Задание 1 Основная функция, выполняемая философией по отношению к научному познанию, - это
Задание 2 Какие черты философия заимствовала из мифологического и религиозного мировоззрения?
Задание 3 Перечислите предпосылки, которые позволили сформировать философское мировоззрение
Задание 4 Проанализируйте категории «бытие» и «небытие». Дайте им характеристику
Задание 5 Раскройте роль социализации в формировании личности
Задание 6 Изложите основные ограничения чувственного познания в философии
Задание 7 Изложите суть концепции «гражданское общество»
Задание 1 Основная функция, выполняемая философией по отношению к научному познанию, - это
Философия разрабатывает определенные "модели" реальности, сквозь "призму" которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки. Иначе говоря, философия дает общее видение мира, на основе которого строятся видения частнонаучного характера как элементы более широкого целого - философского осмысления реальности. Именно оно позволяет увидеть место и роль частнонаучных представлений, "прописать" их в качестве необходимых моментов, сторон общей картины мира.
Раскройте роль методологии философии в научном знании
Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.
Задание 2 Какие черты философия заимствовала из мифологического и религиозного мировоззрения?
Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.
В своих моделях и концепциях философия также использует метафоры, символы, образы, она пытается приобщить человека к миру высших ценностей и нравственных идеалов. Но главным ее инструментом при этом всегда является язык теоретических понятий и категорий. Исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания.
Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры.
Задание 3 Перечислите предпосылки, которые позволили сформировать философское мировоззрение
Первые из известных оформленных философских учений появляются на рубеже VII и VI вв. до н.э. практически одновременно в трех различных регионах: в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Тем не менее есть основания предполагать, что истоки философии восходят к более ранним периодам истории индийской, египетской и вавилонской цивилизаций, в мифологических и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определенные философские мотивы. Первоначально философская мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. В целом философия возникает в период кризиса мифолого-религиозпого сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности. Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения новых жизненных ориентиров. Попытки решения этих задач и приводят к развитию философии как свободного, критичного, разумного размышления о мире и человеке.
Перечислите и раскройте основные различия между античной и древневосточной философией
Античная философия, в отличие от восточной, развивалась обособлено от религии.
2. Античная философия стремилась рационалистически объяснить мир, в то время как восточная характеризовалась морально-этическим направлением, стремлением к поучениям, наставлениям праведной жизни.
3. В древней Греции точные науки развиваются неотделимо от философии, параллельно и вместе с ней. Ранний греческий философ одновременно являлся и астрономом, и математиком, и физиком. Эмпирическое знание на востоке развивалось обособлено от философский теорий.
4. Научное знание на Востоке своей целью имело воспитать послушного и трудолюбивого члена общества (организационно-управленческая функция), нацелено на проектирование и постройку инженерных сооружений, изобретения (технологическая функция). Система знания древней Греции не имела настолько прикладного значения.
5. Восточная наука носила организованный и коллективный характер и подчинялась управленческой бюрократии. В Европе наука была делом отдельных личностей.
Задание 4 Проанализируйте категории «бытие» и «небытие». Дайте им характеристику
С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы прежде всего указывать на то, что нечто есть, которое может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы.
В различных исторических типах онтологии проблема «бытия» решалась по-разному: в античности, онтология формировалась как учение о всеобщих, неподвижных основах «истинного бытия», представляя собой логико-онтологическую картину реальности; в Новое время приоритет приобретает гносеология, и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, его бытийных основаниях, соотношении с объективной действительностью и т. п.; c XIX–XX вв. предметом онтологии предстает бытие человеческой субъективности, но не в сфере вечного, а становящегося бытия.
Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие? Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования. Подобный вопрос обнаруживают и у других мыслителей, например, у Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и М. Хайдеггера: почему есть бытие, а не ничто? Все другие философские вопросы, включая и так называемый “основной вопрос философии” (в диалектическом материализме – это вопрос об отношении мышления к бытию), приобретают смысл после решения вышеозначенной философской проблемы, выступая по отношению к ней вторичными.
Кто сформулировал диалектику как философскую теорию развития? Раскройте значение трех законов диалектики в философии (законы перечислить)
Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия.
Диалектика, согласно Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.
Задание 5 Раскройте роль социализации в формировании личности
Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Формирование наиболее глубинных ценностных установок во многом зависит от опыта детского восприятия родителей и их отношений. З. Фрейд считал, что в феномене «Я- идеального», составляющего ядро человеческого характера и сознания, всегда воспроизводятся устойчивые характеристики отца или матери как первых объектов любви и соперничества. Некоторая ситуативность и стихийность социализации в рамках семьи обязательно корректируется обществом посредством такого специального института, как образование.
Выполняя функцию социализации личности, образование подчинено ценностным и инструментально-техническим требованиям эпохи. Например, современная общеобразовательная школа возникла не только благодаря тенденциям демократизации общества, но и как механизм обеспечения массового промышленного производства. Организация учебного процесса здесь во многом воспроизводит фабричный конвейер с его регламентированным временем, стандартом требований, усредненной массой лиц. Преподаваемые знания ориентированы преимущественно на универсально- объективированный характер, соотносимый с существующим эталоном научности, где необходимые для развития личности смысложизненные ценностные аспекты игнорируются ради информационно-познавательных моментов. Традиционный статус учителя как безусловного авторитета в знаниях и наставника в жизни редуцируется к функции транслятора информации, безнадежно быстро устаревающей в свете стремительной динамики прогресса.
Раскройте роль коммуникации в формировании личности и построении взаимосвязей в современном обществе
Образование подготавливает личность к ее реальному функционированию в социальных системах. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Жесткое разведение деятельности и коммуникации не представляется возможным, поскольку коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность, в свою очередь, немыслима без соответствующих коммуникативных процессов. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях, однако особое значение она имеет для интуитивно-волевых характеристик,
Задание 6 Изложите основные ограничения чувственного познания в философии
На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.
Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания, осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях. Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Одна из центральных проблем чувственного познания связана с вопросом о природе и механизмах формирования субъективного (идеального) образа. В процессе такого формирования происходит взаимодействие между различными типами реальности: физической, представленной объектами действительности, заданными конкретно- историческим типом практики; физиологической, репрезентированной сенсорным кодом объекта; психической, существующей в форме нейродинамического кода объекта или совокупности психических модальностей; идеальной как совокупностью семиотических конструкций, с помощью которых осуществляется распознавание психического образа и погружение его в систему социокультурного опыт.
Укажите роль воображения и интуиции в формировании научного знания. На чем базируется интуиция?
В процессе творческого мышления важная роль принадлежит воображению и интуиции. Интуиция связана с рождением новой идеи. начение интуиции в научном познании отмечали многие ученые и мыслители. По мнению А.Эйнштейна, логический аппарат, устанавливающий соотношения между понятиями, еще не дает возможности создать что-то новое. Мышление делает творческим связь понятий с непосредственным отображением мира. Вот эту связь Эйнштейн и считал интуицией. Подлинный ученый не может обойтись в своей работе без изрядной толики воображения, догадок, фантазии. Без воображения,
Задание 7 Изложите суть концепции «гражданское общество»
Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, неконтролируемая государством, т.е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Эти интересы могут касаться экономической, социальной, культурной сфер жизнедеятельности человека. Для реализации данных интересов люди формируют различные институты гражданского общества – разнообразные производственные объединения, создаваемые по личной инициативе, общественные организации, органы самоуправления, независимые средства массовой информации и т.д. Становление эффективных структур гражданского общества представляет собой несомненную ценность современной цивилизации, данный процесс характеризуется ростом роли самоуправления в жизни общества, эффективным контролем граждан за деятельностью государства, высокой политической активностью, установлением гражданского мира и социальной стабильности. Важнейшим элементом гражданского общества является построение и эффективное функционирование правового государства. В качестве важнейших признаков данного государства выступают следующие: господство права, разделение властей, неотчуждаемость прав и свобод личности, ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью, наличие эффективных форм контроля за государственной властью. В своей совокупности эти признаки свидетельствуют о том, что государственная власть должна быть ограничена правом. С учетом этого правовое государство можно определить в самом общем виде как государство, где господствует право.
Раскройте понятие «общество» в социальной философии
Социальная философия обращается к метафизическому осмыслению общества не как к самоцели (редукция философии к метафизике и придание последней самодовлеющего характера, как выявила история, оказали негативное влияние и на саму философию, и на конкретно-научное знание), - а как к средству более глубокого и конкретного понимания общественной жизни.
В социальной философии можно выделить три основные субстанциальные модели понимания общества. 1) Общество как объективно-материальная реальность. Философский смысл данной модели заключается, естественно, не в отрицании существования сознания и его роли в жизни общества, а в определении субстанции социума – его первоосновы. 2) .Общество как духовная реальность. Эта метатеоретическая модель, не отрицая значимости практической деятельности, ведущей к материальному обустройству мира, тем не менее, усматривает его сущность в духовных феноменах. 3) Общество как объективно-субъективная реальность. В отличие от первых двух субстанциальных моделей, в которых сущность общества