СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список цитированных источников
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетное направление государственной политики в области высшего образования – подготовка квалифицированных кадров в области юриспруденции, соответствующих запросам современной жизни в информационном обществе. Образовательная ситуация постоянно меняется, предъявляя новые требования к подготовке обучающихся, получающих высшее юридическое образование, среди которых существенное место занимает профессиональная компетентность специалиста, обладающая совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), требуемые для выполнения рабочих обязанностей в определенной сфере деятельности.
Эффективность системы подготовки юридических кадров сказывается при решении различных задач и на разных уровнях. Конкретные методы оценки эффективности часто связывают с уровнем профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава, организацией образовательного процесса, системой управления учреждением образования, качественной составляющей абитуриентов и выпускников.
Анализ различных научных точек зрения свидетельствует, что сегодня нет общепринятых и полно отражающих способов эффективности роли образования. Основная сложность связана с невозможностью выявить отдельно – в «чистом виде» – те или иные факторы, влияющие на эффективность юридического образования.
Вопросы совершенствования профессионального образования постоянно находятся в поле зрения ученых, а проблемы качества подготовки юристов являются предметом обсуждения на научных конференциях и семинарах, но четкого представления о национальной модели современного юриста не выработано [1, с. 195]. Таким образом, отсутствие концептуального видения модели юриста – сегодня основная проблема отечественного юридического образования.
В Республике Беларусь разработана Концепция развития юридического образования на период до 2025 года [2]. Реализация Концепции рассчитана на среднесрочный период с 2018 по 2025 год.
Согласно данной Концепции, государственная политика в области подготовки юридических кадров направлена на создание условий по обеспечению эффективного функционирования и устойчивого развития национальной правовой системы.
Реализация Концепции призвана обеспечить устранение имеющихся проблем и создание научно обоснованной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации, растущей в мире конкуренции, интенсивного экономического роста, инновационности базовых отраслей и новых производств, современных системах управления. Концепция предусматривает меры по усилению научного, кадрового, нормативного, организационного и материально-технического обеспечения юридического образования.
1. Калинин, С. А. Проблемы реформирования юридического образования: попытка системного анализа / С. А. Калинин // Юриспруденция ХХI века: горизонты развития : очерки / под ред. Р. А. Ромашова, Н. С. Нижник. – М., 2016. – С. 193 – 212.
2. Концепция развития юридического образования на период до 2025 года [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:8VqvXk6Rn3wJ:www.brsu.by/sites/default/files/crimlow/28.08.2017_kontseptsiya_s_soglasovaniyami.doc+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=by.
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 января 2011 г. № 243-З: Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года: Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
4. Петров, А. В. Юридическое образование как элемент правовой культуры общества / А. В. Петров, М. К. Горбатова // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2017. – № 3 – С. 175 – 182.
5. Тирских, М. Г., Аббасов, М. Т. Аппроксимация права и взаимодействие правовых систем. Сибирский юридический вестник. 2016. – № 4. – С. 109–114.
6. Савенок, А. Л. Система практической подготовки юристов: инновационные подходы и содержание / А. Л. Савенок, О. З. Рыбаключева // Инновации в юридическом образовании: содержание, технологии, управление : тез. докл. Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 31 окт. 2008 г. / Акад. МВД Респ. Беларусь; отв. ред. А. Л. Савенок. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2020. – С. 25 – 30.