1. Перечислите цели философии права.
Цели философии права:
- неустанный поиск истины.
2. Раскройте понятие философии права
Философия права – это особенный философский раздел, занимающийся исследованием общих мировоззренческих вопросов, связанных с правоведением, а также государствоведением [1, с. 9].
Задание 2 Право и нравственность
1. Укажите различия в понимании права и нравственности в философии права
Различия права и морали заключаются в следующем:
- появление права предполагает волю субъекта государства, нравственность же появляется спонтанно и не зависит от воли какого-либо субъекта.
2. Раскройте взаимосвязь правовой культуры государства и нравственности
Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны.
Задание 3 Ценностный подход к праву, система ценностей
1. Перечислите систему ценностей, имеющих отношение к праву и государству
Система ценностей, имеющих отношение праву и государству: справедливость, свобода, равенство. Так же выделяют такие ценности как сохранение извечного и разумного порядка, установленного высшими силами.
2. Как в философии права трактуют понятие свободы и равенства (от идеалистического к практическому применению)
В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме).
Задание 4 Государство и право как ценности
1. Основные постулаты отрицания ценности государства в анархизме.
Основными постулатами отрицания ценности государства в анархизме являются:
- полный отказ от существующего общественного строя, основанного на политической власти.
2. Раскройте взаимовлияние юридического и философско-правового понимания ценностей государства и права
В правовой литературе ставится вопрос: являются ли ценности, лежащие в основе права, государства и изучающих их наук, сугубо юридическими (правовыми) или моральными и тем самым универсальными, поскольку мораль распространяется не только на юридические отношения, но и на все другие сферы общественной жизни?
Академик Нерсесянц и Четвернин настойчиво проводят мысль, что в праве и государстве не применяются всеобщие ценности философско-этического порядка, а, наоборот, создаются собственные ценности, которые затем признаются и применяются в разных областях жизни. «Справедливость, пишет Нерсесянц, - категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная). Более того, только право и справедливо». Тот же принцип применяется Нерсесянцем и к таким ценностям, как равенство и свобода [2, с. 314].
Задание 5 Типология правопонимания
1. Раскройте причины плюрализма в понимании права
Причины плюрализма в понимании права: гносеологические, онтологические, социальные.
Гносеологические: гносеология (тория познания). Правопонимание-процесс целенаправленной мыслительной деятельности человека, включает в себя познание права, его восприятие, оценку, отношение к нему, то есть оно не отделимо от субъекта правопонимания. Таким образом, зависит от нравственной, религиозной философской позиции понимающего, его уровня развития, уровня его правовой культуры, объема его знаний о праве.
2. Перечислите и раскройте основные отличия реалистического и метафизического типов понимания права
Основные отличия реалистического и метафизического типов понимания права:
- реалистическое правопонимание основано на методологии социально-философской мысли, суть которого состоит в ограничении предмета познания лишь сферой фактического знания и в сведении способа познания лишь к чувственному восприятию, позволяющему фиксировать эмпирические факты и устанавливать эмпирические закономерности. Метафизика стремится к абсолютному знанию (проникновению в сущность бытия) и достигает его (по крайней мере, претендует на это) посредством умозрения, то есть сугубо рационального внеопытного рассуждения, спекуляций чистого разума»
Задание 6 Реалистические концепции права
1. Кратко изложите основные утверждения представителей данного направления.
Воззрения К.Н. Ллевеллина на право:
- основной задачей юристов является обобщение юридической практики. Общество меняется быстрее, чем право, практика опережает теоретические исследования. Обобщение юридической практики позволит привести нормы права в соответствие с уровнем развития общества.
- действующее право — результат деятельности судебных и административных органов.
Дж. Грей утверждал, что право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон. Всякое право – есть право, созданное судьей.
2. Укажите отличия в понимании права в юридическом и социологическом позитивизме
Существенное отличие юридического понимания права от социологического состоит в том, что в юридической науке помимо догмы позитивного права и государства всегда была общая теория права и государства, которая включала в себя как позитивистские, так и антипозитивистские (естественно-правовые) школы и направления в трактовке права и государства.
В теоретическом отношении эти два подхода к праву антиподы.
Задание 7 Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права
1. Кратко изложите особенности метафизических теорий
В основе метафизического правопонимания лежит представление о том, что «человек по своей природе есть существо сверхчувственное, или метафизическое».
Метафизический (непозитивистский) тип правопонимания основан на человекоцентристском подходе, для которого право — это, прежде всего, права человека как абстрактного носителя неких сущностных свойств, которые, в конечном итоге, и обусловливают сущностные характеристики самого права. В рамках такого подхода право с той или иной степенью последовательности увязывается со свободой человека.
2. Перечислите особенности интегративных теорий права
Особенности интегративных теорий права:
- признание прав многоуровневым развивающимся явлением, отдельные стороны которого составляют предмет исследования разных отраслей научного знания (от философии до юриспруденции)
- стремление синтезировать имеющийся в рамках разных подходов к пониманию сущности права опыт, учесть разнообразие имеющихся у права характеристик.
Задание 8 «Новые» теории права
1. Кратко изложите основные утверждения либерально-юридической концепции права
Согласно либертарно-юридическому подходу право – это нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.
Право, согласно данной трактовке, включает в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов).
В либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду сущность права – то, что выражает его отличительную особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает право от неправа (от произвола, с одной стороны, от моральных, религиозных и иных социальных норм, с другой стороны), то есть то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя.
2. Укажите за что критикуют «новые» теории права
«Новые теории» права поддаются критике так как:
- это искусственные конструкции исходят из различения права и закона, из того, что право — это «дозаконотворческий и внезаконотворческий комплекс объективных закономерностей, необходимостей, требований и правил социальной, общественно-политической жизни, право выступает в качестве основания и критерия для суждения о ценности закона.
Задание 9 Государственно-правовые идеалы и действительность
1. Укажите место и роль идеальных конструкций в формировании правовой культуры в философии права
Идеальные конструкции – это своего рода идеал; то, к чему следует стремиться современным государствам и обществам. В современном мире абсолютного идеала в правовом регулировании и устройстве государства нет. К таким конструкциям можно причислить: метафизические или идеальные понимания права (естественно-правовые теории, философское понимание права), концепция правового государства, концепция социального государства.
Идеальные типы понимания права – это критерии оценки позитивного права (роль в философии права). Они не представляют собою определения права в строгом смысле слова, но совершенно необходимы для юридической теории и практики.
2. Изложите свои взгляды на пути формирования правовой культуры.
Формирование правовой культуры возможно благодаря:
- правовому воспитанию, которое представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.
Задание 10 Соотношение интересов личности, общества и государства
1. Дайте определение понятию «социальная природа права»
Социальная природа права это то, что любое право выступает прежде всего регулятор (формальная сторона), а так же то, чьи именно интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).
2. Перечислите и раскройте влияние групповых интересов на социальную природу права
Основными направлениями их деятельности являются:
- влияние во время избирательных кампаний;
- воздействие на законодательный процесс,
- влияние на кадровые вопросы;
- влияние на принятие и выполнение управленческих решений;
- воздействие на суд и судебные решения.
Чаще всего используют такие непосредственные способы взаимодействия с властными структурами:
- личное послание политическому лидеру (главе государства) или верховному органу правления;
- обеспечение себе непосредственного представительства в правящей элите.
3. Изложите основные направления консолидации интересов гражданина, общества и государства в философии права
Известны два крайних подхода при определении взаимоотношений государства и личности: этатистский и индивидуалистический (либо социоцентристская система и персоноцентристская система).
В соответствии с этатистским подходом (социоцентристская система) - государство - высшая ценность, на первый план выдвигаются интересы общества, создается приоритет в государстве общего, публичного над частными, индивидуальными интересами. Как правило, этатизм сопровождается отождествлением государства с носителями власти, бюрократическим аппаратом, выдающим себя за выразителя интересов всего общества. Этатизм, основанный на господстве органов власти, пренебрегает свободой личности, так как она ограничивает произвол государственного аппарата, представляет для него угрозу. Крайним воплощением этатистского подхода является тоталитаризм.