НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Список цитированных источников
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИ-КОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Изменения, происходящие в нашем обществе, то и дело влекут за собой перемены в системе образования. В нынешних условиях модифицируются нравственные цели, что актуализует исследование источников, увеличивающих и регулирующих нравственные нормативы социальной жизни, стабилизирующих основы жизнедеятельности людей [1]. Школа, как социальный институт общества, имеет возможность внести значимый вклад в вырабатывании ценностного взгляда растущего поколения к нравственным нормам и эстетическим идеалам, если определит нравственно-эстетическое воспитание как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе.
В рамках нравственно-эстетического воспитания учащихся немаловажным школьным предметом является музыка – это связано с тем, что неопределенность современной социальной ситуации требует от человека не только высокой интеллектуальной и физической активности, но и способности к эстетическому восприятию окружающей реальности, раз-витой музыкальной культуры, а также наличия сформированных навыков нравственного поведения.
Д.Б. Кабалевский отмечает, что «музыка является искусством, обладающим большой силой эмоционального воздействия на человека и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества <…> в музыке нравственное содержание – воспевание добра и осуждение зла – является его душой, смыслом его существования, основной силой его воздействия на человека, его преобразующим фактором в жизни общества» [2, с. 101].
В.А. Сухомлинский называет музыку, мелодию, красоту музыкальных звуков важным средством нравственного и умственного воспитания человека, источником благородства сердца и чистоты души. «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» [3, с. 171].
А.Н. Зимина полагает, что «музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает духовную красоту человека, важность дружбы, преданности долгу, обнаруживает богатство душевного мира. Переживание ребенком чувств, воплощенных в музыке, – путь к образованию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него порой более сильное влияние, чем уговоры или наставления» [4, с. 56].
1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1999. – 126 с.
2. Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца / Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с., ил.
3. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
4. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: ВЛАДОС, 2000. – 286 с.
5. Тарантаева, Ф.Г. Консультация для родителей «Музыкально-эстетическое воспитание в детском саду [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://hugepdf.com/download/5b4556e03c0a9_pdf.
6. Туровская, В.И. Урок музыки – урок искусства // Вестник Прикамского социального института. 2015. №3 (71). – С. 71–74.
7. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие. – Минск: БГПУ, 2010. – 216 с.