Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
Литература
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
Большое количество исследований в области отечественной и зарубежной психологии и педагогике посвящаются проблеме самосознания. Данные исследования в основном сосредотачиваются вокруг двух групп проблем. Первая группа в общем теоретическом и методологическом аспектах подвергает анализу вопрос вырабатывания самосознания в структуре общей проблемы формирования личности. В другой группе исследований подвергаются анализу более конкретные вопросы, которые связанны, в первую очередь, с особенностями самооценки и ее взаимосвязью с оценками других. Исследования А.А. Бодалева по социальному восприятию вызвали усиленный интерес к вопросу о связи между познанием других людей и самопознанием [5, с. 143].
Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, общие социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии [7, с. 10].
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата – достаточно указать лишь на несколько недавно изданных монографий, снабженных обширнейшей библиографией. Понятия "Я" и самосознания также занимают центральное место в литературе по теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования [14, с. 21]. Тем не менее, А.Н. Леонтьев, охарактеризовавший проблему самосознания как проблему «высокой жизненной важности, венчающую психологию личности», рассматривал ее в целом как «не решенную, отходящую от научного и психологического анализа» [8, с. 291].
Психологический аспект изучения проблемы самосознания предполагает анализ специфики самосознания как особенного процесса психики человека, который направлен на саморегуляцию его действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к самому себе.
Самосознание – одна из важнейших областей психологии и педагогики. Самосознание – это процесс осознания и самооценки человека как субъекта различных видов деятельности, как личности с ценностями, мотивами и желаемыми интересами. Самосознание – это социальный феномен, и по этой причине оно влияет на процесс социализации. Успешность формирования самосознания зависит от успешности становления человека как личности в окружающем обществе [1, с. 214].
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1977. – 379 с.
3. Архипов, Б. А. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: сборник статей / Б. А. Архипов, Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова; под ред. О. А. Голубева. – М.: Диалог-М, 2011. – 64 с.
4. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2002. – 24 с.
5. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. – 240 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии». – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
7. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. – 2001. – №3. – С.25-37.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – М. : Смысл : Академия, 2005. – 352 с.
9. Назаренко, Г. Познание ребенком собственного «Я» / Г. Назаренко // Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С. 366-367. – URL: https://moluch.ru/archive/205/50227/.
10. Непомнящая, Т.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Т.И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 1992. – 160 с.
11. Райгородский, Д. Я. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – М. : Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2013. – 427 с.
12. Сухова, Е. И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста / Е. И. Сухова // Воспитание дошкольников. – 2012. – № 4. – С. 4-10.
13. Файзуллаева, Е. Д. Организация совместных видов деятельности детей как условие становления субъективного (личностного) отношения к другому / Е. Д. Файзуллаева // Психолог в детском саду. – 2009. – № 4. – С. 77-91.
14. Фельдштейн, Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. – 2006. – № 1. – С. 13-21
15. Якобсон, С. Г. Становление ранних форм самосознания детей / С. Г. Якобсон, Л. Р. Адилова // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 12-22.