Тема 1: Методы развития физических качеств
Тема 2: Социальные и биологические факторы, обуславливающие специфику труда учителя физической культуры
Тема 1: Методы развития физических качеств
Многократное выполнение физических упражнений сопровождается улучшением техники и тренирующим воздействием, развитием адаптационных процессов. Подбор физических упражнений, регулирование их продолжительности и интенсивности определяют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его способностей.
Различают пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям - этапности, неравномерное™, гетерохронности, независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здоровья.
В целях направленного развитая физических качеств у лиц с ограниченными возможностями используются те же методы, что и у здоровых людей:
— для развития мышечной силы — методы максимальных, повторных, динамических, изометрических, изокинетаческих усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции;
— для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, соревновательный, игровой, вариативный, сенсорный методы;
— для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы;
— для развития гибкости применяют: динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обеспечение необходимой амплитуды движений, а также восстановление утраченной подвижности в суставах в результате заболеваний или травм. Упражнения на растягивание направлены на соединительные ткани - сухожилия, связки, поскольку именно они препятствуют развитию гибкости, не обладая свойством расслабления;
— для развития координационных способностей используются методические приемы, направленные на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, ориентации в пространстве и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений.
Нормы нагрузки
Существуют нормы физической активности, рекомендуемые врачами, а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Взрослым от 18 лет до 50 лет рекомендуется выполнять в общей сложности не менее 60 минут умеренной физической активности в день. Регулярность интенсивных тренировок с учетом рабочей занятости должна быть не менее 2 раз в неделю по 50 – 60 минут (аэробика, силовые, координационные упражнения, растяжка).
Тема 2: Социальные и биологические факторы, обуславливающие специфику труда учителя физической культуры
Исходя из двойственной природы активности человека социальной и биологической - и факторы, определяющие дидактическую активность тренеров на уроке физической культуры, можно разделить на те же группы.
К социальным факторам следует отнести: особенности организации деятельности учащихся на уроке, оценку деятельности со стороны коллег и товарищей, удовлетворенность тренера процессом работы (уроками), наличие у него интереса к физической культуре и цели занятий физической культурой.
Для педагогов как профессиональной группы свойственен так называемый, синдром «эмоционального выгорания», под которым понимается состояние выраженного эмоционального и умственного истощения. Эмоциональное выгорание приводит к развитию различного вида негативных психологических проявлений, разрушительно сказывающихся на выполнении профессиональных обязанностей.
Такие проявления «выгорания» как апатия, ригидность поведения, обесценивание собственных достижений, развиваясь даже у отдельных учителей, способны негативно влиять на деятельность всего педагогического коллектива.