Философия
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Готовые шпаргалки
на тему: «Философия»
по дисциплине: «Философия»
2020
10 BYN
Философия
Тип работы: Готовые шпаргалки
Дисциплина: Философия
Работа защищена на
оценку "8".
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими
указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
Поделиться
1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Происхождение философии и ее предмет.
4. Структура и основные функции философии.
5. Специфика философского мышления (рефлективность, критичность, обобщающий, творческий характер).
6. Основные школы и направления древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай).
7. Основные школы, идеи и достижения античной философии доклассического периода.
8. Основные идеи и учения античной философии классического периода (конец VII-V вв. до н. э.).
9. Проблема человека и метод достижения истинного знания в философии Сократа.
10. Система философии Платона. Учения об идеях, познании, человека и государства.
11. Философия Аристотеля: систематизация знаний, идея единства материи и формы, формальная логика, учение о природе человека.
12. Особенности философии Средневековья
13. Основные идеи и особенности философии Возрождения.
14. Разработка проблем и методов познания в философии Нового времени (Д. Бэкон, Р. Декард).
15. Происхождение и социальная роль государства в философии Нового Времени (Т. Гоббс, Дж. Локк).
16. Основные идеи и достижения философии И. Канта в докритический и критический периоды.
17. Учение об абсолютной идее и диалектика в философии Г. Гегеля.
18. Антропологический материализм и социально-философские идеи в философии Л. Фейербаха.
19. Рациональные идеи и историческое значение философии марксизма.
20. Иррационалистическая философия XIX века (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).
21. Основные исторические формы позитивистской философии, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
22. Философия экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).
23. Особенности становления и гуманистические идеи философской мысли Беларуси эпохи Возрождения (Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, В. Тяпинский, С. Будный, А. Волан).
24. Основные направления философской мысли Беларуси в XVII-XIX вв. – схоластические, православно-гуманистическое (М. Смотрицкий, С. Полоцкий) атеистическое (К. Лыщинский), просветительское (М. Почебут, И. Хрептович, И. Стройновсий), идеологизированное (филоматы, филатеры, К. Калиновский).
25. Советский и постсоветский периоды в развитии философской мысли Беларуси (И. Абдиралович, Я. Купала, Я. Колас, В. С. Степин, Е. М. Бабосов и др.).
26. Понятие бытия. Формы, виды, уровни бытия. Основные концепции пространства и времени.
27. Понятие материи. Современная наука и философия о строении и свойствах материи
28. Пространственно-временная организация бытия
29. Динамическая организация бытия
30. Диалектика как философская теория развития, ее принципы и законы
31. Категории диалектики
32. Основные идеи и принципы синергетики, ее роль в постижении бытия.
33. Принцип глобального эволюционизма в современной науке и философии.
34. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
35. Основные концепции происхождения и направления исследования природы человека.
36. Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социализация, образование, коммуникация)
36. Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социализация, образование, коммуникация)
37. Формирование ценностных ориентаций человека и проблема безопасного будущего в условиях глобализации.
38. Понятие сознания, его структура и функции.
39. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования.
40. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание.
41. Проблема познаваемости мира в философии и науке. Многообразие типов познавательной деятельности.
42. Понятие объекта и субъекта познания.
43. Чувственный уровень познания и его основные формы.
44. Рациональный уровень познания, его особенности и основные формы.
45. Познание как постижение истины. Абсолютная и относительная истина. Объективность и конкретность истины.
46. Основные концепции истины.
47. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
48. Функции и ценностные аспекты науки в современном обществе
49. Понятие метода и методологии научного исследования. Уровни методологии.
50. Эмпирические методы познания.
51. теоретические и общелогические методы познания.
52. Формы научного знания (проблема, гипотеза, теория, принцип закон).
53. Научные революции, их типы и роль в развитии науки.
54. Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов.
55. Понятие социальной реальности и общества.
56. Особенности социального познания и стратегии исследования общества в современной философии.
57. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.
58. Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества.
59. Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
60. Социальная сфера жизни общества.
61. Духовная сфера жизни общества.
62. Формационная и цивилизационная парадигма исследования развития общества.
63. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
64. Понятие и роль техники и технологии в жизни общества.
65. Понятие культуры и ее роль в жизни общества.
66. Ценности, вызовы и риски в современном обществе
67. Глобализация, глобальные проблемы современности и перспективы человечества.
68. Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы ее реализации в современном мире и в Республике Беларусь.
1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с действительностью.
2. Исторические типы мировоззрения.
Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества. В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.
3. Происхождение философии и ее предмет.
Термин «философия» от древнегреч. переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен Пифагором (VI в. до н. э.), которым он характеризовал людей стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни. Философия зародилась первоначально в VI–VII в. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Существуют три основных концепции объяснения источников возникновения философии.
4. Структура и основные функции философии.
Философия – это система наиболее общих теоретических знаний о принципах бытия, законах развития мира в целом, человека, мышления и деятельности.
5. Специфика философского мышления (рефлективность, критичность, обобщающий, творческий характер).
Сложившись как первая историческая форма теоретического знания, философия всегда содержала ценностно-мировоззренческий компонент, разрабатывала и обосновывала смысложизненные ценности и стала стержнем духовной культуры.
6. Основные школы и направления древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай).
Философия Древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к двум центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации. Философия Древнего Востока развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
7. Основные школы, идеи и достижения античной философии доклассического периода.
В своём развитии античная философия прошла через ряд периодов, существенно отличающихся между собой. Первый из них – натурфилософский.
8. Основные идеи и учения античной философии классического периода (конец VII-V вв. до н. э.).
Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии. Его главные особенности:
-появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);
-переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление.
9. Проблема человека и метод достижения истинного знания в философии Сократа.
Классическая философская традиция в Древней Греции берет свое начало от Сократа (469-399 до н.э.). Именно Сократ был первым философом, который поставил человека в центр философии, а философии пытался придать человеческий характер.
10. Система философии Платона. Учения об идеях, познании, человека и государства.
Платон (427-347 до н.э.) во многом отличался от Сократа, хотя и был его учеником. Он первым сформулировал систему объективного идеализма. Платон попытался найти ответ на вопрос о происхождении и нахождении общих понятий.
11. Философия Аристотеля: систематизация знаний, идея единства материи и формы, формальная логика, учение о природе человека.
Одним из выдающихся античных философов был Аристотель (384-382 до н.э.), ученик Платона.
Он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений.
12. Особенности философии Средневековья.
Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.
13. Основные идеи и особенности философии Возрождения.
(XV – XVI в.). Термин «Возрождение» употребляется, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности.
14. Разработка проблем и методов познания в философии Нового времени (Д. Бэкон, Р. Декард).
Философия Нового времени развивалась в сложный период быстрого подъема техники и становления капиталистического общества. Временные рамки – XVII и XVIII века, но иногда в философию этого периода включают и XIX век.
15. Происхождение и социальная роль государства в философии Нового Времени (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Большой интерес философы Нового времени проявляли к социально-политическим проблемам.
16. Основные идеи и достижения философии И. Канта в докритический и критический периоды.
Иммануил Кант (1724 – 1804) является родоначальником немецкой классической философии. В творчестве Канта принято выделять два периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) и критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
17. Учение об абсолютной идее и диалектика в философии Г. Гегеля.
Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии.
Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.
18. Антропологический материализм и социально-философские идеи в философии Л. Фейербаха.
Философ-материалист Людвиг Фейербах (1804—1872) был Непримиримым критиком религии и идеализма. Он был родоначальник антропологического материализма.
19. Рациональные идеи и историческое значение философии марксизма.
Принципиальным для становления марксизма являлось требование отказа от абстрактного философствования и превращение философии в ориентированную на потребности общественной практики и революционным образом изменяющую жизнь теорию. Основателями марксистской философии - К. Маркса и Ф. Энгельса.
20. Иррационалистическая философия XIX века (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).
С середины XIX века рационалистическому вектору классической новоевропейской философии усилиями Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше был противопоставлен феномен иррационального — бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты.
21. Основные исторические формы позитивистской философии, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Философия позитивизма возникла в середине XIX в., ее основатель - французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857).
22. Философия экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).
Экзистенциализм (или философия существования) – это направление в философии XX века, которое акцентирует внимание на уникальности иррационального бытия человека.
Мартин Хайдеггер – немецкий философ; создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания.
23. Особенности становления и гуманистические идеи философской мысли Беларуси эпохи Возрождения (Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, В. Тяпинский, С. Будный, А. Волан).
Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан относились к умеренному реформационно-гуманистическому направлению. Это направление стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур.
24. Основные направления философской мысли Беларуси в XVII-XIX вв. – схоластические, православно-гуманистическое (М. Смотрицкий, С. Полоцкий) атеистическое (К. Лыщинский), просветительское (М. Почебут, И. Хрептович, И. Стройновсий), идеологизированное (филоматы, филатеры, К. Калиновский).
В XVII в. вместе с католицизмом на смену возрожденческо- реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее яркий ее представитель – Мелетий Смотрицкий (ок. 1575–1633 гг.), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля.
25. Советский и постсоветский периоды в развитии философской мысли Беларуси (И. Абдиралович, Я. Купала, Я. Колас, В. С. Степин, Е. М. Бабосов и др.).
В эти годы в Беларуси, как и в остальных республиках Советского Союза, философы целенаправленно исследуют проблемы общественного развития, социально-классовых отношений в обществе, пропагандируют идеи пролетарского интернационализма, с марксистских позиций анализируют и критикуют буржуазную философию.
26. Понятие бытия. Формы, виды, уровни бытия. Основные концепции пространства и времени.
«Бытие» – фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. Одним из первых в европейской философии такое понятие ввел древнегреческий философ Парменид для обозначения окружающей действительности, рассматриваемой в любых формах ее проявления считая его первоосновой мира.
27. Понятие материи. Современная наука и философия о строении и свойствах материи.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.
28. Пространственно-временная организация бытия.
Пространство и время - философские категории, которые обозначают основные формы бытия материи и являются такими же объективными характеристиками бытия, как материя и движение.
29. Динамическая организация бытия.
В философии выделяется 3 основные формы (атрибуты) существования материи: движение, пространство и время, которые выступают как важнейшие характеристики организации материи, свидетельствующие о ее объективности, т. е. независимом существовании.
30. Диалектика как философская теория развития, ее принципы и законы.
Развитие - изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.
31. Категории диалектики.
Диалектика как наука, сумма знаний, есть не что иное, как система категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы диалектики.
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
32. Основные идеи и принципы синергетики, ее роль в постижении бытия.
Синергетика (от греч. sinergeia — совместный, согласованно действующий) – теория саморазвития неравновесных, открытых систем, то есть систем, имеющих источники и стоки энергии, вещества и информации. Возникла в ХХ в. как новый междисциплинарный подход.
33. Принцип глобального эволюционизма в современной науке и философии.
Глобальный эволюционизм – это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров.
34. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Космос».
35. Основные концепции происхождения и направления исследования природы человека.
Проблема антропогенеза (от греческих слов антропос – человек и генезис – происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса.
36. Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социализация, образование, коммуникация).
Современная философия рассматривает человека как единство биологического и социального. Биологическое представлено в виде инстинкта, способностей и влечения. Организм человека подчинен всем законам жизни. Социальность выражается в том, что человек воплощает в себе богатство общественного развития.
37. Формирование ценностных ориентаций человека и проблема безопасного будущего в условиях глобализации.
Сегодня в определенной степени утверждается «плановая «история, «управляемое», «конструируемое» общество, имеют место непрекращающиеся попытки определенными силами, в частности мировым олигархическим интернационалом, взять под контроль ее движение.
38. Понятие сознания, его структура и функции.
Сознание – это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания.
39. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования.
Сознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.
40. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности.
41. Проблема познаваемости мира в философии и науке. Многообразие типов познавательной деятельности.
Способы разрешения вопроса о познаваемости мира.
1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем (объективные идеалисты, материалистические течения)
2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”.
42. Понятие объекта и субъекта познания.
Освоение окружающего мира в результате познавательной деятельности предполагает наличие субъекта и объекта познания. Это значит, что познавательные процессы протекают в некоторой системе, включающей объект познания и субъект познания.
43. Чувственный уровень познания и его основные формы.
Принято выделять два уровня познания - чувственный и рациональный. в реальном познавательном процессе они неразрывно взаимосвязаны.
Чувственное познание - это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).
44. Рациональный уровень познания, его особенности и основные формы.
Принято выделять два уровня познания - чувственный и рациональный. в реальном познавательном процессе они неразрывно взаимосвязаны.
45. Познание как постижение истины. Абсолютная и относительная истина. Объективность и конкретность истины.
Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства.
46. Основные концепции истины.
Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью.
47. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
Наука как социокультурное явление окончательно сложилась в первой трети 19 в. в Европе, хотя процесс этот начался в Новое время. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, духовной и социальной реальности.
48. Функции и ценностные аспекты науки в современном обществе.
Наука как часть универсума подвергается аксиологическим изменениям (аксиология - теория ценностей). В. В. Ильин определил процесс происхождения научных норм: от рефлективной, логико-концептуальной обработки знания и установления рациональности предпринятых действий к появлению эффективных исследовательских способов, которые возводятся в нормы.
49. Понятие метода и методологии научного исследования. Уровни методологии.
Метод – совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Он служит получению и обоснованию объективно истинного знания. Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности.
50. Эмпирические методы познания.
Эмпирическое познание как опытно-экспериментальное исследование использует методы наблюдения, описания и эксперимента.
51. Теоретические и общелогические методы познания.
К общелогическим методам, как правило, относят анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логическое и историческое, восхождение от конкретного к абстрактному.
52. Формы научного знания (проблема, гипотеза, теория, принцип закон).
Научное знание – это сложное и разнородное образование. Оно включает в себя отношения эмпирического и теоретического уровней познания. В качестве форм научного знания можно указать проблемы, гипотезы, теории, факты, законы, принципы.
53. Научные революции, их типы и роль в развитии науки.
В истории развития науки можно выделить две взаимосвязанные, переходящие друг в друга тенденции. Это – эволюционный процесс сравнительно медленного накопления знаний, подтверждения и углубления сложившихся теорий, объяснительных схем, формирования картины мира при опоре на существующие нормы и идеалы науки, становления стиля научного мышления, утверждения философских оснований научного познания.
54. Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов.
Научное знание дает объективное знание о мире. Оно системно, логически обосновано, выражено в терминалогии ,допускает возможность критического пересмотра основного научного поиска.
55. Понятие социальной реальности и общества.
Общественная жизнь - это социальная реальность, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей, групп, отдельных индивидов.
56. Особенности социального познания и стратегии исследования общества в современной философии.
Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
57. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
58. Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества.
Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.
59. Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
Основное направление политической философии – это исследования природы государства и власти вообще.
Политическая организация общества - совокупность организаций, участвующих в политической жизни страны, в регулировании отношений между основными социальными группами общества (классами, нациями, профессиональными стратами).
60. Социальная сфера жизни общества.
Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.
61. Духовная сфера жизни общества.
Духовная жизнь общества– область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нём самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.
62. Формационная и цивилизационная парадигма исследования развития общества.
В философии истории ХIХ–ХХ вв. сложилось две основных парадигмы истолкования характера и направленности социодинамики – формационная и цивилизационная.
63. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
История — это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс.
Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса:линейный (стадиально-поступательный) и нелинейный.
64. Понятие и роль техники и технологии в жизни общества.
Философия техники – философская дисциплина, сложившаяся во второй половине XIX в. и стремящаяся осмыслить природу техники и оценить её последствия для культуры.
В фокусе современного изучения философии техники стоят два феномена – техника и технология.
65. Понятие культуры и ее роль в жизни общества.
Понятие «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать, обрабатывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный способ возделывания зерновых, откуда возник термин agriculture, т.е. искусство обрабатывать землю.
66. Ценности, вызовы и риски в современном обществе.
Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценности аккумулируют в себе общую направленность потребностей, интересов и переживаний субъектов, закрепляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах.
67. Глобализация, глобальные проблемы современности и перспективы человечества.
Характерная особенность современной эпохи - глобализация всех сфер общественной жизни. Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему.
68. Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы ее реализации в современном мире и в Республике Беларусь.
Понятие устойчивого развития исходит из мировоззрения, которое предполагает, что выживание, развитие и сохранение человеческого общества зависят от поддержания систем жизнеобеспечения на Земле. «Устойчивое развитие» включает систему взглядов и понятий, направленных на поиск защиты систем жизнеобеспечения на планете, чтобы обеспечить существование человечества и других биологических видов.
Работа защищена на
оценку "8".
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими
указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты