Аннотация
Введение
Основная тема
Заключение
Аннотация
Данная статья посвящена изучению проблем формирования самосознания и его развития в онтогенезе. Основными исследователями, изучавшими данный вопрос, можно назвать таких как Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин и У. Джемс. Данные исследователи анализировали понятия самосознания, а также выделяли свойства и характеристики, основные для конкретного возрастного этапа.
Введение
Процесс самосознания – психический процесс, который формируется на основе восприятия человеком множества «образов», в рамках определенных ситуаций общения и деятельности. «Образы» самосознания проходят свое развитие на основе оценочного отношения ближайшего окружения и определенной деятельности в рамках познания себя на определенных этапах онтогенеза.
«Образы» самосознания всегда определяются как результат социального взаимодействия человека и окружения. Изначальные образы возникают как определенные совместные образования, формирующие представления человека о себе, как о представителе социума, отличного от других. [1, с. 113].
Самосознание формируется на основе прохождения определенных этапов развития, которые напрямую связаны с определенными условиями психического развития человека.
Основная тема
Как говорилось ранее, в процессе своего развития, самосознание человека проходит несколько стадий. Развитие самосознания начинается на самых ранних стадиях онтогенеза в процессе отделения ребенка от мира предметов и других людей. Вначале оно не отличается от других. Он также не может отличить свои движения от тех, которые принадлежат ему, но взрослый выполняет их в процессе заботы о ребенке. Первые игры ребенка сначала с частями его тела (ручки, ножки), а затем с объектами внешнего мира свидетельствуют о первичной дифференциации его активной и пассивной роли в двигательной активности. В процессе двигательной активности, при манипуляциях с объектами и в процессе взаимоотношений с взрослым постепенно реализуется физическое «Я» ребенка, отдельные органы чувств и части тела.
Необходимым условием развития самосознания является появление у ребенка способности самостоятельно передвигаться в пространстве. Этот факт порождает новые формы отношений со взрослым, которые открывают новые пути и источники познания собственных возможностей, расширяют границы познания себя и качества самостоятельного субъекта [2, с. 25].
Третий год жизни – это период интенсивного умственного развития. Если раньше ребенок не думал о себе отдельно от привычных условий, ощущал чувство слияния с другими, называл себя по имени, говорил о себе в третьем лице, то к 3 годам «это слияние ребенка с другими вдруг исчезает, и личность вступает в период, когда необходимость утвердить и завоевать свою самостоятельность приводит ребенка к ряду конфликтов».
Заключение
Самосознание представляет собой базовую, интегральную характеристику личности, которая определяет отношение человека к себе и окружающей его действительности. Самосознание человека формируется при непосредственном взаимодействии человека с ближайшим окружением и как следствие, формирование определенного опыта в данной области.
Формирование самосознания проходит несколько стадий и определяется ведущими этапами развития ребенка.
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
2. Джемс У. Психология. / У. Джемс. – М.: Академия, 2011. – 214 с.
3. Кон И. С. Психология старшеклассника. / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2012. – 241 с.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 2016. – 214 с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2011. – 347 с.
6. Столин В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин. – М.: Академия, 2011. – 245 с.
7. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. тр. – М.: Академия, 2009. – 258 с.