Психология Шпаргалка
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Поделиться
1. Житейское и научное психологическое знание
2. Личностная индивидуальность как предмет деятельности психолога
3. Профессионально-важные качества личности психолога
4. Этический кодекс психолога
5. Квалификационная характеристика «Психолог. Преподаватель психологии»
6. Взаимодействие педагога-психолога со смежными специалистами
2. Личностная индивидуальность как предмет деятельности психолога
3. Профессионально-важные качества личности психолога
4. Этический кодекс психолога
5. Квалификационная характеристика «Психолог. Преподаватель психологии»
6. Взаимодействие педагога-психолога со смежными специалистами
7. История и современное состояние практической психологии образования в дальнем зарубежье
8. История и современное состояние практической психологии образования в России
9. История и современное состояние практической психологии образования в Беларуси
10. Общие положение об организации работы СППС учреждения образования в РБ
11. Распределение рабочего времени педагога-психолога
12. Основные направления деятельности СППС учреждения образования в РБ
13. СППС в учреждениях дошкольного образования
14. СППС в учреждениях общего среднего образования
15. СППС в учреждениях высшего образования
16. СППС в социально-педагогических учреждениях
17. Рабочее место педагога-психолога
18. Должностная инструкция педагога-психолога
19. Документация педагога-психолога
20. Основные направления работы психолога
21. Психологическое просвещение
22. Психологическая профилактика
23. Психологическая консультация
24. Психологическая диагностика
25. Психологическая коррекция
26. Работа психолога с детьми дошкольного возраста (3-5лет)
27. Работа психолога с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет)
28. Работа психолога с детьми подросткового возраста (11-15 лет)
29. Работа психолога с детьми юношеского возраста (16-17 лет)
30. Работа психолога с одаренными детьми
31. Работа психолога с детьми, находящимся в СОП
32. Нормативные документы педагога-психолога
33. Деятельность преподавателя вуза и квалификационные требования
34. Направления работы психологической службы в организациях и учреждениях
35. Основные профессиональные обязанности школьного психолога
36. Нормативы профессиональной нагрузки педагога-психолога
37. Оборудование кабинета и рабочего места педагога-психолога
38. Основные формы документации в работе школьного психолога
39. Субъективные и объективные критерии оценки деятельности психолога
40. Основные проблемы адаптации педагога-психолога как молодого специалиста
41. Профессиональная позиция педагога-психолога
42. Проблема профессионального «выгорания» в работе педагога-психолога
10. Общие положение об организации работы СППС учреждения образования в РБ
11. Распределение рабочего времени педагога-психолога
12. Основные направления деятельности СППС учреждения образования в РБ
13. СППС в учреждениях дошкольного образования
14. СППС в учреждениях общего среднего образования
15. СППС в учреждениях высшего образования
16. СППС в социально-педагогических учреждениях
17. Рабочее место педагога-психолога
18. Должностная инструкция педагога-психолога
19. Документация педагога-психолога
20. Основные направления работы психолога
21. Психологическое просвещение
22. Психологическая профилактика
23. Психологическая консультация
24. Психологическая диагностика
25. Психологическая коррекция
26. Работа психолога с детьми дошкольного возраста (3-5лет)
27. Работа психолога с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет)
28. Работа психолога с детьми подросткового возраста (11-15 лет)
29. Работа психолога с детьми юношеского возраста (16-17 лет)
30. Работа психолога с одаренными детьми
31. Работа психолога с детьми, находящимся в СОП
32. Нормативные документы педагога-психолога
33. Деятельность преподавателя вуза и квалификационные требования
34. Направления работы психологической службы в организациях и учреждениях
35. Основные профессиональные обязанности школьного психолога
36. Нормативы профессиональной нагрузки педагога-психолога
37. Оборудование кабинета и рабочего места педагога-психолога
38. Основные формы документации в работе школьного психолога
39. Субъективные и объективные критерии оценки деятельности психолога
40. Основные проблемы адаптации педагога-психолога как молодого специалиста
41. Профессиональная позиция педагога-психолога
42. Проблема профессионального «выгорания» в работе педагога-психолога
1. Житейское и научное психологическое знание
С одной стороны, человек как сознательное существо отражает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и деятельности постоянно накапливает психический опыт и психологические знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обычно присущи следующие основные отличительные характеристики:
-конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
-интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;
2. Личностная индивидуальность как предмет деятельности психолога
Индивидом называют любого человека, новорожденного и взрослого, здорового психически и больного, независимо от его качеств и особенностей.
Когда индивид сознательно и целенаправленно выполняет определенную деятельность, познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его называют уже субъектом.
Каждый индивид обладает неповторимым своеобразием физических, химических, биологических, психических и других особенностей (конституцией тела, потребностями, типом нервной системы, характером, способностями и др.). Рассматривая это своеобразие, все то, чем один человек отличается от другого, психологи говорят об индивидуальности человека.
Наиболее элементарным и вместе с тем сложным является -биохимический уровень индивидуальности. Эта индивидуальность заключается в неповторимом сочетании работы эндокринных желез, в неповторимом сочетании структуры белка.
3. Профессионально-важные качества личности психолога
Эмпатия — это способность к сопереживанию, ставить себя на место другого. Эмпатия — способ понимания без осмысления, проникновение в эмоциональный мир другого человека.
Открытость — постоянная готовность взаимодействовать с окружающим миром.
Самообладание — умение контролировать свои настроение и чувства, сохранение спокойствия и невозмутимости в любой ситуации. Особенно это сложно, когда заказчик или клиент ведет себя агрессивно, навязчиво, капризно и т.п. Сохранение границ собственного "Я" позволяет контролировать поступающую через органы чувств информацию из внешнего реального мира в любых ситуациях.
Конгруэнтность (лат. — соразмерный, соответствующий) — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей. Данный термин был введен в психологию К. Роджерсом.
4. Этический кодекс психолога
Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие особые категории добра, такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права и следовательно человек нарушающий этот кодекс не подлежит суду в соответствии с законом. Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология, политика выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса.
5. Квалификационная характеристика «Психолог. Преподаватель психологии»
Предметом работы практического психолога является индивидуальность человека, обратившегося к нему за психологической помощью или являющегося объектом психологической экспертизы. Но и сам психолог, будучи субъектом профессиональной деятельности, выступает как неповторимая индивидуальность. Эта индивидуальность сочетает в себе как общие свойства, присущие в различной степени представителям этой профессии, так и уникальные черты, отличающие психолога от своих коллег.
Важным условием эффективной работы психолога является осознание им внутренней согласованности собственных личностных свойств. Как известно, итоговым продуктом процессов самосознания выступает Я-концепция, т.е. динамическая система представлений человека о самом себе. Она включает в себя три структуры: 1) когнитивную - "образ Я"; 2) эмоционально-ценностную - система самооценок; 3) поведенческую деятельность.
6. Взаимодействие педагога-психолога со смежными специалистами
Чтобы лучше понять особенности взаимодействия следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и, соответственно, постараться снять его опасения).
1. Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, чего боится «нормальный администратор», это того, что Вы не знаете своей работы. И тогда администратору самому придется «искать вам работу»., хотя у него «и так много своих дел в школе».
7. История и современное состояние практической психологии образования в дальнем зарубежье
В конце XIX века возникла и начала интенсивно развиваться педагогическая психология. Психология сближалась со школьной педагогикой под давлением потребностей общества. Во Франции проблемами школьной психологической службы в конце XIX века занимался Альфред Бине. Исследования в этой области он начал еще в 1894 году, а в 1897 году вышла его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы. В Германии исследованиями в области педагогической психологии активно занимался Э. Мейман
В начале XX века началась практическая психологическая работа в сфере образования. Первыми практическими психологами в сфере образования были педагоги. Однако постепенно стали вводиться должности практических психологов в разные типы учебных заведений. Наиболее давние традиции школьной психологии существовали в Англии, США, Франции, Швейцарии. В 1915 году в США, в штате Коннектикут начал работать первый американский школьный психолог - Гессель. В течение 10-15 лет психолого-педагогические службы возникли во многих странах. К середине века ни в одной европейской стране психологическая служба в школе не была достаточно развитой. В реальной практике школьный психолог порой оказывал лишь повседневную помощь учителю, то есть играл роль советчика, исправляющего и координирующего работу педагогов.
8. История и современное состояние практической психологии образования в России
Первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с так называемой педологией. Этот подход внес много полезного в исследование детей. И. А. Арямов (1928) определял педологию как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности. М. Я. Басов видел в педологии «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека»
Предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии, определен не был и попытки найти специфику педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели. Кроме того, в 30-е годы педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей. Многие крупные ученые-педагоги, педологи и психологи решительно возражали против широкого использования в школе тестов,
9. История и современное состояние практической психологии образования в Беларуси
Л. А. Кандыбович выделяет 1960–1990 гг. как самостоятельный период истории психологии в Беларуси. В истории белорусской психологии наиболее плодотворных период развития относится к 1970—1980-е гг.
К концу исследуемого периода около половины всех практикующих в республике психологов являлись дипломированными специалистами. Семь из них были докторами наук. Наряду с традиционными исследованиями стали утверждаться новые, актуальные для того времени изыскания: трудовое воспитание школьников всех возрастов, обучение и воспитание студентов высшей школы, проблемы продуктивной мыслительной активности, вопросы психологической службы и организация её.
В институте языкознания продолжалась разработка прикладных вопросов психологии и психолингвистики, переработкой сенсорной информации (Г.В.Лосик).
В Белорусском госуниверситете изучались проблемы высшей школы: была завершена работа «Психологические основы эффективности учебной деятельности студентов»
10. Общие положение об организации работы СППС учреждения образования в РБ
1. Настоящее Положение регулирует порядок создания и функционирования социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) (далее – СППС учреждения образования).
11. Распределение рабочего времени педагога-психолога
В пределах 40 часов рабочего времени в неделю специалисты СППС самостоятельно планируют свою работу для выполнения должностных инструкций, утверждаемых руководителем учреждения образования на основании квалификационных характеристик педагога социального и педагога-психолога (утверждены постановлением Министерства труда от 28 апреля 2001 г. № 53, с изменениями и дополнениями). Работа в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по профессиональному совершенствованию входит в рабочее время специалистов. Это время согласовывается с руководителем учреждения образования.
12. Основные направления деятельности СППС учреждения образования в РБ
Основными направлениями деятельности СППС учреждения образования являются: диагностика (исследование, изучение), профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей.
Педагог социальный изучает условия развития учащихся в семье, учреждении образования, по месту жительства, вникает в мир их интересов, потребностей.
Педагог-психолог проводит психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности ребенка, ее возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов, особенностей детско-родительских отношений и др.
13. СППС в учреждениях дошкольного образования
Цель: создание условий, способствующих охране психологического здоровья детей, обеспечению здорового образа жизни, их эмоционального благополучия.
Задачи:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармонического психологического развития дошкольников;
2. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста;
3. Оптимизация детско-родительских отношений;
4. Оказание прямой психологической помощи всем участникам педагогического процесса: детям, педагогам, родителям.
Основные направления работы: Диагностическое, Коррекционно-развивающее, Консультативно, Просветительское и профилактическое, Здоровьесберегающая деятельность, Методическая работа, психологическое сопровождение управленческих процессов.
14. СППС в учреждениях общего среднего образования
Работа СППС учреждения должна быть направлена на повышение эффективности его деятельности посредством гармонизации психического развития учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов.
От специалистов СППС школы требуется способность к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса.
15. СППС в учреждениях высшего образования
Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, должна быть направлена на оказание помощи студентам в решении таких проблем, как социальная адаптация, организация жизнедеятельности (включая жилищно-бытовые вопросы), организация самоподготовки. Она осуществляется совместно с кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе.
Особое место в работе службы занимают вопросы по адаптации первокурсников: самостоятельное проживание без родителей, самостоятельное ведение бюджета и преодоление возможных материальных трудностей, интенсивность и загруженность учебного процесса, организация самоподготовки, налаживание отношений с проживающими в одной комнате общежития и т.д.
Системного подхода требует работа по решению вопросов социальной поддержки студентов, профилактике противоправного поведения. Помощь специалистов СППС нужна для предупреждения стрессов (в том числе и предэкзаменационных), депрессий, сложностей в межличностных отношениях.
Важной задачей СППС является и содействие в организации досуга студентов.
Особое внимание должно уделяться работе со студентами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
16. СППС в социально-педагогических учреждениях
Основные задачи и их функции широко представлены в Положении о социально-педагогическом учреждении (далее - СПУ). Важными составляющими работы социально-педагогических центров и детских социальных приютов являются восстановление детско-родительских отношений, оказание индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-правовой помощи несовершеннолетним и их родителям.
Работа педагога социального и педагога-психолога, как и других специалистов социально-педагогического учреждения, организуется в соответствии со следующими государственными задачами: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье; защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; развитие семейных форм устройства детей на воспитание и сопровождение замещающих семей.
17. Рабочее место педагога-психолога
Для нормальной работы психологу нужны отдельный рабочий кабинет и помещение для групповых занятий с клиентами. Рабочий кабинет оборудуется автоматизированным рабочим местом психолога, включающим как минимум персональный компьютер с программным обеспечением, аудио и видеоаппаратуру, фонд психодиагностических методик, телефон доверия, закрытые шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера;
Уроки психологии, факультативы, лекции для родителей и педагогов могут проводиться в обычном учебном или специальном психологическом классе. Здесь можно расположить учебно-методические материалы: наглядные пособия, характеризующие области практического применения психологических знаний; сведения об отраслях психологической науки; психологический календарь; почтовый ящик психолога; психологические советы дня, рекомендации для педагогов, родителей и учащихся разного возраста. Возможно оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии.
18. Должностная инструкция педагога-психолога
1. Педагог-психолог относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования.
2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" по соответствующей специальности с присвоением квалификации по специальности "Психолог" или "Педагог-психолог" либо высшее образование по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" и переподготовку с присвоением квалификации "Педагог-психолог".
3. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:
- законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы; - методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;- уставом учреждения;
- приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);
- правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
- настоящей должностной инструкцией.
19. Документация педагога-психолога
Ведение рабочей документации педагога-психолога осуществляется на основе Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г N 116 Об утверждении положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства образования Республики Беларусь, методических рекомендаций «Актуальные аспекты деятельности педагогов-психологов учреждений в 2011-2012 учебном году».
В перечень рабочей документации педагога-психолога по планированию и организации деятельности входят:
Квалификационная характеристика
Должностная инструкция
20. Основные направления работы психолога
-Целью психолого-педагогической диагностики является изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Мероприятия указанного направления проводятся в соответствии с планом работы учреждения образования.
-целью здоровьесберегающей деятельности является формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.
-Коррекционно-развивающая работа предполагает создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг, в том числе направление к соответствующим специалистам.
21. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности он работает.
22. Психологическая профилактика
Раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.
Задачи: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
Первичная профилактика включает в себя также несколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; генетическую профилактику – изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направлена также на оздоровление будущих поколений; эмбриональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.
23. Психологическая консультация
Как и другие направления деятельности практического психолога, консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:
1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт–консультирование и т. д.);
2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);
3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет).
24. Психологическая диагностика
Психодиагностика – наука о способах распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Распознавание и измерение психологических свойств личности и особенностей интеллекта методами психодиагностики.
Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты