Философия
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Философия»
по дисциплине: «Философия»
2021
15.00 BYN
Философия
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Философия
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
1. Природа философского знания и основные разделы философского знания.
2. Специфика философствования.
3. Основной вопрос философии (материалистическое и идеалистическое умонастроения о природе Абсолютного Первоначала).
4. Восточные школы философствования: индийская философия, буддизм, даосизм и конфуцианство (основные идеи и понятия).
5. Античная модель понимания бытия (общая характеристика).
6. Средневековая (религиозная) модель понимания бытия (общая характеристика).
7. Философия самосознания Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Фр. Бэкон о «путях» и «идолах» познания.
8. Гегелевская модель Абсолютного Первоначала.
9. Марксистская трактовка исторического развития общества (общественно-экономические формации, проблема отчуждения, классы, социальные революции, коммунизм)
10. Психоаналитическая философия (Фрейд и Юнг).
11. Экзистенциализм о специфике подлинного человеческого существования.
12. Социальная философия: Материальная и духовная сферы бытия общества
13. Социальная философия: экономическая и политическая сферы бытия общества
14. Социальная философия: Сущность глобализации и её основные сценарии.
15. Социальная философия: Формационный и цивилизационный подход к анализу общества.
16. Представления о Времени в науках, общественной жизни и философии.
17. Представления о Пространстве в науках, общественной жизни и философии.
18. Мировоззренческие версии решения вопроса о познаваемости бытия. Аргументы агностицизма.
19. Исходные методологические посылки теории познания как теории отражения.
20. Категория практики. Практика как основа познания, цель познания и критерий истинности.
21. Проблема истинности познания. Объективная, абсолютная и относительная Истины.
22. Понятие развития. Исторические версии диалектической методологии познания бытия.
23. Закон единства и борьбы противоположностей (мировоззренческое значение и характеристика основных понятий).
24. Специфика социальных противоречий.
25. Понятие отрицания. Закон отрицания отрицания и его основные характеристики.
26. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
27. Синергетика как современная общенаучная методология осмысления процессов развития (основные понятия и проблемы)
28. Представления о Материи в истории философии.
29. Категория движения в истории философии.
30. Сознание и его отличие от иных форм отражения.
31. Уровни, формы и методы научного познания.
32. Мифологическая предыстория философских идей.
33. Философия постмодернизма.
1.Природа философского знания и основные разделы философского знания.
Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Задачи философии – изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично – материя или сознание?», «В чём смысл жизни?» и другие.
Философия, в отличие от науки, религии и искусства, не ограничивается каким-нибудь одним предметом или сферой реальности и пытается охватить в своей деятельности и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. При этом она признает в качестве средств освоения этих миров и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство. Ф. имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, но в то же время значительно отличается от этих форм духовной культуры прежде всего своим масштабом. Поэтому можно определить философию как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мироздание, и человека.
3.Основной вопрос философии (материалистическое и идеалистическое умонастроения о природе Абсолютного Первоначала).
Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?
В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.
5.Античная модель понимания бытия (общая характеристика).
Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
– натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
– гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
– классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
– период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);
– неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
7.Философия самосознания Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Фр. Бэкон о «путях» и «идолах» познания.
В Новое время активно развивается наука, появляется множество открытий, и всё это оказывает огромное влияние на развитие философии и особенности философской мысли. В этот период происходит разрушение антропоцентризма. Европейская философия Нового времени развивалась по двум направлениям: рационализм; эмпиризм.
Рационализм (от лат. ratio — разум) – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
9.Марксистская трактовка исторического развития общества (общественно-экономические формации, проблема отчуждения, классы, социальные революции, коммунизм).
Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического). Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека.
Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
11.Экзистенциализм о специфике подлинного человеческого существования.
Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине XIX века, а в 20-е — 70-е годы XX века приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
13.Социальная философия: экономическая и политическая сферы бытия общества.
Социальная философия – это раздел философии, описывающий общество, его законы, исторические формы, выявляющий логику социальных процессов, а также законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе.
Функции социальной философии:1) гносеологическая функция; 2) методологическая функция; 3) интеграция и синтез социального знания; 4) прогностическая функция; 5) мировоззренческая функция; 6) аксиологическая, или ценностная, функция; 7) социальная функция; 8) гуманитарная функция.
В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.
15.Социальная философия: Формационный и цивилизационный подход к анализу общества.
Социальная философия – это раздел философии, описывающий общество, его законы, исторические формы, выявляющий логику социальных процессов, а также законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе.
Два подхода к развитию общества:
1. Формационный подход – разработан в рамках марксизма (исторический материализм) и характеризуется идеей о том, что общество в своём развитии проходит через определённые, закономерно сменяющие друг друга исторические этапы — общественно-экономические формации.
Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, который является базисом, основой данного типа общества, то есть определяет его основные черты.
17.Представления о Пространстве в науках, общественной жизни и философии.
ПРОСТРАНСТВО – отношение между сосуществующими во времени объектами, порядок их рядоположенности и протяженности.
С позиций астро-физико-механического взгляда на пространство оно: трехмерно (т.е. характеризуется тремя измерениями: высотой, длиной и шириной); однородно (все «места» в пространстве бытийно равноценны и тождественны между собой, в пространстве нет привилегированных «систем отсчета»); изотропно (в пространстве отсутствуют приоритетные направления, в силу чего понятия «верх», «низ», «правое», «левое», «вперед», «назад» условны и антропологичны);бесконечно и безгранично
«Пространство Живого и Жизни»:1) неоднородно (ибо в нем существуют «дискомфортные» для биологического самочувствия и выживания «геопатогенные зоны», разнообразные климатические пояса, «места» водопоев, ночевок, охот, брачных игр и т.п.) и 2) неизотропно (по причине того, что сама возможность появления жизни связана с биологической ассиметрией «правого» и «левого», мутационными сдвигами наследственных цепочек).
19.Исходные методологические посылки теории познания как теории отражения.
Под отражением понимается свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем.
В неживой природе отражение пассивно по своей сути, оно не меняет характер объектов (например, след метеорита, упавшего на Землю).
Возникновение органической природы формирует качественно новую форму отражения, основной характеристикой которой становится целесообразность реакции воспринимающей отражение системы.
Наиболее простой уровень отражения, присущий живой материи, проявляется в форме раздражимости. Раздражимость представляет собой способность организма к простейшим ответным реакциям на воздействие среды. Это уже избирательное реагирование живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение. Характерна такая форма отражения для простейших живых организмов (амёба, инфузория).
21.Проблема истинности познания. Объективная, абсолютная и относительная Истины.
Целью познания является достижение истины, то есть получения достоверных знаний о вещах, явлениях. Существует несколько представлений об истине. Наиболее распространенной является классическая концепция истины.
В рамках классической концепции под истиной понимается соответствие знаний действительности, то есть более или менее полное совпадение наших знаний о вещах с самими вещами. Классическая концепция характеризует истину по нескольким основным параметрам. С точки зрения содержания обычно говорят об объективности истины. При этом имеют в виду, что содержание истинного знания определяется самим объектом знания, а не какими-то другими факторами.
С точки зрения полноты отражения действительности различают истину относительную и истину абсолютную.
23.Закон единства и борьбы противоположностей (мировоззренческое значение и характеристика основных понятий).
Закон взаимопроникновения противоположностей характеризует источник развития, который усматривается не во внешнем воздействии (толчке, взрыве), а во внутренней противоречивости объекта.
Закон единства и борьбы противоположностей иногда характеризуют как ядро диалектики. Он отвечает на вопрос, почему происходит развитие, то есть вскрывает его источник, движущую силу.
Диалектическое противоречие — это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность — сторона противоречия. Противоречие представляет собой некоторое целое, в котором есть противоположные стороны, существующие и в единстве (тождестве), и в отрицании друг друга (в «борьбе»).
25.Понятие отрицания. Закон отрицания отрицания и его основные характеристики.
Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития, образно говоря, отвечает на вопрос, куда идёт развитие.
В процессе развития наблюдается преемственность, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий. Невозможность абсолютной повторяемости обусловливается следующими причинами.
В процессе развития некоторые исходные положения повторяются, что выражается законами сохранения (массы, энергии, заряда), а некоторые изменяются. Таким образом, в следствии явно содержится нечто новое по сравнению с причиной. Например, в процессе развития военного конфликта сохраняется действие причин, его породивших, но последствия его будут обусловлены и рядом других причин, возникших уже после начала конфликта.
27.Синергетика как современная общенаучная методология осмысления процессов развития (основные понятия и проблемы).
Термин «синергетика» ввёл немецкий ученый Герман Хакен в 1973 г. В переводе он буквально означает «теория совместного действия». Часто синергетику называют «наукой о самоорганизации». Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации.
Синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).
29.Категория движения в истории философии.
Движение — это общее понятие, объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращение одних объектов в другие. Движение противопоставляется покою в обычном опыте человека.
Любая картина мира – научная, философская, религиозная, обыденная – включает в себя определенное понимание движения. Но философское и естественнонаучное содержание категории «движение» нетождественны. В философии движение – это изменение вообще: от перемещения в пространстве до человеческого мышления.
31.Уровни, формы и методы научного познания.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие: объективность добываемого знания; развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; высокий уровень обобщения знаний; универсальность; использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания:
· эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;
· теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
33.Философия постмодернизма.
Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. В целом постмодернизм – особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура.
Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.
Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер.
В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии.
В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты