирующих излучений. Синонимом данного понятия служит радиопоражаемость.
26. Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений.
Прямое действие ионизирующих излучений — такие изменения, которые возникают в результате поглощения энергии излучения самими молекулами, а поражающее действие связано с актом возбуждения и ионизации атомов и макромолекул (т. е. с утерей или приобретением электрона самими рассматриваемыми молекулами («мишенями»).
27. Действие ионизирующих излучений на биологические мембраны.
При облучении биологической ткани ионизирующими излучениями схематично все процессы можно выразить следующим образом: физический этап (поглощение энергии), физико-химический этап (возбуждение атомов или их ионизация), химический этап (образование свободных радикалов), биомолекулярные повреждения (изменения молекул белков, нуклеиновых кислот), биологические и физиологические изменения в организме.
28. Действие ионизирующих излучений на клетку.
Клетка – это сложная динамическая система макромолекул, которые выполняют важные физиологические функции, поэтому воздействие на нее ионизирующего излучения может привести к самым разным последствиям, в том числе и к резко негативным. Понять, какой именно эффект окажет на клетку тот или иной вид излучения, а также та или иная доза излучения, можно, только хорошо представляя себе, какие изменения происходят в клеточных органеллах и в их взаимоотношениях друг с другом.
29. Учение об этиологии. Классификация этиологических факторов болезни. Понятие о полиэтиологических заболеваниях и факторах риска.
Этиология – это учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней. В более узком смысле термином "этиология" обозначают причину возникновения болезни или патологического процесса. Изучая этиологию, мы отвечаем на вопрос: почему, в силу каких причин и условий возникло заболевание.
30. Учение о патогенезе. Определение понятия “патогенез”. Роль “порочных кругов” в развитии болезни. Патологические и компенсаторно-приспособительные реакции организма.
Патогенез –учение о механизмах развития, течения и исходах болезней. Наиболее полно отражает содержание понятия «патогенез» следующее определение. Патогенез – это совокупность механизмов, включающихся в организме при действии на него патогенных факторов и проявляющихся в динамическом стереотипном развертывании ряда функциональных, биохимических и морфологических реакций организма, обусловливающих возникновение, развитие и исход заболевания
31. Воспаление, его биологическое значение. Стадии воспаления. Общие реакции, внешние проявления, классификация воспаления.
Воспаление- это типовой патологический процесс, заключающийся в преимущественно защитной реакции организма на различные болезнетворные воздействия, выражением которой является повреждение тканей (альтерация), нарушение микроциркуляции с повышением сосудистой проницаемости, экссудация и эмиграция лейкоцитов, а также образование новых тканевых элементов, т.е. пролиферация.
32. Характеристика опухолевого роста. Основные биологические особенности опухолей. Методы экспериментального воспроизведения опухолей.
Опухолевый рост представляет собой беспредельную и неконтролируемую пролиферацию клона из одной опухолевой клетки с одновременным ослаблением процессов клеточного созревания. При этом отчетливо проявляется закономерность: чем менее дифференцирована клетка опухоли, тем более она злокачественна. Различают доброкачественные и злокачественные опухоли. Это разделение основано на оценке внешних особенностей новообразования в целом и особенностей составляющих его клеток: их морфологии, темпа и характера роста, поведения и влияния на организм.
33. Факторы окружающей среды, формирующие здоровье населения.
Среди факторов, формирующих здоровье населения, гигиеническая наука выделяет: наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания — гемофилию, дальтонизм, атаксию, альбинизм и др.); эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний — флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит и др.)
34. Эндогенные факторы организма, определяющие основные показатели здоровья в процессе жизни человека (раса, пол, возраст, темперамент, конституция).
К числу эндогенных факторов относятся: наследственность; иммунологическая реактивность; структурно-функциональный гомеостаз; влияние беременности и родов на развитие ребенка; физическое развитие и подготовленность; внутренняя мотивация к здоровому образу жизни и др., а также возраст, пол, тип конституции, группа крови и пр. Эти эндогенные факторы занимают около 20% во влиянии на общее здоровье человека.
35. Методы лабораторного контроля воздушного бассейна, водной среды и почвы за содержанием основных токсических веществ.
Состояние воздушного бассейна промышленных районов определяется главным образом уровнем развития техники очистки дымовых и других газов промышленных установок. Анализируется состояние воздушного бассейна по городам и промышленным центрам, а также по территориальным зонам их влияния.
36. Мутагенное, эмбриотоксическое, канцерогенное действие вредных веществ.
Канцерогенами называются химические вещества, воздействие которых достоверно увеличивает частоту возникновения опухолей или сокращает период их развития у человека или животных.
37. Астенические состояния (причины, виды, профилактика, реабилитация).
Астени́я (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие), астеническое состояние, астенический синдром, астеническая реакция, нервно-психическая слабость, синдром хронической усталости — болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.
38. Экологическая реабилитация.
Можно сколько угодно говорить о вредном производстве, о загрязнении окружающей среды, это не даст большого эффекта. К основным причинам можно отнести отсутствие общественного интереса к экологической проблеме, слабая техническая база производства и нехватка необходимых инвестиций, неразвитость рыночных отношений, несформированность правового и гражданского обществ.
39. Современное учение об эпидемическом процессе. Основные движущие силы эпидемического процесса. Эпидемиологическая значимость различных источников инфекции.
Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний. Эпидемический процесс обуславливает непрерывность взаимодействия трех его элементов…
40. Механизмы и пути передачи возбудителей инфекций. Связь механизма передачи с локализацией возбудителя в организме хозяина. Горизонтальные и вертикальный механизмы передачи.
Патогенные микробы в процессе эволюции выработали способность проникать в организм через определенные ткани. Место их проникновения получило название входных ворот инфекции. После проникновения возбудитель локализуется в определенных органах и системах. В зависимости от локализации возбудителя, способы выведения его из организма сохраняют свое постоянство. Это позволило выделить четыре основных механизма передачи инфекционных заболеваний.
41. Характеристика традиционных проявлений эпидемического процесса Проявления эпидемического процесса в многолетней, годовой динамике.
Эпидемический процесс как процесс взаимодействия неоднородных популяций паразита и хозяина при определенных, необходимых и достаточных социальных и природных условиях проявляется заболеваемостью. Заболеваемость имеет качественную и количественную характеристики.
42. Противоэпидемические и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекционных болезней среди населения.
Профилактика (prophylaktikos -- предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
43. Профессиональные вредности. Профессиональный риск. Гигиеническая классификация условий труда по степени вредности и прогнозируемого профессионального риска.
Профессиональные вредности — это различные факторы производства, оказывающие неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и работоспособность человека. Источники профессиональных вредностей чаще всего обусловлены несовершенством производственных процессов, технологии и нерациональной конструкцией оборудования.