Философия Шпаргалка
БелГУТ (Белорусский государственный университет транспорта)
Шпаргалка
на тему: «Философия»
по дисциплине: «Философия»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Философия
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Философия
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Мировоззрение: сущность, структура, исторические типы
2. Философия как особая форма познания мира
3. Философская мысль Древнего Востока: основные особенности и школы
4. Античная философия: основные особенности, этапы развития, школы и представители
5. Философия средневековой Западной Европы: основные особенности, этапы развития, представители
6. Философская мысль в эпоху Возрождения
7. Новоевропейская философия XVII - XVIII вв. (эмпиризм и рационализм, Просвещение)
8. Классическая немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах)
9. Марксистская философия: основные идеи и исторические типы
10. Современная западная философия: позитивизм, аналитическая философия, психоаналитическая философия, структурализм.
11. Современная западная философия: феноменология, герменевтика, экзистенциализм, философия жизни
12. Русская философия XIX - нач. XX в.
13. История развития философской мысли в Беларуси
14. Бытие и небытие как фундаментальные категории онтологии
15. Категория материи. Современная наука о строении материального мира
16. Пространство, время и движение как атрибуты сущего
17. Диалектика, ее исторические формы и альтернативы в истории философии
18. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания
19. Феномен человека и основные философские традиции в его изучении
20. Важнейшие научно-философские концепции антропогенеза (происхождения человека)
21. Основные подходы к философскому анализу сознания
22. Проблема генезиса (происхождения) сознания
23. Познание и его границы Субъект и объект познания
24. Классическая концепция истины и ее альтернативы
25. Структура и основные характеристики познавательного процесса
26. Наука как особая форма познания. Структура научного познания
27. Социальная философия: проблемное поле и основные исследовательские программы
28. Общество как сложноорганизованная и развивающаяся система. Прогресс и его критерии
29. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории
30. Современный этап развития человеческой цивилизации
1. Мировоззрение: сущность, структура, исторические типы
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуре мировоззрения можно выделить след. основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ.
Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.
Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи.
3. Философская мысль Древнего Востока: основные особенности и школы
Середина 1 тысячелетия (6 в.) до н. э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. В Индии путь становления философии пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, сохранившему значительную часть ведического ритуала, зафиксированного в Ведах.
Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Здесь первыми «оппозиционерами» выступили также аскетствовавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху Чжань Го («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии. Неудовлетворенные мифическим описанием сотворения мира (Индия – брачное сочетание неба и земли, Китай – из бесформенного мрака родились два духа: ян (мужской, небо) и инь (женский, земля), упорядочившие мир), древние мыслители задались вопросом «как из не-сущего родилось сущее?». В Индии рано (Ригведа, «Насадиясукта») отмечено выделение истинного бытия – сат (преобразование хаоса в космос) и не-бытия – асат (дезорганизация космоса). Позднее в Кена-упанишаде о сущем, именуемом Брахманом, говорится, что оно есть «иное, чем познанное, а также выше познанного». Истинное бытие (Высший Брахман) – это бытие, погруженное в вечность, нерожденное и нетленное, пронизывающее этот мир и в то же время находящееся за его пределами, это то единое, что есть одновременно и сущее, и не-сущее, он не причастен к миру природных, преходящих форм. В классической китайской философии, по мнению многих синологов, понятие бытия вообще отсутствует.
5. Философия средневековой Западной Европы: основные особенности, этапы развития, представители
Философия средних веков (ФСВ) – наиболее долгий по протяжённости период в развитии мировой философской мысли (2-15 век). Сущность средневековой философии составляют два источника: идеи античных мыслителей и установки монотеистического вероисповедания. На формирование ФСВ оказали следующие социально-культурные обстоятельства: 1) крушение Римской Империи; 2) переход к господствующему положению монотеизма в общественном сознании, бог – первооснова единства мира и внешняя причина моральных поступков людей; 3) установление церковной формы образования;4) религиозные установки диктуют выборочный подход к античному наследию (преимущественно идеалистические концепции).
1-ый этап развития ФСВ – Апологетика. А. – защитники христианства. Цель – привлечь больше людей к идеологии христианства. Яркий представитель апологетов Филон Александрийский. 2-ой этап Патристика. П – 2-4 в (от слова отец). Самый яркий представитель Августин -труды "О троице", "О Граде Божьем", "Бессмертие души", "Исповедь". Идеи Августина: проблема подлинного "я" раскрывается в конфликте божьей воли и воли человека. 3-ий этап развития средневековой философской мысли - схоластика. Задача схоластики логически доказать истинность веры. Поскольку требовалось рационально объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского.- считал все мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок внутри бытия, порядок установленный богом.
7. Новоевропейская философия XVII - XVIII вв. (эмпиризм и рационализм, Просвещение)
Философия предприняла попытку выработать теорию всеобщей механистической взаимосвязи природы. Отношения природы и духа образуют эпистемологические (познавательные) основания новой философии. Обоснование новой философии разрабатывается в следующих формах:
• рационализм, который распространяется прежде всего во Франции и Германии;
• эмпиризм, сферой распространения которого стала Великобритания, а затем и Франция.
Представители рационализма утверждали, что познание действительности возможно исходя из чистых принципов мышления. Действительность состоит из двух субстанций (действительность дуалистична), как полагал Рене Декарт (1596-1650), подлинный основатель философии Нового времени, создатель так называемого картезианства.
В противоположность рационализму эмпиризм видел основание познания в чувственном опыте. Действительными являются только отдельные предметы и феномены. Правильное употребление разума может их упорядочивать и извлекать из них индуктивные выводы. Влиятельность этого подхода обусловлена развитием естествознания, а также особым вниманием к индивиду в философии права и государства.
9. Марксистская философия: основные идеи и исторические типы
Социальные предпосылки марксизма:1 превращение буржуазии и пролетариата в открытых классовых врагов2 образование единого мирового рынка в силу развития кап.3 очевидность решающей роли мат. производства в жизни общества в результате промышленной революции, вытеснявшей идеализм из понимания ист. процесса.
Культурные предпосылки:
1 Классич немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)2 Английская политэкономия (Смит, Риккардо)3 Французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье)4 Английский коммунизм (Оуэн).5 Успехи естествознания (создание клеточной теории строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, происхождение видов путем естественного отбора Дарвина)
Идея практики: В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? До Маркса все философы ограничивались констатацией зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от природы. В «Экономическо-философских рукописях 1644 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной (социальной) сущности человека. Уже в «Тезисах о Фейербахе» утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и характеристикой человеческого мира.
Главная, фундаментальная философская идея Маркса состоит в том, что практика:
1 исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики проявлениях.2 практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми.3 практика – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.4 практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в «чистом мышлении», а в реальности.
11. Современная западная философия: феноменология, герменевтика, экзистенциализм, философия жизни
Современная западная философия не является однозначной по содержанию, в нее входят самые разные концепции и направления: иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, диалектический материализм К. Маркса, позитивизм О. Конта, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, прагматизм, постмодернизм и др. Философия ХХ в. (неклассическая) сформировалась как антитеза классической, как определенное «новое философское мышление». Для неклассической философии характерны следующие черты:
1. Современная философия характеризуется наличием разнообразных школ (герменевтика, экзистенциализм, неопозитивизм, неофрейдизм, неотомизм, персонализм, прагматизм, структурализм, феноменология, философская антропология) 2. Современная философия отказывается от рационализма и становится на позиции иррационализма. 3. Большинство современных философских систем имеет антропологический характер. 4. В философии XX столетия наблюдалось противоречивое отношение к науке. Появились взгляды, которые получили название сциентизма и антисциентизма. 5. В XX в. получила дальнейшее развитие религиозная философия. 6. В XX в. подавляющее большинство философских школ и течений противостояло философии марксизма. Основные направления современной западной философии. Позитивизм, субъективно-идеалистическое течение западной философии XIX-XX вв. Позитивизм – философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.
13. История развития философской мысли в Беларуси
Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами:
1 отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем - ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи);2 ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока;3- трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др.);
4- невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках;
5-отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культур- ной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.;
6-становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, национально-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке проблем, способах их обоснования и решения ведущими белорусскими мыслителями.
Философская мысль Беларуси имеет свой долгий аутентичный путь развития. Ниже описаны философские мысли наших великих духовных деятелей.
15. Категория материи. Современная наука о строении материального мира
Материя — объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания. Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия. В античности философия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщений повседневного опыта. Средневековая философия в разработке понятия материи не достигла уровня древнегреческой, однако она сосредоточила внимание на духовной жизни человека, что содействовало развитию и обогащению содержания понятия сознания. Второй этап в становлении взглядов на материю связан с дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась с веществом, атомами. На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира. И связаны они в значительной мере с деятельностью К.Маркса и Ф.Энгельса. Материя – понятие, философская категория, считал Ф.Энгельс, которая отражает, обозначает своим содержанием то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, – объективность их существования. В.И.Ленин, анализируя кризис в естествознании, главным образом в физике, возникший на рубеже XIX–ХХ вв., в работе "Материализм и эмпириокритицизм" пришел к выводу: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
17. Диалектика, ее исторические формы и альтернативы в истории философии
Понятие противоположности использовали древнекитайские философы (янь и инь). У ранних греческих натурфилософов диалектика мышления выступала преимущественно как интуитивное созерцание бытия. В этой ограниченности есть и свое достоинство: доверие к объективности, целостный взгляд на природу. Выдающимся диалектиком является Гераклит - нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет собой непрерывный поток изменений, мир есть процесс, след. изменяется не просто кое-что, а все существующее. Термин "диалектика" впервые применил Сократ - метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений. Платон - диалектика - метод анализа и синтеза понятий. Понятие - результат вспоминания душой тех идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Аристотель - диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Абеляр - цель знания истина. Диалектика - искусство для различения истины и лжи. В античной и средневековой философии господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту - это препятствовало утверждению диалектики.
19. Феномен человека и основные философские традиции в его изучении
Своеобразие научного подхода к человеку определяется следующими моментами. Наука по возможности отвлекается от решения вопросов о смысле человеческого бытия, о приоритете тех или иных ценностных ориентаций. Одновременно научный подход к определению человека всегда страдает некоторым редукционизмом. Любая наука акцентирует только один из возможных срезов человеческого существования, игнорируя несовпадающие с ним феномены или искусственно подгоняя их под заданные стандарты. При этом получается заведомо однобокая картина человека, подчас вступающая в противоречие с теоретическими построениями в других дисциплинах. Функции философии здесь отнюдь не сводятся к осуществлению необходимого синтеза конкретно-научных знаний. Философия не только завершает, но и предваряет процесс научного творчества, формируя соответствующие концептуальные основания той или иной дисциплины о человеке.
Вместе с тем философское определение человека – задача весьма сложная и едва ли однозначно разрешимая. Единственный возможный путь философской реконструкции проблемы человека связан с описанием мира человеческого бытия, где «человек – это, по сути дела, все». Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики, где, по словам М. Шелера, человек выступает одновременно как микрокосм, микротеос и микросоциум. Однако помимо достаточно широкого рассмотрения феномена человека как уникальной целостности микрокосма, микротеоса и микросоциума философия определяет его и в более узком плане.
21. Основные подходы к философскому анализу сознания
Сознание- высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком.
Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном.
Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.
Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.
23. Познание и его границы Субъект и объект познания
Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура? Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философами по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значение чувственного познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Рационализм - абсолютизирует рац. деятельность мышления, и недооценивает роль чувств, форм отражения. (Декарт, Спиноза) - всеобщие истины не выводимы непосредственно из обобщений чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Направление, абсолютизирующее роль чувственного познания, получило название сенсуализма. Возник в древнегреч фил., а классич. форму приобрлёл в фил. нового времени, начиная с Локка. Материал. сенсуализм представлен - Дидро, Гольбах, Гельвеций, Фейербах. Идеалистич. сенсуализм - Беркли, Юмм.Чувственное познание явл. начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ-ся контакт человека с миром материальных объектов. Она предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существоать.Познание - специальная форма отношения человека к действительности. Формы познания: - мифологическое - художественно-образное - философское - религиозное - обыденно-практическое - научное познание.
25. Структура и основные характеристики познавательного процесса
Структура познавательного процесса система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание характеризуется:
- непосредственным отражением (феномены);
- индивидуальной множественностью и конкретностью;
- внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.
Его основные элементы:
- ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания;
- восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды;
- представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.
27. Социальная философия: проблемное поле и основные исследовательские программы
Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией. Становление социальной философии как особого раздела философского знания относится к 20–40-м гг. XIX в. Ее появление внутренне связано с началом активного развития социально-гуманитарного дисциплинарного знания — социологии, политологии, культурологии, экономики и др.
Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. Ее проблемное поле составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов.
Общество — сложнейший объект познания. Возможность успешного познания социальной жизни опирается на содержательную экспликацию и развитие такой фундаментальной категории социальной онтологии, как социальная реальность. В отличие от естественнонаучного познания, которое ориентировано на исследование объективно-предметной реальности, социальное познание имеет дело с объект-субъектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Специфика социальности проявляется в бесконечном разнообразии неразрывно связанных между собой объективных и субъективных факторов, материальных и духовных проявлений социальной жизни, принципиальной контекстуальности социальных событий и процессов.
29. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории
Одна из важнейших проблем философии истории – направленность и периодизация исторического процесса.
Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).
Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем такой интерпретации считают Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.
В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: история каждого народа – самостоятельная совокупность типичных циклов развития, абстрактно похожих на циклы других народов, но в конкретике – уникальных. Примеры: культурно-исторические типы Данилевского, морфология культуры Шпенглера и локальные цивилизации Тойнби. При этом подчеркивается не столько единство, сколько разнообразие циклов.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты