Введение
Основная тема
Заключение
Список использованных источников
Введение
Анализ литературных источников приводят нас к психологическим позициям, которые выходят за рамки анализа узкой и специфической группы явлений, которая до сих пор являлась основным предметом нашего исследования. Закономерности данного явления являются общими более общими и приводят нас к необходимости пересмотра вопроса о структуре и генезисе всех высших психических функций в целом.
Во первых, самое широкое изучение определенных форм знаковой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста указывает на то, что вся деятельность при помощи применения знаков и символов определяет общие закономерности развития и функционирования психики ребенка.
Их психологическая природа оказывается такой же, как и природа речевой деятельности, рассматриваемой нами, где свойства, общие для всех высших психических процессов, представлены в полной и детализированной форме. Поэтому в свете того, что мы узнали о функциях речи и других связанных с ней психологических систем, следует подумать, будем ли мы иметь дело с символическими процессами второго порядка (письмо, чтение и т.д.) или же с такими же базовыми формами поведения, как и речь.
Основная тема
Основы понимания, что такое знак, были заложены отечественными исследователями, первооткрывателем среди которых был Л.С. Выготский, создатель теории высших психических функций. В рамках своей теории данный исследователь определил, что применение знака, слова как конкретно человеческого ментального регулятора, восстанавливает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативный поток представлений формирует продуктивное мышление и творческое воображение, импульсивные действия также оказывают влияние на формирование действий произвольных.
Высшие психические функции возникли посредством знака. Знак является инструментом психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство управления собственным поведением и поведением других людей. Знак как чисто культурное средство возник и используется в культуре.
История развития человека – это история развития знака – чем сильнее развивались знаки в поколениях, тем сильнее развивался ВПФ. Живопись имеет знаковую систему, так как отражает видение мира. Основными примерами являются такие как наскальная живопись, пиктографическое письмо – условное изображение именованного слова.
Знаком можно называть жесты, речь, ноты, картины. Слово, как устная и письменная речь, также является знаком. Маленькие дети уже начинают учить знаки, которые выражаются в рисунке. Ребенок закрепляет за собой все, что было отработано человеком (психика). История развития ребенка напоминает историю развития человека. Присвоение психики проходит через посредника.
Заключение
Знак в современном мире и психологии имеет важное значение для современного человека. Посредством знаков человек осваивает окружающую действительность, реализует свой потенциал, лучше разбирается в реалиях окружающего мира.
Знаки могут быть разнообразны и проявляться во всех сферах жизни. Формирование знаковой системы происходит у ребенка еще в младенческом возрасте и формируется на протяжении всей жизни.
Основу определения знаков как стабильной системы формирования высших психических функций заложил Л.С. Выготский. В современном мире знак не утрачивает своего значения и также занимает важное место в жизни каждого человека.
1. Выготский Л.С. Проблема развития человека. / Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2010. –145 с.
2. Ибраев Л.И. К проблеме генезиса знаков и их классификации // «Философские науки». –2012 – №5. – С. 30-39.
3. Ибраев Л.И. Надзнаковость языка // «Вопросы языкознания». – М. Академия наук, 2012. – С.17-35
4. Иванова В.Ф. Знаки и их природа. / В.Ф. Иванова. – М.: Академия, 2011. – 245 с.
5. Кондратов А. Звуки и знаки. / А. Кондратов. – М.: Академия, 2012. – 289 с.
6. Веракса А.Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, 2014. – 39 с.
7. Цветков А.В. Символ как средство организации учебной деятельности. / А.В. Цветков. – Москва, 2013. – 267 с.