1. Социология как наука. Задачи и структура социологии, связь с другими науками.
2. Прикладная социология. Особенности социологических исследований.
3. Методы социологических исследований.
4. Методологические подходы в социологии: позитивизм (О. Конт), объективизм (Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М. Вебер).
5. Методологические подходы в социологии: исторический материализм (К. Маркс), интегрализм (П. Сорокин).
6. Основные парадигмы современной социологии (структурный функционализм, социального обмена, социального конфликта, символического интеракционизма)
7. Общество как система: сущность и основные характеристики. Типология обществ.
8. Культура как система ценностей и норм.
9. Социальная структура общества.
10. Социальная стратификация. Исторические типы стратификации.
11. Особенности стратификации в постсоветстком обществе. Стратификация современного белорусского общества. Проблема среднего класса.
12. Социальная мобильность.
13. Социодинамика общества. Социальный прогресс.
14. Социологический анализ предпосылок и последствий глобализации. Специфика модернизации общества и стратегия устойчивого развития.
15. Кризис как стадия развития социальной системы.
16. Социальное управление. Теория бюрократии.
17. Социальный институт. Процесс институализации.
18. Семья как социальный институт.
19. Религия как социальный институт.
20. Социальные процессы в сфере религии.
21. Государство как социальный институт.
22. Понятия и теории личности. Типы личности.
23. Социализация личности.
24. Статусно-ролевая концепция личности.
25. Социальное поведение. Девиация: виды, формы. Теории девиантного поведения.
26. Общественное регулирование процессов девиации. Проблема суицида. Социальный контроль.
1. Социология как наука. Задачи и структура социологии, связь с другими науками.
Социология – это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.
Объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт); 2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм); 3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер); 4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм). 5) образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определённой расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип – отличительные особенности частей определяют свойства целого (Г. Спенсер).
3. Методы социологических исследований.
В рамках программы социологического исследования один из самых важных компонентов является выбор правильных методов. Важно правильно выбрать способ получения необходимой информации социологического характера для решения поставленной задачи. Метод происходит от греческого "путь к чему-то". Метод позволяет узнать суть предмета.
Метод в социологии - способ получения максимально достоверных знаний, совокупность различных операций, инструментов, технологий для познания реальности, жизни общества.
Чаще всего понятие "социологический метод" имеет обобщённое значение, содержащее в себе установки социолога, которые он реализует в рамках своего исследования.
Виды методов
В общем смысле методы социологии можно разделить на общенаучные и частнонаучные. Общенаучные используются во многих науках, например, сравнительный, сравнительно-исторический и пр. К часто научным, например, социометрия, биографический метод и пр.
В рамках обыденных представлений социология работает прежде всего с опросами и анкетированием, но по факту социолог может использовать самые разные методы: наблюдение, анализ документов, экспертный опрос, интервью, социометрию, анализ отдельного случая, фокус-группу, и пр.
Эксперимент и наблюдение не являются специфическими социологическими методами. Но сегодня их активно применяют в различных гуманитарных науках.
Наблюдение в рамках социологии - это метод, который предполагает выдержанное во времени, фиксируемое восприятие объекта исследования.
5. Методологические подходы в социологии: исторический материализм (К. Маркс), интегрализм (П. Сорокин).
Важный вклад в развитие мировой социологии внёс К. Маркс
(1818 – 1883).Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия вступают друг с другом в определённые, от воли не зависящие общественные отношения.
Исторический материализм, материалистически-экономический подход был развит Карлом Марксом и его последователями в понятии общественно-экономической формации (сокращенно эта идея была обозначена как ОЭФ). В рамках идей исторического материализма эта общественная формация была представлена в качестве некоторых аспектов: Как тип общественного организма; Как ступень исторического развития человечества; Как основу ОЭФ образует экономика (материальное производство). Таким образом, экономика занимает лидирующие позиции, при этом не учитываются иные факторы государства (например, религиозные, нравственные или политические аспекты, которые отрицаются, выдвигаются на второй план). Несмотря на это, люди по-прежнему ориентированы на то, чтобы руководствоваться многими аспектами своей жизни, и экономика не всегда играет решающую роль, если речь идет об определенных изменениях и ориентациях в их материальном мире.
Таким образом, социология Карла Маркса является особой теорией социального развития общества, которая была создана не только Карлом Марксом, но еще и его соратником – Фридрихом Энгельсом. Ее место, а также роль в истории социологической науки определяется тем, что функционирование общества, а также поведение человека, его сознание анализируются через призму материальных условий жизни, через противоречия и конфликт, которые возникают в борьбе за собственность. При этом, значение сознания человека, его мировоззрения, религиозных и моральных ценностей снижается, и Маркс специально отводит их на второй план.
7. Общество как система: сущность и основные характеристики. Типология обществ.
Категория «общество» начала широко использоваться лишь с XIX века. Основоположник С. О. Конт считал общество функциональной системой элементов, кот-ми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. К. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности; в основе общественной жизни лежит экономически базис. По М. Веберу общество есть взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий.
В отечественной социологии выделяют следующие признаки:
1. социальность, выражающая общественную сущность жизни людей, соц. специфику их отношений и взаимодействий. 2. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия между людьми.
3. территория, на которой развиваются социальные взаимодействия.
4. существование, функционирование и развитие в соц. пространстве и соц. времени.
5. высокий уровень самоутверждения и саморегуляции.
6. наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – соц. институтов.
7. любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей.
9. Социальная структура общества.
1) Социальные статусы
В социологии под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным определяет положение человека в обществе.
2) Социальные роли
Статус предполагает осуществление определенных представительно-обязывающих действий, формирующих модель поведения – роль. Роли помогают мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. Роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Исполнение роли равнозначно реализации социальной функции лица, обладающего каким-либо статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу (студент), называется: ролевой системой или ролевым набором (ученик, сокурсник, читатель библиотеки и т.д.). Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например, законы, являются формальными; другие, скажем, умение вести себя за столом, - неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения.
3) Группы
Статусы и роли - это составные элементы более сложных социальных структур, включая группы. Группа - 2 или более индивида, которые имеют общие взгляды и связанны друг с другом относительно устойчивыми моделями социального взаимодействия. Группу образуют индивиды с соответственными ролями, если они взаимодействуют устойчиво в течение долгого времени.
11. Особенности стратификации в постсоветстком обществе. Стратификация современного белорусского общества. Проблема среднего класса.
Социальное неравенство выполняет в обществе определенную позитивную функцию – служит стимулом прогресса общественного развития.
Кастовая стратификация основывается на этнических различиях, которые закреплены религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста является замкнутой группой, которая занимает строго определенное место в общественной иерархии, положение в которой передается по наследству.
Рабовладельческая стратификация основана на прямом насилии, где неравенство детерминируется военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности.
В сословной стратификации социальные группы различаются юридическими правами и обязанностями, представляющими собой закрепленные в законодательном порядке обязательства перед государством, передающиеся по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.
Классовая стратификационная система. С точки зрения социально-экономической трактовки классы – это социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан, различия между которыми заключаются в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а, следовательно, и в уровне получаемых доходов. Принадлежность к классам не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству.
13. Социодинамика общества. Социальный прогресс.
Социальная динамика (в философии) — это подход к изучению общественных явлений, где предметом исследования выступает процесс изменений этих явлений, их обусловленность и направленность, а также последствия.
Конкретно понятие «социальное динамика» было введено еще О. Контом, основоположником и отцом социологии как науки. Данное понятие он употреблял с несколькими смыслами:
• Во-первых, социальная динамика – это противопоставление социальной статике. Таким образом, динамика – это движение, которое может привести общество как к лучшим показателям, так и к ухудшению ситуации.
• Во-вторых, социальная динамика – в некотором смысле смена состояний общественных явлений, которые действуют в обществе.
Таким образом, социальная динамика определяется как движение в обществе, которое ведет к структурированному или хаотичному изменению состояния общественных явлений и конкретных образований, так и общества в целом.
К понятиям, характеризующим динамику общественного развития, относятся следующие:
Прогресс — направление развития, характеризующееся переходом общества от менее совершенного к более совершенному.
Регресс — направление развития, при котором происходит переход от более совершенных форм к менее совершенным.
Эволюция — последовательные непрерывные изменения, переходящие из одного в другое без скачков и пауз.
15. Кризис как стадия развития социальной системы.
Социальный кризис - процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой следует разрыв социальных связей, утеря способности общественными образованиями выполнять свои функции, дестабилизация общества как целостной системы.
Признаки социального кризиса:
- наличие препятствия в процессе развития;
разрушение или распад какого-то явления или процесса;
- неуправляемость, неконтролируемость функционирования какого-то процесса;
наивысшая степень развития социальной «болезни», за которой может последовать «выздоровление» или распад социума, хаос;
- возможная утрата перспектив развития системы
Любой кризис происходит в определенных конкретно-исторических условиях (экономических, политических, социальных, культурных и т.д.), которые подразделяются на объективные и субъективные. Своеобразие тех и других накладывает существенный отпечаток на «скорость» разворачивания кризиса, на его интенсивность, формы его проявления и т.д. Соответственно социальный кризис может быть понят, если подходить к нему не абстрактно, а рассматривать его в том или ином социокультурном контексте.
Несмотря на уникальность и неповторимость отдельно взятого социального кризиса, каждый из них имеет некоторые общие черты и параметры, дающие возможность их типологизировать. Типологизация представляет собой не только один из методов познания изучаемого явления, но и способ перехода к непосредственной практике предупреждения и разрешения.
17. Социальный институт. Процесс институализации.
Социальными институтами называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.
Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.
В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты: 1. институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения; 2. экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа); 3. политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти; 4. социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).
19. Религия как социальный институт.
Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - земной, естественный - сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание характеризующее его внутренне состояние.
Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие: 1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека; 2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека; 3) одобрение или критика социальных порядков в обществе; 4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.
21. Государство как социальный институт.
Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.
Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.
Основная цель государства как социального института – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.
Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.
Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.
23. Социализация личности.
Человек - существо социальное. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением;. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Этапы социализации.
В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека .Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
25. Социальное поведение. Девиация: виды, формы. Теории девиантного поведения.
Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.
Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.
Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
В современной науке существует несколько ключевых теорий, которые раскрывают историю возникновения девиации и сущность девиантного поведения.