Задача №1
Задача №2
Задача №3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Задача №1
Во время проведения мероприятий, связанных с приездом в город N. главы иностранного государства, доступ в центр города был ограничен. Гражданин В.И. Ильин обратился в районный суд с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в его квартиру в доме № 10 по Центральной улице. Ильин мотивировал свою жалобу тем, что соображения безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения ее прав, но не для отстаивания своих собственных интересов), не могут служить ограничением прав и свобод граждан. В возражениях на жалобу, представленных Службой безопасности Президента Республики Беларусь было указано, что право «принимать меры по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты» предоставлено этому органу в соответствии в положениями статьи 16 Закона «О государственной охране» от 8 мая 2009 года № 16-З. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии со статьей 23 Конституции, может осуществляться в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Как следует решить дело? Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 23 Конституции, не соответствующей положениям главы «Основы конституционного строя» и, в частности, статье 2 Конституции?
ОТВЕТ:
Для начала раскроем содержание ст. 2 Конституции Республики Беларусь.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и их гарантированность со стороны государства означает придание им приоритета по отношению к иным каким-либо ценностям. Ориентиром в деятельности государства, его органов и должностных лиц должны быть права и свободы человека. С учетом их содержания необходимо осуществлять как нормотворческую деятельность, так и практику применения законодательства. Весьма важно, чтобы “законодательное определение” меры свободы действий человека и гражданина отвечало природе данного права, было направлено на оптимальный учет интересов других граждан, общества в целом. Аналогично следует формировать и правоприменительную практику.
В части второй комментируемой статьи устанавливается взаимная ответственность государства и гражданина. Это может проявляться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина в юридических документах, но и возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.
Задача №2
Гражданин А.С. Орлов оспаривает принятое районным исполкомом решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройству придомовых территорий в населенных пунктах района. Орлов считает, что такое решение может быть принято только органом местного самоуправления. Поскольку граждане не принимают участия в выборах органов местного управления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет. Какова правовая природа органов местного самоуправления и местного управления и каковы особенности права граждан на осуществление местного самоуправления? Обоснована ли позиция Орлова? Приведите аргументы.
ОТВЕТ:
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
• местные Советы депутатов;
• исполнительные и распорядительные органы;
• органы территориального общественного самоуправления;
• местные референдумы;
• собрания;
• другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:
• областных,
• районных,
• городских,
• поселковых,
• сельских исполнительных комитетов,
• местных администраций.
Местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Задача №3
На рассмотрение Национального собрания был внесен проект закона, по которому с 2011 года должен был осуществиться переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования соответственно внесенным страховым вкладам.
Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства?
Какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?
ОТВЕТ:
В Конституции Республика Беларусь закреплена как социальное государство (Ст. 1).
Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой характерно стремление к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защиты, равных возможностей для самореализации путем осуществления активной социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения.
Термин социально-ориентированное государство в научный оборот был введен на Западе в период Второй мировой войны. Это было продиктовано тем, что создатели правового государства полагали, что стоит только обеспечить каждому свободу от ограничений и поощрения конкуренции как это пойдет на пользу всем, сделает инициативу, частную собственность доступной для каждого, увеличит индивидуальную ответственность и инициативу, что приведет, в конечном счёте, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жесткой эксплуатации, обострению социального неравенства, классовой борьбы, фактическое неравенство превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.
Ответом на несовершенство правового государства, а также неудавшуюся попытку обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и реальное равенство, являлась теория и практика социального государства. Материальной предпосылкой социального государства явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум нуждающимся.