Задание 1 Экономический анализ в системе управления
Задание 2 Методологические основы экономического анализа
Задание 3 Методика экономического анализа, способы обработки информации в экономическом анализе
Задание 4 Анализ маркетинговой стратегии организации
Задание 5 Анализ использования персонала организации
Задание 6 Анализ наличия и использования основных средств организации (предприятия)
Задание 7 Анализ наличия и использования материальных ресурсов организации
Задание 8 Анализ себестоимости продукции (товаров, работ, услуг)
Задание 9 Анализ финансовых результатов деятельности организации
Задание 10 Анализ финансового состояния организации
Задание 1 Экономический анализ в системе управления
1.1. Экономический анализ – анализ, который выполняется с целью оценки состояния и перспектив конкретных хозяйственных субъектов и др. С его помощью выявляют неиспользованные резервы улучшения показателей деятельности организации.
1.2. Результаты экономического анализа используют для планирования и прогнозирования экономических процессов, а также для разработки программ и рекомендаций
Задание 2 Методологические основы экономического анализа
2.1. Методология – совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика – это совокупность приёмов, методов целесообразного проведения работы, процесса или практического выполнения чего-либо.
2.2. Показатели: количественные (объём выпущенной продукции/выполненных работ, количество работников и др), качественные (себестоимость продукции, производительность труда, уровень доходности, рентабельности), абсолютные (показатели в денежных, натуральных измерителях) относительные (коэффициенты, индексы и др.).
2.3. Анализ по отраслевому признаку: отраслевой (методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики), межотраслевой (теоретические
Задание 3 Методика экономического анализа, способы обработки информации в экономическом анализе
3.1. Метод сравнения – сопоставляются фактические значения показателей с плановыми, либо с показателями предыдущего года. Балансовый метод – определяется суммарное влияние факторов на обобщающий показатель.
3.2. Способ абсолютных разниц – позволяет оценить влияние каждого отдельного фактора на прирост результативного показателя.
Задание 4 Анализ маркетинговой стратегии организации
4.1. Валовая продукция (стоимость всей продукции и выполненных работ, выраженная в сопоставимых ценах), товарная продукция (валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства), реализованная продукция (стоимость отгруженной и оплаченной продукции).
4.2. Анализ выполнения плана по структуре и составу продукции позволяет определить перспективность сбыта продукции (рост и снижение спроса), определяются изменения конъюнктуры рынка, наличие недостатков в системе организации, технического состояния оборудования и др.
4.3. Рост коэффициента товарности свидетельствует о хорошей организации производства. С ростом товарности растёт денежная выручка, доходы, что является положительным фактором для предприятия.
Задание 5 Анализ использования персонала организации
5.1. Трудовые ресурсы – часть населения страны, которая по физическому развитию и образованию способна заниматься общественно полезной деятельностью. Персонал предприятия – весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных рабочих.
5.2. Для анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами необходимо сравнить фактическое количество работников по категориям и профессиям с плановой потребностью, также анализируется качественный состав трудовых ресурсов по квалификации. Для оценки соответствия квалификации работников сложности выполняемых работ сравнивают средние тарифные разряды: Тр = (Трi* Чрi )/ЧР, где
Трi - тарифный разряд, Чрi – численность работников i-того вида, ЧР – численность работников.
5.3. Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности работников (ЧР), количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год
Задание 6 Анализ наличия и использования основных средств организации (предприятия)
6.1. Основные средства (ОС) – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
6.2. Оценка объектов основных средств по различным направлениям (состав, структура, техническое состояние и др.), оценка правильности и необходимости списания объектов ОС, определение влияния использования ОС на конечный результат работы организации, оценка обеспеченности организации ОС.
6.3. Коэффициент выбытия, коэффициент обновления (Ко), коэффициент компенсации выбытия.
Ко = Сп / Ск * 100%, Сп – стоимость поступивших ОС, ден. ед., Ск – стоимость ОС на конец отчетного периода, ден. ед.
Задание 7 Анализ наличия и использования материальных ресурсов организации
7.1. Материальные ресурсы – это потребляемые в процессе производства предметы труда в виде сырья, материалов, покупных изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии.
7.2. При анализе обеспеченности предприятия материальными ресурсами в первую очередь проверяют качество плана материльно-технического снабжения. Проверку реальности плана начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.
Задание 8 Анализ себестоимости продукции (товаров, работ, услуг)
8.1. Себестоимость – стоимостная оценка использованных в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и др. затрат на ее производство и реализацию.
8.2. Условно-переменные затраты - расходы, размер которых возрастает или уменьшается в соответствии с изменением объёма выпуска продукции (затраты на сырьё, материалы, зарплату и др.). Условно-постоянные затраты – затраты, которые не связаны с объёмом производства и реализации продукции, товаров, услуг, в процессе предпринимательской деятельности изменяющиеся как в количественном, так и в качественном состоянии.
8.3. Прямые – затраты непосредственно связанные с изготовлением вида продукции и могут быть прямо отнесены на его стоимость. Косвенные – это затраты, которые связаны с производственной деятельностью предприятия в целом и косвенно (по тому или иному признаку) относятся на себестоимость.
Задание 9 Анализ финансовых результатов деятельности организации
9.1. Балансовая, валовая, чистая, маржинальная, реальная, номинальная, нераспределённая, капитализированная, нормальная и др. Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации (ЧП=Д-Р). Капитализированная прибыль – это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала организации (КП=ЧП-D, где D – выплата дивидендов).
9.2. Рентабельность продукции (РП), рентабельность производства, рентабельность продаж, основных средств (Рос), материалов, затрат, активов, персонала, собственного капитала и др. РП = (Ц-С)/С*100%, где Ц – цена единицы продукции, С – себестоимость единицы продукции; Рос = П / (ОСср – ОБср)*100%, где П – сумма прибыли, ОСср – среднегодовая стоимость основных средств, ОБСср – средние за год остатки оборотных средств.
Задание 10 Анализ финансового состояния организации
10.1. Финансовое состояние – результат действий предприятия, который характеризует его финансовые возможности для ведения непрерывной хозяйственной деятельности и функционирования в условиях рынка.
10.2. Финансовые результаты деятельности, объём и структура имущества и капитала, ликвидность баланса, платежеспособность, эффективность использования основных и оборотных средств.
10.3. Коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
10.4. Платежеспособность – способность предприятия рассчитаться по всем своим долгам в полном объёме в установленные сроки, т.е. наличие у него денежных средств или иных ресурсов для погашения кредиторской задолженности. Ликвидность – это способность различного вида активов организации быть обращенными