Задание 1
Назовите основные этапы в истории развития экономической социологии на Западе и их представителей
Классический этап - сер. XIX- нач. 20-х гг.XXв. – представители: К. Маркс, М. Вебер и Т. Веблен. Особенности этого этапа заключаются в определении и теоретическом анализе наиболее крупных проблем, лежащих "на стыке" экономики и общества.
Первый этап (начало 20-х — середина 50-х годов) совпал с активным развитием эмпирических социологических исследований.
Укажите причины более поздней, чем на Западе, институционализации отечественной экономической социологии
Изменение политической атмосферы в стране, усвоение достижений социологической мысли других, стран, социологизация экономической науки, теория организации и управления и другие.
Назовите имена представителей белорусской школы экономической социологии
Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов, Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина.
Задание 2
Определите область, исследовательского интереса экономической социологии как науки
О закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Сформулируйте свое понимание отличий «экономического» и «социологического» взглядов на природу хозяйственного поведения человека
Социологический подход к хозяйственной мотивации сталкивается с рядом неизбежных трудностей. Оказывается, что наряду с идеальным (ценностным) уровнем мотивации, связанным с более глубокими и устойчивыми предпочтениями, существует ее практический уровень, который выражается в требованиях, предъявляемых людьми в конкретной ситуации. Выясняется также, что мотивация как внутреннее побуждение человека не тождественна его мотивации-суждению — вербальному объяснению собственных поступков. Человек может не осознавать свои побуждения или быть неискренним.
Назовите две особенности метода экономической социологии
Метод экономической социологии характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма регулирования экономических отношений и процессов.
Задание 3
Приведите примеры категорий, заимствованных экономической социологией из общей методологии науки
Общей методологии (структура, функции, механизм, элемент, связь, развитие)
Приведите примеры категорий, заимствованных экономической социологией из методологии других социальных наук
Категории политической экономии (собственность, производительные силы, производственные отношения, средства производства, производство, распределение, обмен, потребление и т.д.), философии (общественное сознание, общественные отношения).
Приведите примеры категорий, собственно выработанных экономической социологией как наукой
Собственных категорий экономической социологии:
1) самые абстрактные категории – экономическая сфера и область социальных отношений;
2) категория и социальный механизм развития экономики и частные механизмы отдельных социально-экономических процессов.
Задание 4
Раскройте содержание понятия «экономическое мышление»
Экономическое мышление — это познание человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности.
Выделите основные типы экономического мышления
Обыденное экономическое мышление основывается на односторонних и отрывочных познаниях в этой отрасли. Научное – предполагает высокий уровень познания закономерностей развития экономики.
Сформулируйте важнейшие черты, присущие социально-ориентированному типу экономического мышления
Является его субъективный характер, в нем проявляется индивидуальная психология. Оно возникает у человека, воспринимающего мир через призму своих личных интересов, к тому же несвободно от навязываемых средствами массовой информации взглядов.
Задание 5
Назовите социальные особенности экономического поведения по Н.Д.Кондратьеку
Н.Д. Кондратьев в рамках своей концепции, как нам представляется, дал оригинальную социологическую трактовку хозяйственных (экономических) явлений через обоснование тех актов деятельности (поведения), на основе которых они слагаются.
Приведите типологию экономического поведения по В.И.Верхонину
Индивидуальные формы - экономическое поведение индивидов как представителей тех или иных социально-демографических и социально-профессиональных групп.
Сформулируйте свое понимание места и роли брендингового экономического поведения
Брендинговое экономическое поведение занимает важную роль в экономике.
Задание 6
Назовите основные условия формирования экономического мышления, адекватному современному уровню экономического развития
Многообразные формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.).
Укажите проблемы, характеризующие состояние экономического мышления в современном белорусском обществе (аргументируйте свою позицию)
Отношение к труду как к необходимости и условию самореализации личности выражается в показателях развития субъективных побудителей и практических усилий, направленных на развитие способностей к труду. Сейчас нет соотношения повышения уровня заработной платы и повышения производительности труда.
Выделите основные формы экономического воспитания различных категорий населения
Очень важный аспект заключается в воспитании уважения к собственности, труду, результату, успеху. Успех, как новая социоэкономическая категория, отражает степень понимания и осознания роли личности, проявления ее деловых качеств, уровня интеллекта, образованности, нравственных основ.
Задание 7
Назовите имена 3-5 представителей теоретической социально-экономической мысли, рассматривающих сущность предпринимательства
Предпринимательская прибыль есть плата за правильный прогноз, плата за мышление и точный выбор той формы деятельности, которую нужно и можно осуществить в данной ситуации" Людвиг фон Мизес.
Сформулируйте характерные взгляды на социальную сущность предпринимательства Й.Шумпетера
Он считает, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. Главное "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". Й. Шумпетер считает, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства.
Приведите определение предпринимателя по В.Савченко (ссылка на источник обязательна)
«Предприниматель — это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход.
Задание 8
Назовите важнейшие социально-экономические цели в деятельности предпринимателя
Цели предпринимательской деятельности раскрывают сущность самого предпринимательства. Они заключаются в стимулировании широкого общественного спроса на определенные потребности и его удовлетворении.
Укажите на факторы, определяющие роль малого предпринимательства в развитии современной экономики
* численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
* вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
* вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов.
Назовите основные пути социальной поддержки предпринимательства
- создания условий для беспрепятственного вхождения в рынок субъектов малого бизнеса;
- обеспечения условий роста частного сектора в экономике;
- привлечения предпринимательства к решению актуальных социальных, политических и экономических проблем государства.
Задание 9
Изложите сущность основного психологического закона Дж. Кейнса, связанного со структурой потребительского поведения
С увеличением до хода склонность к потреблению падает, при этом увеличивается склонность к сбережению.
Изложите основные выводы Ф. Модильяни в его теории жизненного цикла потребления
Согласно теории «жизненного цикла» Ф. Модильяни:
• потребитель стремится сохранить постоянный уровень потребления в течение всей своей жизни;
• для достижения своей цели потребитель должен часть своего заработка (трудо¬вого дохода) сберегать в течение трудового периода, чтобы иметь ресурсы для потребления в течение пенсионного периода.
Назовите характерные черты современного «общества потребления»
Рост потребностей людей и расходов на личные нужды; снижение роли мелких магазинов в пользу крупных торговых центров и супермаркетов; широкое развитие кредитования на потребительские нужды; широкое развитие всевозможных дисконтных карт, систем скидок и прочих продуктов, стимулирующих потребление.
Задание 10
Сформулируйте содержание экономической культуры по Т.И.Заславской и Р.В.Рывкиной (ссылка на источник обязательна)
Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной, определяет экономическую культуру «как способ (структуру социальных механизмов) взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания функционирования и развития экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения.
Сформулируйте содержание экономической культуры по Г.Н.Соколовой (ссылка на источник обязательна)
Совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества.
Перечислите важнейшие функции экономической культуры, приведите конкретные примеры их реализации
адаптационная функция (производить необходимые экономические блага, распространять их среди окружающих путем обмена, продажи, сдачи в аренду и т.д.)
Познавательной функцией. (покупка тех или иных товаров и услуг, особенности и объем их потребления и т.д.)
нормативно-регуляционную функцию.
Задание 11
Раскройте сущность основных элементов механизма мотивации экономического поведения (потребностей, интересов, стимулов)
Потребность – это нужда, недостаток в чем-то необходимом для продолжения жизнедеятельности отдельного человека, хозяйствующего субъекта или общества в целом. Стимулы, т.е. конкретные побудители, которые заставляют хозяйствующих субъектов предпринимать определенные действия, чтобы реализовать свои интересы и удовлетворить свои потребности.
Назовите формы принуждения как источника мотивации экономического поведения (по В.В Радаеву)
Принуждение - это безальтернативное подчинение субъекта внешним по отношению к нему обстоятельствам. В .В. Радаев выделяет следующие виды принуждения:
• внеэкономическое, выражающее отношения непосредственного господства и подчинения, личной зависимости субъекта от других людей, административных, военных и других органов;
• экономическое, в основе которого лежит односторонняя зависимость человека от материальных условий существования.
Сформулируйте свое понимание сущности социально культурных механизмов мотивации экономического поведения
То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию - являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности.
Задание 12
Раскройте сущность социального неравенства
Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, таким как деньги, власть и престиж.
Перечислите основные критерии идентификации среднего класса
Текущий доход; движимое имущество; недвижимое имущество и транспорт; сбережения (денежные вклады, наличные деньги, облигации и иные ценные бумаги, кроме “голосующих”); способность путешествовать по миру; возможность приобретать платные социальные услуги; управленческий статус; образование, квалификация; сектор экономики.
Дайте определение и классификацию бедности как социально-экономического явления
Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Выделяют два вида бедности.
1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.
Задание 13
Выделите важнейшие общественные функции труда
1. социально-экономическая (репродуктивная) 2. продуктивная (креативная). 3. социально-структурирующая (интегративная).
Сформулируйте свое понимание понятия «социальное качество труда», приведите конкретные примеры того, в чем оно проявляется.
Социальное качество труда заключается в воздействии трудовой деятельности работника на его социальные роли, социальное положение, интересы, образовательный и профессионально-квалификационный уровень, другие социальные характеристики. Такое воздействие обусловлено влиянием орудий труда, технологии, условий труда, форм организации труда.
Назовите основные виды социально-трудовых отношений
- По содержанию деятельности: производственно-функциональные, профессионально квалификационные, социально-психологические, социально-организационные;
- По субъектам: межорганизационные, внутриорганизационные, внутрипроизводственные; индивидуальные, коллективные и смешанные;
- По объему властных полномочий: отношения по горизонтали (между наемными работниками), отношения по вертикали (между работодателем и наемным работником).
Задание 14
Раскройте понятие «характер труда», и его критерии
Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. К показателям характера труда относят:
• форму собственности;
• отношение работников к труду.
Раскройте понятие «содержание труда», и его критерии
Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций и т. д.
Сформулируйте свое понимание термина «отношение к труду», критериев его идентификации
Отношение к труду характеризуется стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда. Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, часто независимо от формы.
Задание 15
Раскройте содержание понятия «трудовой потенциал»
Трудовой потенциал - это совокупная общественная способность к труду, потенциальная дееспособность общества, его ресурсы труда.
Перечислите основные составляющие (и их показатели) трудового потенциала организации
Качественные характеристики раскрывают меру трудоспособности и пригодности людей к выполнению трудовых функций, среди них можно выделить:
- психофизиологические измеряются состоянием здоровья населения, а также способностями, работоспособностью человека;
- профессионально-квалификационные характеризуются численностью населения с разным уровнем образования, объемом и глубиной знаний, компетенций, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности.
Назовите основные социальные факторы развития трудовых ресурсов
- демографическое развитие общества, под воздействием которого формируется численность населения, его половозрастная структура, численность экономически активного населения;
- миграция, как внутренняя так и внешняя, оказывает влияние на структуру, количество и качество трудовых ресурсов.
Задание 16
Сформулируйте свое понимание социальной специфики рынка труда
Специфика рынка труда определяется особенностью того товара, который на нем представлен.
Выделите основные социально-экономические виды безработицы
• фрикционная – временный перерыв в работе из-за ее поисков;
• структурная – внедрение НТП в производство создает новую структуру рабочих мест (появляются новые отрасли и виды производства, сферы хозяйства), которой не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы.
Назовите негативные социально-экономические последствия безработицы
Потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и числа психических заболеваний.
Задание 17
Укажите основную цель государственной политики занятости в РБ
Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкуренции рабочих ресурсов на рынке труда.
Назовите важнейшие меры активной политики занятости
• осуществление мероприятий по созданию новых рабочих мест;
• обучение, переподготовку и повышение профессиональной квалификации безработных;
• активный поиск и подбор для безработных подходящих должностей.
Выделите основные направления государственной молодежной политики в сфере занятости
1. Улучшение жилищных условий молодежи.
2. Профориентация и трудоустройство молодежи, решение проблем молодежной занятости.
3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи.
4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи.
Назовите важнейшие меры содействия в трудоустройстве молодежи на рынке труда в Беларуси
Одной из наиболее эффективных мер политики занятости является организация профессионального обучения молодежи. Вчерашние выпускники школ, не имеющие профессии и не поступившие в учреждения образования, за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения (далее - Фонд).
Задание 18
Перечислите основные группы потребностей по А.Маслоу
1. Физиологические и сексуальные потребности – потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде и т.д.
2. Экзистенциальные потребности – потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда – в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.
Раскройте сущность двухфакторной теории удовлетворенности трудом Ф.Герцберга
Удовлетворённость от работы зависит от её внутренних и содержательных характеристик, а неудовлетворённость зависит от внешних характеристик работы и её контекста. Итогом же стало то, что все факторы, которые оказывают влияние на деятельность человека в производственных ситуациях, были распределены на гигиенические и мотивирующие.
Задание 19
Выделите наиболее важные критерии (стандарты) достойного труда:
а) в сфере заработной платы
б) в сфере занятости
в) в сфере социального партнерства.
А) Достойная заработная плата
Б) возможности занятости:
- уровень экономически активного населения;
- уровень занятости;
- уровень безработицы.
- оплачиваемая занятость.
Задание 20
Приведите формулировку ПРООН сущности развития человека (ссылка на источник обязательна)
Человеческое развитие - это процесс обеспечения людей более широким выбором. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2017 году.
Назовите основные факторы формирования человеческого капитала
Демографические факторы (численность, половозрастная структура, темпы природного прироста, средняя продолжительность жизни населения и т.п.). социально-экономические факторы, к ним можно отнести:
1)общий уровень образования и профессиональной подготовки населения;
2)рынок труда, спрос на рабочую силу;
3)условия использования рабочей силы.
Раскройте сущность показателя «индекс человеческого развития (ИЧР)»
Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода её граждан, по трём основным направлениям:
1. здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
Беларусь заняла 53-ю строчку, уступив Румынии и опередив Багамские острова. Средняя продолжительность жизни в Беларуси – 73,1 года, средняя продолжительность обучения – 12,3 лет, предположительная продолжительность – 15,5 лет, ВНП на душу населения составил около $ 16 тысяч.