1 Базовый учебный план, учебный предмет как носители содержания образования. Образовательный стандарт (инвариантный и вариативный компоненты учебного плана)
Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы…
2 Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики
1 этап. Становление воспитания в первобытном обществе. Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад, когда завершился антропосоциогенез и закончилась эпоха палеолита. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта…
3 Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (физическое и нравственное развитие, память, внимание, мышления, эмоциональная сфера) и их учет в процессе воспитания и обучения
Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности…
4 Гражданское воспитание школьников (задачи, средства, показатели)
Гражданское воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения школьниками навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание законопорядка, обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собственного жизненного успеха…
5 Деятельность и ее роль в развитии личности. Ведущий вид деятельности. Учебная деятельность как средство развития личности
Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта…
6 Дидактика как теория образования и обучения. Предмет, задачи, основные категории
Дидактика – это теория образования и обучения.
Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые неразрывно связаны с воспитанием и является его органической составляющей…
7 Дидактические взгляды Я.А. Каменского
Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века...
8 Дидактические взгляды К.Д. Ушинского
К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения рассматривая изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития…
9 Домашняя работа учащихся (виды, формы), методы и средства ее организации
Домашняя учебная работа – самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, под его опосредованным влиянием…
10 Дополнительные формы организации процесса обучения: лекции, семинары и др. и их характеристика
К дополнительным формам организации процесса обучения относятся: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, экскурсии.
Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а учащиеся его активно воспринимают…
11 Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения по Я.А. Каменскому
Закономерность воспитания – совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование…
12 Коллектив как объект и субъект воспитания: сущность, формирование и руководство
Коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности…
13 Контроль и оценка знаний учащихся: виды, функции, формы, требования к организации
Контроль представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения.
14 Конфликты в педагогическом процессе и способы их разрешения
Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия…
15 Методология и методы педагогического исследования. Характеристика основных группы методов пед.исследования. Логика организации педагогического исследования
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения…
16 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, упражнение и др)
Методы данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Они воздействуют на предметно-практическую сферу и направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность…
17 Методы стимулирования поведения и деятельности
Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.)…
18 Методы формирования сознания (методы убеждения) и их характеристика
Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения…
19 Наглядные методы обучения и аудиовизуальные средства обучения (виды, функции)
Наглядные методы обучения - это методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении…
20 Нестандартные уроки. Требования к современному уроку. Подготовка к уроку
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, КВН, деловая игра.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников…
21 Неуспеваемость учащихся: причины, пути преодоления
Неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксированная через период обучения (после изучения раздела, в конце четверти, полугодия)…
22 Нравственное воспитание: сущность, методы, формы, показатели
Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества…
23 Образование в современном мире как механизм развития личности. Тенденции развития мирового образовательного пространства
В современной науке образование рассматривается как ценность, как система, как процесс, как результат. Образование выступает как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества, как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом…
24 Общая характеристика методов обучения по уровню усвоения и характеру познавательной деятельности учащихся (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину)
Характер познавательной деятельности традиционно рассматривают как уровень мыслительной активности учащихся. Классификацию методов обучения на основании именно этого критерия предложили видные советские педагоги И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Данная классификация выделяет следующие методы обучения…
25 Общие методы воспитания. Их классификация. Выбор методов воспитания
Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Часть метода, отдельное воздействие - это прием.
Существует много методов и их классификаций по различным основаниям. Традиционной принимается классификация Г.И Щукиной. Она выделяет три группы методов…
26 Особенности развития и воспитания подростков. Проблема «трудных» подростков и пути ее решения
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности…
27 Педагогика в системе современного научного знаний. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогического знания
Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни…
28 Педагогическая деятельность: сущность, структура, основные виды. Педагогическое мастерство учителя. Требования к личности учителя.
Педагогическая деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования…
29 Педагогическое общение: функции, структура, стили. Индивидуальный стиль общения и его формирование
Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности…
30 Передовой педагогический опыт, его изучение и распространение. Анализ педагогического опыта одного из педагогов – новаторов (на выбор)
Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования…
31 Понятие личности. Характеристика основных факторов развития личности. Роль обучения в развитии личности.
Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).Структура личности…
32 Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Проблема классификации методов обучения. Сравнительный анализ двух классификаций обучения (на выбор)
Процесс обучения осуществляется различными методами.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно–воспитательных задач…
33 Понятие о системах и формах организации обучения. Классно-урочная система обучения: достоинства, недостатки и пути совершенствования
Система обучения – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся…
34 Практические методы обучения. Требования к упражнению
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры…
35 Предмет, задачи и основные категории педагогики
Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании.
Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс…
36 Принцип сознательности и активности в обучении
Принцип сознательности предусматривает использование логических операций и позитивного, ответственного отношения учащихся к обучению соответствии с требованиями этого принципа обучения будет эффективным тогда, когда ученики проявляют узнал реальными активность, является субъектом учебной деятельности…
37 Принципы систематичности, научности и доступности в обучении
Принцип научности. Этот принцип предусматривает раскрытие причинно-следственных связей явлений, процессов, событий, включения в средства обучения научно проверенных знаний, соответствующих современному уровню развития науки Он реализуется в содержании учебного материала, зафиксированному в учебных программах и учебниках…
38 Проблема возрастной периодизации в педагогике (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и современная научная периодизация)
Периодизация психического развития - это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов)…
39 Проблемное обучение: сущность, методы, характеристика достоинств и недостатков
Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения…
40 Программированное обучение: сущность, характеристика положительных и отрицательных сторон
Программированное обучение – это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ)…
41 Процесс обучения как целостная система. Двусторонний характер обучения. Структура, цикличность процесса обучения
Процесс обучения – это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, формирование умения использовать й их в жизни…
42 Связь обучения с практикой как дидактический принцип, принцип воспитывающего обучения и его реализация на уроках
Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.
Связь обучения с практикой – это дидактический принцип. Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности…
43 Семья, ее функции и роль в развитии, воспитании и социализации личности. Основные принципы семейного воспитания
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе…
44 Система физического воспитания. Здоровый образ жизни детей
Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни…
45 Система эстетического воспитания школьников с учетом возрастных особенностей
Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства…
46 Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др) и их характеристика
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения…
47 Современная система образования в Республике Беларусь. Учебные заведения нового типа и их роль в образовании
Национальная система образования в РБ включает образовательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально–техническое образование, среднее специальное, высшее образование, подготовку научных и научно–педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров…
48 Содержание образования: компоненты, источники, факторы отбора
Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности…
49 Старший школьный возраст: учет возрастных особенностей в обучении и воспитании.
В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется…
50 Сущность процесса воспитания и его основные принципы
Воспитание как педагогическое явление - целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования личности…
51 Сущность работы классного руководителя, воспитателя. Планирование воспитательной работы
Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия…
52 Технология организации и проведения воспитательного дела
«Воспитательное дело» – это наиболее общее название специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач. Главной целью социально-ориентированных ВД выступает воспитание общественно значимых качеств…
53 Трудовое воспитание (задачи, средства, показатели) и профориентация школьников
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Задачи трудового воспитания учащихся…
54 Умственное воспитание: задачи, средства, показатели. Формирование мировоззрения школьников
Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения…
55 Урок как основная форма организации процесса обучения. Типы и структура уроков. Зависимость структуры урока от цели, содержания, методов и места в учебном процессе
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс)…
56 Учебная программа, учебники и учебные пособия. Их функции и структура
Учебный план – это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
Учебная программа содержит…
57 Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная и их реализация на уроке
Основные функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.
Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся…
58 Цель, основные идеи, содержание воспитания
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания…
59 Эвристическое обучение: сущность, принципы, методы. Отличие от проблемного обучения
Принципы эвристического обучения – это положения, с помощью которых осуществляется эвристическое обучение применительно к конкретным педагогическим условиям…
60 Экскурсия как форма организации процесса обучения: виды, методика организации и проведения
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся…