ОПЕРНАЯ РЕФОРМА Р. ВАГНЕРА. ВОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ТИПОВ ГОЛОСОВ В МУЗЫКЕ
СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОПЕРНАЯ РЕФОРМА Р. ВАГНЕРА. ВОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ТИПОВ ГОЛОСОВ В МУЗЫКЕ
В истории мировой музыкальной культуры есть грандиозные фигуры, которым было суждено произвести огромные изменения в искусстве и оказать мощное влияние на будущих композиторов. Это Р. Вагнер.
Его гений был универсальным: Вагнер прославился не только как автор выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижер. Он был талантливым поэтом-драматургом и талантливым журналистом, теоретиком музыкального театра. Такая разносторонняя деятельность в сочетании с огромной энергией и титанической волей к утверждению своих художественных принципов привлекла внимание всего мира к личности и музыке Вагнера: его идеологические и творческие убеждения вызывали горячие споры как при жизни композитора, так и после его смерти. Они не отступили и по сей день. Одним из спорных вопросов является реформа оперы Р. Вагнер.
Реформа Вагнера – это углубление принципов, которые когда-то легли в основу реформы оперы Глюка.
Реформа оперы проводилась Вагнером последовательно от оперы к опере. Важнейшими вехами на этом пути являются оперы «Летучий голландец», «Тангейзер» (существует несколько версий оперы), «Лоэнгрин». Сам Вагнер признавал все свои оперы соответствующими новым оперным формам, начиная с «Тангейзера».
Реформируя оперы, Вагнер стремился воплотить серьезное, универсальное содержание, переданное через философское и символическое понимание традиционных сюжетов в единстве музыки и драмы, продолжении музыкально-драматического действа.
Центральная идея реформы Вагнера – синтез искусств. Музыка, поэзия, театральное представление и сценография должны слиться в одно общее действие. Как и Глюк, Вагнер отводил ведущую роль поэзии, поэтому он начал сочинять оперу с тщательной и длительной подготовки либретто.
Вагнер стремился включить серьезное, универсальное содержание, передаваемое через философское и символическое понимание традиционных сюжетов, в единство музыки и драмы, а затем музыки и драматического действия.
Огромную роль (в том числе объединяющую) играет оркестр, значение которого значительно возрастает. Оркестровая часть объединяет наиболее важные музыкальные образы (лейтмотивы), которые характеризуют образы, ситуации и концепции. Оркестровая часть подчиняется принципу сквозного симфонического развития: основные темы развиваются, трансформируются, противостоят друг другу, меняют свой облик и полифонически сочетаются друг с другом. Любая зрелая опера Вагнера содержит десятки лейтмотивов, наделенных программным содержанием.
1. Букина, Т.В. Создавая историю: оперная реформа Р. Вагнера как социальная стратегия / Т.В. Букина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2008. – №1. – С. 125-134.
2. Иванов, А.П. Искусство пения / А.П. Иванов. – М.: Голос-пресс, 2006. – 436 с.
3. Юссон, Р. Певческий голос / Р. Юссон. – М. Музыка,1974. – 261 с.
4. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. – Л.: Наука, 1967. – 204 с.